Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Православные священники и народознание в Нижегородской губернии середины ХIХ века

23 ноября 2010 года

Юрий Александрович Курдин, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теологии и  истории культуры ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара»

 

 В становлении и развитии провинциальной историографии XIX столетия важную роль сыграла деятельность общероссийских научных обществ и прежде всего Императорского Русского Археологического Общества, Императорского Общества истории и древностей Российских, Императорского Русского Географического Общества.

Общественное оживление середины XIX века, явный рост демократических настроений в публицистике, литературе и науке – всё это самым благотворным образом сказывалось на развитии археологических, этнографических и историко-краеведческих интересов. Материальная и духовная жизнь народа в её региональной специфике оказывается в центре внимания организованного в 1846 году Императорского Русского Географического Общества (далее в тексте РГО).

Географическое Общество образует внутри себя отделение этнографии, посылает научные экспедиции на места, издает программы по собиранию материалов,  в систематическом порядке хранит их в своем архиве и частично публикует[1]. Содержание рукописей, поступавших в ученый архив Общества, было довольно разнообразным и чаще всего определялось издаваемыми РГО программами. В 1847 году Н.И. Надеждиным была подготовлена программа по этнографии, в которой все желающие потрудиться на поприще науки приглашались «доставлять местные описания по известному плану». План этот, изложенный довольно подробно, «обнимал следующие предметы: наружность жителей; отличительные особенности их наречия; домашний быт (жилища, домашнюю утварь, одежду, пищу, обычаи и обряды, сопровождающие разные эпохи и случаи жизни, народную медицину, любимые занятия, народное увеселение, как-то: песни, пляски, музыку; расчет денежных средств жителей); юридические обычаи; умственные и нравственные способности и образование; наконец, - местные народные предания и памятники»[2]. Более семи тысяч экземпляров этой программы были разосланы во все губернии, через разные ведомства, в виде инструкций для желающих доставлять в Общество этнографические материалы.

К сотрудничеству активно привлекаются провинциальные исследователи местной старины, наиболее выдающиеся из них становятся действительными членами Общества. Из нижегородских любителей древности такой чести первым удостоился Павел Иванович Мельников[3]. В 1845 году нижегородский губернатор князь М.А. Урусов поручает Мельникову редактирование неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», издаваемых с 1838 и отличавшихся официальной направленностью. На страницах газеты начинают регулярно печататься статьи исторического, этнографического и статистического характера, большинство из которых написаны самим редактором. За публикацию серии очерков о Нижегородской ярмарке, привлекших руководство РГО своей научной обоснованностью, богатством жизненных фактов и мастерством социального анализа, Мельников в 1846 году был принят в члены-сотрудники Общества.[4] Постепенно при губернской газете сложился кружок любителей нижегородской старины, наиболее активными деятелями которого, кроме самого редактора, были П.И. Пискарёв, Н.Н. Храмцовский, Н.И. Шаганов, иеромонах Макарий (Миролюбов). Публикации каждого из этих корреспондентов «Нижегородских губернских ведомостей» исчисляются десятками очерков и статей краеведческого характера.

Укреплению сотрудничества нижегородских народоведов с РГО во многом послужил переезд в Нижний Новгород Владимира Ивановича Даля, с 1849 по 1859 год служившего управляющим Нижегородским удельным имением.[5] Именно Даль стоял у истоков создания Общества. По  воспоминаниям Мельникова, близко знавшего Даля в эти годы, «по четвергам собирался у Владимира Ивановича кружок близких людей: тут бывали академики, профессора, литераторы, художники, музыканты, моряки, артиллеристы, военные инженеры, офицеры генерального штаба, все люди мысли, слова и искусства. Здесь-то, на этих четвергах, зародилась и выработалась мысль об учреждении Русского Географического Общества, которое бы находилось в ведении министра внутренних дел. В 1845 году граф Перовский исходатайствовал Высочайшее соизволение на учреждение этого Общества, самого деятельного из всех русских ученых обществ… Имя Владимира Ивановича значится в числе имён его учредителей».[6] С переездом Даля в Нижний Новгород многие губернские материалы начинают публиковаться на страницах столичных изданий, руководимых единомышленниками Даля И.П. Сахаровым, И.И. Срезневским, М.П. Погодиным. Так, в Вестнике Императорского Географического Общества за 1851 год, в книжке пятой, напечатана статья Даля «О наречиях русского языка», вошедшая затем без изменений в предисловие к «Толковому словарю живого великорусского языка», а в первом выпуске «Этнографического сборника» РГО за 1853 год помещены статьи нижегородцев Василия Боборыкина и Михаила Доброзракова, отличающиеся обилием этнографического материала. Содержание этих статей, отредактированных Н.И. Надеждиным, получило высокую оценку в работе К.Д. Ушинского «О трудах уральской экспедиции»[7].

