Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Роль Церкви в духовно-нравственном воспитании школьников на примере деятельности Покровского мужского монастыря Торбеевского района Республики Мордовия

30 сентября 2010 года

А.Ю.Никитина, студентка 5 курса Мордовского государственного педагогического института

Роль Церкви в духовно-нравственном воспитании школьника на примере деятельности Покровского мужского монастыря Торбеевского района Республики Мордовия

Полный текст статьи

авторы: игумен Амфилохий, Никитина А. Ю(докладчик). 

e-mail: pokrovm@rambler.ru, ane4ka-122@mail.ru

 

Республика Мордовия, г. Саранск, пос. Торбеево

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом.  В целях ее решения не так давно в общеобразовательные учреждения нашей страны были введены такие учебные дисциплины, как «Основы Православной культуры», «История мировых религий», «Этика и эстетика». Однако большим недостатком в этой работе является отсутствие воцерковления молодежи. Одним из видов учреждений, демонстрирующих, как осуществляется более полное религиозное воспитание, в настоящее время является  система занятий под общим названием Воскресная школа.

В статье подробно рассматривается деятельность Воскресной школы при Покровском мужском монастыре, направленная на воспитание детей во время учебного года и в период летних каникул. Приведены основные принципы работы Школы, описан эксперимент по катехизации общеобразовательных школ Торбеевского района.

Введение

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. К сожалению, это большая проблема для современного российского молодого поколения, характерными причинами которой явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью, резкое снижение физической подготовки молодежи и т.п.

В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии и агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных   качеств  личности школьника. Сейчас нельзя сказать с полной уверенностью, что само по себе образование гарантирует высокий уровень духовно-нравственной воспитанности современного школьника, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к  другим людям на основе уважения и доброжелательности. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием.

В наши дни потребность в религиозном образовании испытывают все.  Независимо от возраста и социального положения люди нуждаются в религиозном просвещении, они хотят знать о вере, которую избрал наш народ на заре своей государственности. Православное образование должно охватить все общество, нести ему духовное возрождение и нравственное обновление.

Не так давно в общеобразовательные учреждения нашей страны были введены такие учебные дисциплины, как  «Основы Православной культуры», «История мировых религий», «Этика и эстетика» и др. Предмет «Основы православной культуры» в светских общеобразовательных учебных заведениях на сегодняшний день является обязательной дисциплиной. Его преподавание направлено на воспитание детей и молодежи в духе любви к Отечеству, уважения отечественной истории, в бережном сохранении культурных традиций  нашего народа. Однако большим недостатком в этой работе является отсутствие воцерковления молодежи, преподавание в отрыве от  храма, т.е. от самой духовной жизни. Заместитель министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина заявил на заседании общественного совета при Министерстве в Москве: «От изучения религиозной культуры точно ни один человек не станет верующим, но он станет понимать некие основания поведения верующих людей, и это очень важно…». Также он отметил, что, по крайней мере, один результат у курса будет обязательно – «уменьшение доли невежества в обществе».

Хотя учащиеся и получают определенную сумму знаний, они не приносят эффективного результата. Необходимо, чтобы молодой человек не только получал знания о Боге, о Церкви, о нормах христианской жизни, но и в жизни становился христианином. В этой связи встает вопрос о воцерковлении  крещеных детей по их желанию  и желанию родителей. Также не менее важна подготовка кадров светских учителей, которые способны вести религиозное образование на высоком уровне.

Одним из видов учреждений, в которых более полно осуществляется религиозное воспитание, в нашей стране в настоящее время является  система занятий под общим названием Воскресная школа.

Для Воскресной школы важнейшим приоритетом  является  именно воцерковленность учеников. Они должны стать полноценными прихожанами и полюбить храм Божий, православное богослужение, крепко усвоить начала родной православной веры, христианского благочестия, высоко чтить Священное Писание, научиться молиться Богу, а главное – узнать законы Божии, понять, что хорошо, а что плохо с точки зрения христианства. В Воскресной школе учащиеся должны приобрести не только знания, но и навыки добродетельной жизни. Учение веры должно быть поставлено в теснейшую связь со всей жизнью учащихся, с их интересами и их активностью.  Для этого вместе с детьми следует отмечать церковные праздники, совершать паломничества к святыням. Надо обязательно научить каждого ребенка бороться со своими грехами (плохими привычками) делать добро в повседневной своей жизни – в семье, в школе, в среде неверующих, а не только в церковной ограде.

Во многих Воскресных школах организовано обучение церковным ремеслам: резьбе по дереву, столярному делу, вышиванию и т.п. Дети и молодежь принимают непосредственное участие в благоустройстве территории храма, а также его окрестностей. Здесь воспитание построено так, чтобы подрастающее поколение заботилось об окружающей их обстановке. Благотворное влияние Воскресной школы и Церкви должно способствовать постепенному повышению общей культуры нашего народа.  Поэтому Воскресная школа является уникальным  средством сплочения людей.

О том, как осуществляется духовно-нравственное воспитание детей и школьников Республики Мордовия, а именно Торбеевского района, далее и пойдет речь (на примере Воскресной школы при Свято-Покровском мужском монастыре села Дракино).

 

Воскресная школа при Покровском мужском монастыре

села Дракино

 

При Покровском мужском монастыре Воскресная школа для детей существует со дня его образования – с 1998 года. На протяжении 10 лет эту школу посещало лишь небольшое количество учащихся, примерно 10–15 человек. И лишь после внедрения в процесс обучения (2008 год) учебной программы «Детям о Православной вере», рекомендованной Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата Русской Православной Церкви для занятий в Воскресных школах (составленной З. И. Зинченко), количество учащихся возросло до шестидесяти человек (50% от общего количества учеников с. Дракино).

Учащиеся школы распределены в группы сближенного возраста.

  • Подготовительная группа – в ней занимаются дети в возрасте от 7 до 9 лет.

Далее с десятилетнего возраста ребята обучаются по четырёхлетней программе  «Детям о Православной вере». Здесь дети подразделяются на группы (курсы):

  • I курс – 10-11 лет;
  • II курс – 12-13 лет;
  • III курс – 13-14 лет;
  • IV курс – 15-16 лет.

Каждая группа имеет ведущего педагога, который сопровождает и поддерживает своих воспитанников до наступления ее выпуска. У I курса – Вера Дмитриевна Царакаева, у III курса – Зоя Ивановна  Зинченко, у IV курса – игумен Амфилохий.

Занятия по православию проходят по воскресным дням. На них отводится один час, в старших курсах – полтора.

Для детей из подготовительной группы составлена отдельная облегченная программа. На каждом уроке они занимаются рисованием, слушают интересные рассказы  или же смотрят видеоприложения, посвященные православию. В кружковых и внеурочных мероприятиях эти дети не участвуют.

В нашей стране, по мнению большинства, самой известной учебной программой, влияющей непосредственно на духовно-нравственное воспитание современных детей и молодежи, является дисциплина «Основы Православной культуры». Но педагоги Воскресной школы согласны с мнением большинства лишь частично, в связи с этим ими была предложена учебная дисциплина под названием «Основы Православной веры», результатом изучения которой должна явиться истинная вера в Бога, помогающая жить по Его Заповедям. Именно с десятилетнего возраста учащиеся начинают постигать всю глубину и сущность данной дисциплины. В процессе ее изучения ребенок не только получает информацию о Православной вере, но и вступает в реальную церковную жизнь, становится ее жителем. Церковь же, в свою очередь, является его семьей.

В процессе обучения ребята изучают молитвы, участвуют в
Церковных Таинствах. Через свой личный опыт они познают Бога, и это не только интересно для них, но и значимо.

Примерно урок строится по следующей схеме:

1. Начало урока – пение молитвы «Царю Небесный», которую ребята поют вместе с педагогом.

2. Краткое изложение материала.

3. Просмотр видеоприложения по теме урока.

4. Обсуждение услышанного и увиденного.

5. Прослушивание аудиоприложения на тему урока.

6. Чтение художественного (детского) приложения к уроку.

7. Заучивание краткого конспекта урока «хором».

Этот этап урока педагогами осуществляется на каждом занятии. Детьми заучивается краткий конспект урока – 2-3 предложения по теме, являющимися главными и раскрывающимися основную мысль.

8. Ребята раскрашивают прорись по теме урока или же она им дается на  домашнее задание.

9.  Пение молитвы «Достойно есть».

 

В Воскресной школе учебный процесс так же, как и в образовательной, делится на четыре четверти.

 Четверти первого курса подразделяются следующим образом:
I – начальные сведения о Православной Вере;

II – молитвы;
III – святые угодники Божии;
IV – православные праздники и посты.

Дети I курса занимаются изучением начальных сведений о Православной Вере, II курса – важных сведений о Православной Вере, на III курсе изучается священная история Ветхого Завета и церковнославянский язык; на IV курсе – Новый Завет.