Самым деятельным корреспондентом-нижегородцем РГО явил себя профессор Нижегородской духовной семинарии иеромонах Макарий (Миролюбов), в декабре 1849 года избранный в действительные члены-сотрудники Общества[8]. Иеромонах Макарий оказался выдающимся организатором собирательской работы в губернии. Во многом ориентируясь на программы РГО по собиранию на местах этнографических материалов, Макарий по благословению правящего архиепископа Иакова (Вечеркова) разрабатывает и рассылает по всем приходам Нижегородской епархии собственные программы по изучению церковных древностей и сбору сведений о быте и обрядах прихожан. Сельское духовенство Нижегородской губернии, неукоснительно приняв к исполнению распоряжение архиерея, активно включилось в процесс народознания.

Обзор рукописей архива РГО позволяет по достоинству оценить вклад православных священников в копилку народоведения XIX столетия. Всего в распоряжение Общества с 1848 по 1891 год было прислано 160 корреспонденций из Нижегородской губернии, из них за 60-90-е годы только 18, то есть чуть более 11% всего материала. Основная часть хранившегося в архиве РГО материала по Нижегородской губернии датируется 40-ми-50-ми годами XIX столетия. Наибольшей интенсивностью собирательской работы выделяются 1849 и 1850-й годы. Количество присланных за 1849 год материалов составило 34 единицы хранения, из них 6 принадлежали самому Макарию. В 1850 году нижегородское священство, воодушевляемое вновь избранным членом-сотрудником РГО Макарием, превзошло и эти результаты. В распоряжение научного общества из Нижегородской губернии направлены 46 корреспонденций, из которых 10 вышли из-под пера профессора Макария. Этот своеобразный «рекорд» народоведческой работы остался непревзойденным. В мае 1851 года в Нижний Новгород пришло распоряжение Святейшего Синода, в котором говорилось, что «иеромонаху Макарию Миролюбову определено быть инспектором Пермской Духовной семинарии».[9] С этого времени исследовательская активность нижегородских корреспондентов РГО стала заметно снижаться. Количество материалов из губернии за пятидесятые годы составило 62 статьи, из них 37 были подготовлены по программе профессора Макария.

Исходя из приведенной статистики, можно смело утверждать, что РГО развернуло исследовательскую деятельность в 40-е – 50-е годы XIX столетия, во многом опираясь на материалы, сообщенные с мест сельскими приходскими священниками, составившими основу «низового» народоведческого движения в России.

В целом же социальный состав корреспондентов РГО из Нижегородской губернии представлен следующим образом: один крестьянин (Иван Николаевич Мамакин из заштатного города Починки Лукояновского уезда); один помещик (отставной гвардии поручик Василий Боборыкин, Нижегородский уезд); один уездный врач (Линдегрен из г. Василя); один исправник (подпись неразборчива); один гласный (гласный княгининской Городской Думы Михаил Исаков); один бургомистр (Сергачской Городовой Ратуши Ерофеев); один городской глава (г. Балахны глава Василий Закурдаев); три становых пристава (приставы 1 и 2 станов Сергачского уезда (подписи неразборчивы), пристав 2 стана Нижегородского уезда Иванов).

Остальные корреспонденты РГО – священнослужители сельских приходов 11 уездов Нижегородской губернии. По уездам корреспонденты Общества распределены следующим образом: Арзамасский – Константин Лебединский, Иоанн Покровский, Михаил Покровский, Василий Страгородский, Михаил Яворский; Балахнинский – Константин Северов (2 статьи); Васильский (Васильсурский) – Петр Андреевич Акрицкий, Александр Александрович Александров,  Михаил Александрович Александров, М.С. Востоков, М.А. Добролюбов, Петр Епифанов, Михаил Малинин, Евдоким Семенович Морозов, Михаил Андреевич Крассов, Василий Орлов, Василий Покровский, Дмитрий Иоаннович Рубинский, Михаил Рубинский, Евлампий Световидов, Василий Смиренский, Иоанн Смиренский, Андрей Спасский, Николай Успенский; Горбатовский – Фераипонт Виноградов (две статьи), Фёдор Любимцев, Василий Иванович Нарбеков, Филарет Фаворский (две статьи), Василий Фиалковский, Лавр Яворский; Княгининский – Александр Бутурлин (5 статей), Андрей Крылов, Александр Смирнов; Лукояновский – Василий Вербицкий, Михаил Доброзраков, Алексей Арефьевич Харитонов, Василий Яшеров; Макарьевский – Петр Семёнович Смирнов (2 статьи), Иоанн Утехин, Александр Цедровский; Нижегородский – Николай Лавров, Василий Иванович Райковский (2 статьи),  Алексей Садовский; Семеновский – Василий Георгиевский (5 статей), Иоанн Райковский, Николай Успенский; Сергачский – Дормидонт Доброселавин, Сергей Иванович Архангельский, Михаил Логинович Любский, Иоанн Дмитриевич Орфелинов, Василий Покровский, Александр Иванович Путятин, Александр Иванович Разумов, И.В. Смирнов, Григорий Фиалковский, Иван Никитич Флеров.[10]

Кроме поименованных выше 58 священников-корреспондентов РГО, указавших в статьях данные о себе, в архиве Общества сохранились 37 корреспонденций, составленных по программе иеромонаха Макария и явно принадлежавших представителям сельского духовенства из разных уездов. Если учесть, что сам Макарий прислал ряд статей обобщающего характера, составленных из присланных ему материалов, то можно сделать вывод о включении в собирательскую работу священников из всех уездов Нижегородской губернии.