В конце каждой четверти  учащиеся Воскресной школы сдают экзамены (8 тем), предполагающие ответы по краткому конспекту. Знания детей оцениваются по десятибалльной системе. В конце года им выдаются экзаменационные листы с фотографией из жизни Воскресной школы, а в конце четвертого курса – свидетельства.

В школе, помимо учебных занятий, для ребят старших курсов проводятся и кружковые. Для мальчиков организован спортивный кружок. Там их обучают оборонительным приёмам, тактике захвата и обезвреживанию противника. Интересен тот факт, что перед изучением того или иного приема учащимся необходима дополнительная спортивная нагрузка (ребята отжимаются, качают пресс, делают растяжку, подтягиваются на перекладинах, совершают прыжки как в длину, так и в высоту и т.п.). А самым главным мы считаем то, что ребята становятся серьезнее, мужественнее и увереннее в себе. Многие из них радуются тому, что без затруднений сдают нормативы на уроках по физическому воспитанию в школе, а также, что в настоящее время они не боятся постоять за себя и  своих близких.

Действует спортивная секция только год, но за это время ребята достигли значительных успехов. И именно то, что дети стали лучше заниматься физически в школе, а некоторые бросили курить, говорит о том, что занятия по рукопашному бою дали положительный результат. Как правило, если мальчик имеет хорошую физическую форму, то в нем поселяется чувство уверенности, которое так необходимо каждому из нас. Поэтому педагоги Воскресной школы ставят перед собой задачу – воспитать из ребенка сильного и уверенного в себе мужчину и, несомненно, защитника страны и своих близких. Девочки в Воскресной школе изучают музыкальную грамоту, хоровое пение.

Воспитатели считают, что внеучебная деятельность для детей является, своего рода, стимулом для их всестороннего развития, поэтому осенью, в связи с вводом в эксплуатацию новых помещений,  планируется открыть дополнительные кружки: кройки и шитья, ритмопластики и фото.

У Покровского монастыря на протяжении 13 лет сложились дружеские отношения с детским домом в поселке Потьма Зубово-Полянского района. Большинство из проживающих там детей являются инвалидами, умственно отсталыми, с задержкой психического развития, с нарушениями в физическом развитии и т.п. Как правило, все они относятся к отказным. Отец Амфилохий  регулярно бывает в этом учреждении с подарками и концертами своих воспитанников.

Дети из детского дома с удовольствием ждут гостей, которые поют для них и читают стихи. Ребята отвечают им тем же – готовят для гостей собственные выступления, которые поражают их до глубины души. После концертов дети из Воскресной школы раздают жителям детского учреждения подарки, вместе устраивают чаепитие, после чего утомленные, но с радостью в душе,  возвращаются домой.

Также ученики водят дружбу с воспитанниками Воскресной школы из села  Морд-Паёвка Инсарского района. В праздники Рождества и Пасхи они наносят друг другу визиты, во время которых обмениваются заранее подготовленными выступлениями, затем устраивают игры и организовывают чаепития. А как-то раз обе школы совершили совместный двухдневный поход в лес.

У детей существует еще одна традиция – показывать праздничные концерты в Торбеевской поликлинике для врачей и больных людей. Ребят  встречают дружелюбно, и после с теплотой вспоминают то добро, которое они для них делают.

В продолжение некоторого времени Воскресная школа устраивала праздничные выступления в Торбеевском СИЗО №3, зрителями которых были несовершеннолетние осужденные и рабочий коллектив данного учреждения. Два раза давали концерты в исправительной колонии ИК-12 в  поселке Молочница Зубово-Полянского района.

Своей деятельностью дети прославились во многих районах Республики Мордовия, а те, кто еще не видел организованных Воскресной школой при Свято-Покровском мужском монастыре концертов, приглашают их погостить в свои школы.

Весной этого года по приглашению РОО ансамбль Воскресной школы «Радование» принял участие в концерте, посвященном 120-летию Виктора Дорофеева – народного писателя и общественного деятеля нашей Республики – чествования которого проходили в селе Салазгорь Торбеевского района.

У многих может сложиться впечатление, что концертная программа, организованная педагогами и детьми Воскресной школы, носит строго церковное направление, но это не верно. Помимо духовных песнопений, ребята ставят увлекательные и веселые детские номера, поют песни о войне, о Родине, о маме и др. Некоторые девочки обучаются Зоей Ивановной Зинченко пению на клиросе.

Многие из нас не понимают того, что нужно ценить и беречь время, ведь оно скоротечно. Не задумываются и о том, что жизнь следует прожить, радуясь каждому мгновению и каждому ее изменению. Угрюмость и злость – это не самые лучшие спутники. Дети из этой школы делают добро людям, доставляют радость несчастным и больным детям, покалеченным судьбою. Показывая им свои номера, спектакли, читая стихи, воспитатели и ребята хотят сказать, что можно интересно и ярко жить без алкоголя, курения и наркотиков – вредных привычек, приносящих только зло, разочарование и боль. Даря искреннюю улыбку ребенку, организаторы и участники выступлений надеяться на то, что доля оптимизма, имеющаяся у них, поселится и в сердце человечка, разочарованного в жизни.

Но не только учебный год является насыщенным для детей Воскресной школы, следует отметить, что в летнее время им тоже не приходится скучать. Три года подряд дети вместе с педагогами и игуменом Амфилохием совершали паломничества. В 2007 году ими были посещены святыни Санкт-Петербурга: храм Спас на Крови, построенный в память Александру III, Казанский собор, женский монастырь в память Анне Кронштадской (дети были на ее могиле); в этом же году ребята побывали в Рязанской области и прикоснулись к мощам Феофана Затворника. 2008 год ознаменован следующими поездками: собор святого преподобного Федора  Ушакова, Пайгарма монастырь, святыни Псковской епархии, Санкт-Петербурга, Валаам, Свято-Ольгинский женский монастырь г. Инсара.  В 2009 году школа посетила следующие места: Свято-Троице-Сканов-Наровчатский женский монастырь, монастыри Московской области – Саввино-Сторожевский, Новый Иерусалим, Иосифо-Волоцкий. В этом же году по приглашению педагога З. И. Зинченко старшая группа Воскресной школы имела возможность провести несколько дней в Православном лагере на территории бывшей Поречской Ордынской пустыни в Тверской области. Возможно, именно эта поездка повлияла на то, чтобы организовать свой Православный лагерь. О нем далее и пойдет речь.

 

Палаточный лагерь «Лебединое озеро»

(Атюрьевский район, село Базарные Дубровки)

 

С помощью Покровского мужского монастыря Саранской Мордовской епархии Русской Православной церкви был организован Детский Православный военно-патриотический палаточный лагерь, местом проведения которого явилось село Базарные Дубровки, Атюрьевского района. Продолжительность работы лагеря по времени: 5 дней, с 26 по 30 июля 2010 года.

Одними из главных целей организаторы лагеря считают:

  • дальнейшее формирование у детей и подростков положительного опыта личностного развития;
  • стремления к духовно-нравственному совершенствованию;
  • приобщения к духовным, общественным ценностям и нравственным нормам;
  • формированию у молодого поколения гражданской позиции и развития чувства патриотизма.

Главная цель – научить ребят достойно преодолевать трудности, быть человеком – защитником окружающего нас мира природы, созданного Богом, заботливым хозяином, добрым другом.

В палаточном лагере приняли участие мальчики в возрасте от 11 до 16 лет (10 человек). Их сопровождали 4 взрослых инструктора: священник, педагоги, спортсмены, обслуживающий персонал.

Первый день лагеря представлял собой проведение работ по его обустройству. Далее проходила церемония открытия лагеря, сопровождающаяся песнями на военную тематику. Закончился вечер беседами у костра и песнями под гитару.

В течение пяти дней детям рассказывали об истории Великой Отечественной войны, о годах тяжких испытаний русских солдат, о небесной помощи православному воинству, знакомили их с героизмом земляков и уроженцев Торбеевского района, проявленных в годы службы в ВОВ, Афганистане,  Чеченской Республике. Первая лекция была посвящена истории возникновения фашизма, его идеологии.

На второй день в лагерь приехали гости – сотрудники правоохранительных органов из Торбеева, которые привезли настоящее боевое оружие, защитные каски, бронежилеты и противогазы. Детям было разрешено примерить обмундирование и внимательнее рассмотреть оружие. А также ребята разбирали и собирали его на время. Несколько часов понадобилось гостям для того, чтобы ответить на вопросы, интересующие подростков. Приезд милиционеров обрадовал будущих защитников Родины. Полезная информация, которую они узнали, по словам самих детей, пригодится им в будущем.

В лагере для подростков каждый день являлся насыщенным и интересным. Со своим тренером они изучали приемы рукопашного боя, с лектором и священнослужителем беседовали о подвигах православного воинства в годы войны. Также для детей были организованы спортивные состязания, в которых они с большим интересом приняли участие. Так, например, они с удовольствием участвовали в стрельбе с пневматической винтовки, для некоторых была новой игра «Дартс». Но самой запоминающейся для подростков стала военная игра «Зарница».

На четвертый день лагерь снова посетили гости – археологи из Московской области, которые привезли и показали свои находки – церковные вещи, датируемые с IX по XIX века, включавшие в себя медные, бронзовые и серебряные кресты и иконостасы. Ими были указаны названия исчезнувших около тысячи лет назад деревень, где были найдены эти вещи. После услышанных историй дети уже без затруднений могли представить, какие кресты носили жители этих поселений в разные века, к каким святым обращались за помощью, если собирались в дальнюю и трудную дорогу и т.п.

Следует сказать, что пребывание детей в этом лагере оказало на их самосознание и миропонимание огромное влияние. У них значительно повысился интерес к историческому и духовному наследию нашей страны, к истории ВОВ. Самым главным мы считаем то, что между ребятами укрепилась дружба, хотя в лагере жили дети разных возрастов от 11 до 16 лет. Младшие мальчишки брали пример со старших, наравне с ними они выполняли различного рода работу, например, приносили воду, убирали мусор и т.д. У детей повысилась мотивация к занятию спортом, им понравилось жить на свежем воздухе. Дети остались довольны поездкой. В глазах педагогов и священника они видели только добро и поддержку, которая им как никогда была необходима.

 

Процесс катехизации в Республике Мордовия

 

Каждый учитель обязан знать, что цели урока – обучающая, воспитательная и развивающая – неразрывно связаны между собой. Но, к сожалению, современный педагог на первое место ставит обучающую цель, объясняя это тем, что школа должна давать знания ребенку и способствовать его дальнейшему развитию. Но ведь задача общеобразовательных учреждений не только в том, чтобы вырастить умного и развитого человека, но и в том, чтобы он видел границу между понятиями «нравственность» и «безнравственность». И если наши учителя будут на уроках только обучать и развивать детей, а не воспитывать, то из школы выйдет «умный преступник», а не образованный выпускник, наделенный наряду со знаниями и духовно-нравственными качествами. Возможно, именно по этой причине в России было запланировано начать обучение детей новым предметам по Основам религиозных культур и светской этики.

Эксперимент по преподаванию учебных дисциплин духовно-нравственного содержания коснулся школ и нашей Республики Мордовия. Наиболее ярко он проходит в Торбеевском районе. Следует сказать, что именно этот район, а именно село Дракино, является центром съезда учителей (около 25 человек), участвующих в процессе катехизации. При Покровском мужском монастыре, как уже было ранее упомянуто, имеется Воскресная школа. На сегодняшний день она является одной из основных форм систематической катехизации образования.

По мнению участников эксперимента, предметы на духовно-нравственную тематику должны изучать не только дети из Воскресной школы, но и ученики образовательных учреждений. Современные дети не видят границ между добром и злом, честью и бесчестием, любовью и ненавистью. Телевидение, газетная информация и всем известный Интернет затмили все то, что оказывает на развитие детей лишь положительное влияние. Дети не хотят читать полезную литературу, они играют в различного рода игры и не замечают того, что их душа начинает потихоньку черстветь и леденеть. С целью повышения у детей интереса к Богу, к вере, к самой жизни и был организован данный эксперимент.

Еще одной причиной организации подобной деятельности стало следующее. Мало того, что человек ходит в Воскресную школу и познает веру. Необходимо привлечь к этому процессу всех учащихся, так как ребенку, обучающемуся  в Воскресной школе, находясь в обществе своих сверстников, сложно следовать тем христианским заповедям, о которых он узнал на занятиях по Основам Православия. Ведь один человечек не сможет устоять перед целым обществом злобных и безнравственных людей. А если ознакомить весь класс с данной дисциплиной, то этот ребенок уже не будет опасаться того, что окружающие своим давлением смогут разрушить его принципы, благодаря которым он стал лучше жить.

Именно из этих соображений и решили приобщить общеобразовательные учреждения нескольких районов Республики Мордовия к данному эксперименту, продлившегося пока одну четверть учебного года. В нем были задействованы такие районы, как Торбеевский (село Дракино, село Варжеляй, село Салазгорь), Зубово-Полянский (село Пичпанда, село Ачадово, село Морд. Пимбур), Инсарский район.

Учителя, согласившиеся участвовать в таком деле, прежде прошли обучение. Для них в Покровском монастыре были организованы семинары, лекции, которые проводили помощник благочинного Торбеевского района по духовному образованию и работе с молодежью игумен Амфилохий и внештатный сотрудник отдела религиозного образования и молодёжного служения Саранской епархии, автор серии учебных пособий «Детям о Православной Вере» З. И. Зинченко.

К сожалению, на обучение детей Основам Православной веры администрации школ выделили всего один час в неделю, с учетом того, что занятия по данной дисциплине будут проводиться после уроков в виде факультатива.

Первые занятия показали, что детям нравится беседовать о Боге, о вере, о Божьих заповедях и т.д. Многие из них сокрушались по поводу того, что на них отводится так мало времени. Следует отметить, что процесс обучения детей в общеобразовательных учреждениях ничем не отличается от занятий в Воскресной школе.

Ученики не уступают в активности ребятам из Воскресной школы: они с большим интересом участвуют в концертах, посещают святые места и т.п. Педагоги, переживавшие о том, что не смогут систематизировать свои занятия и вселить в души детей веру в Бога, в настоящий момент рады такому повороту в их жизни. Они трепетно относятся к своим воспитанникам и отзываются об их успехах с гордостью. Педагоги отметили, что ребята стали добрее, терпимее, внимательнее, уважительнее не только друг к другу, но и к взрослым. Дети поняли, что жить нужно по заповедям Божьим, не вредить, не злиться и не проявлять агрессии к окружающим, сами не раз признавались, что изменились в лучшую сторону.

По нашему мнению, процесс катехизации необходим в современном мире. И пусть те ребята, которые посещают занятия по Основам Православной веры в будущем и не станут священниками, зато они узнают, что искренняя любовь и милосердие превыше всего. Может быть, именно благодаря изучению религиозных предметов, наши дети из безжалостных  и неуравновешенных эгоистов, «умных преступников» превратятся в доброжелательных и гуманных людей.

 

Заключение

 

В данной статье нами было рассмотрено, как осуществляется духовно-нравственное воспитание школьников Республики Мордовия во время учебного  года и летних каникул.

Воспитывая наших детей, мы должны учитывать то, что только наши просьбы, советы, а главное искренняя любовь смогут помочь им встать на добрый путь, лишенный зла и беззакония. Но, к несчастью, не все дети понимают, что хорошо, а что плохо. Задача близких и учителей научить их видеть те самые границы между добром и злом, любовью и ненавистью, которые в настоящее время размыты. Церковь, видя какой непорядок царит в современных школах, видя детей, ставших алкоголиками и наркоманами, предлагают свою помощь, от которой мы не в праве отказаться, иначе подрастающее поколение просто-напросто деградирует, а у нашей страны не будет светлого будущего. К счастью, есть семьи и школы, принимающие ее с благодарностью. Не раз сами родители признавались, что их дети изменились в лучшую сторону. И именно занятия по Основам Православной веры и общение ребят со священниками, верующими людьми и повлияли на эти изменения.

Важно еще и то, что духовно-нравственное воспитание школьников не прекращается и во время летних каникул. Пусть в это лето детям и не удалось совершить паломнические поездки по городам России, зато они побывали в живописных святых местах Республики Мордовия, где начиналась православная Русь, также побывали в монастырях и храмах Мордовской Епархии.

Следует помнить, что наши дети нуждаются в любви, в ласке, в поддержке, во внимании, понимании, добром отношении. А кто должен дать им все это? Конечно же, родители и близкие люди. Но нельзя ограничиваться только на родительских ласках. Школа также обязана поддерживать детей, играть в их жизни одну из главных ролей. Семья и школа – это самые первые социальные институты для детей, где их воспитывают и обучают. Церковь, которая проявляет желание помочь в воспитании ребят, совершает доброе дело. Нельзя сказать, что, беря на себя долю заботы о наших детях, она облегчает жизнь учителям и родителям. Нет. Священник и педагоги религиозных дисциплин помогают своей деятельностью в воспитании подрастающего поколения для того, чтобы наше общество отказалось от алкоголизма, курения, наркотиков, от зла, агрессии и беззакония.

Необходимо помнить, что православие – это не система, это жизнь в любви; и духовно-нравственным наше воспитание получится только тогда, когда мы начнем совершать его в любви.

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.