Подобную творческую активность сельского духовенства было бы неправильно объявлять лишь их служебным рвением. В сопроводительных письмах в РГО многие корреспонденты отмечали, что призыв Общества послужить на ниве народознания был ими горячо подхвачен. И удивляться этому не приходится, ведь в середине XIX века, когда основу народного просвещения составляли церковно-приходские школы, сельские священники-учителя во многом восполняли отсутствие интеллигенции в Российской провинции.

Вклад духовенства в народоведение 40-х – 50-х годов XIX века имеет непреходящее значение ещё по одной причине. Они являлись корреспондентами РГО непосредственно на местах, работая в самой гуще народных масс и с большим знанием дела.

Между тем в предреформенные годы, отмеченные ростом социального протеста и слухов-толков об отмене крепостного права, вводились ограничения и на экспедиционную деятельность учёных обществ. Так, в декабре 1859 года шеф жандармов князь В.А. Долгоруков докладывал Императору Александру II относительно путешественников, собирающих по селам и деревням сведения о быте крестьян. «Высочайшее повеление» было сообщено в Министерство внутренних дел. В результате появилось официальное предписание «О путешественниках, отправляющихся в Россию для собирания разных сведений», подписанное министром внутренних дел С.С. Ланским 4 января 1860 года.[11]

Как явствует из приведенной выше статистики, кроме священников, изучавших жизнь и быт своих прихожан, среди корреспондентов РГО из Нижегородской губернии заметно выделяются полицейские и гражданские чиновники, также включившиеся в процесс народознания. Эти корреспонденты руководствовались программой для исследования внутренней торговли России, составленной Отделением статистики в  1849 году. Эта программа была разослана в Статистические комитеты, Думы, Магистраты и Ратуши; кроме того, Департаменты Почтовый, Горный, Сельского хозяйства, Мануфактур и внутренней торговли передали эту программу к исполнению во все подведомственные им места и учреждения. Ответы стали поступать в 1850-м году. Однако, по оценке А.Б. Бушена, ответы эти, «за исключением весьма немногих, принадлежащих большею частию отдельным лицам и членам Общества, отличались неопределенностью и неполнотою. Большинство казённых и общественных учреждений или отписывалось или сообщало голые, ничем не объясненные или неоправданные цифры».[12]

Рукописи, поступившие в РГО в ответ на программу по этнографии и в большинстве своём принадлежащие сельскому духовенству, составляют, по мнению Д.К. Зеленина, «главную и ценнейшую часть всех рукописей теперешнего архива Общества».[13] Главная же ценность сообщенных священниками фольклорно-этнографических материалов состоит в том, что собраны они в те годы (40-e – 50-е), когда традиционный сельский быт ещё сохранял остатки русской старины, а настоящая исследовательская деятельность по изучению жизни народа не была развёрнута в должной мере.

 

 

 


[1] В 1914 – 1916 гг. вышло в трёх томах «Описание архивов Русского Географического Общества», составленное известным этнографом Д.К. Зелениным.

[2] Двадцатипятилетие И.Р. Географ. Общества 13 января 1871 года, - Спб., 1872, с.49. Надеждин Николай Иванович, 1804-1856, писатель, критик. В 1832-1835 гг. был профессором Московского Университета по теории искусств, археологии и логике. Первый председатель отделения этнографии в РГО.

[3]  Мельников Павел Иванович (Андрей Печерский), 1818-1883, выдающийся русский писатель, историк по образованию (Казанский Университет), этнограф, расколовед.

[4]  Нижегородская ярмарка в 1843, 1844 и 1845 годах. – «Нижегородские губернские ведомости», 1846 г., №№ 1,2,6-47.

[5] Подробно о Нижегородском периоде жизни и деятельности В.И. Даля в книге: А.В. Седов. Преданный друг А.С. Пушкина. Монография. – Арзамас: АГПИ, 2000.

[6] Мельников-Печерский П.И. Владимир Иванович Даль: критико-биографический очерк // Полное собрание сочинений Владимира Даля (казака Луганского). СПб, 1897. Т. I. – C.LV-LVI                                             Лев Алексеевич Перовский – министр внутренних дел.

[7] К.Д. Ушинский. Собр. соч., изд.: АПН РСФСР, М., 1948, с.438-439.

[8] Николай Кириллович Миролюбов, 1817 – 1894, в монашестве Макарий. С 1842 по 1851 год преподаватель Нижегородской духовной семинарии, с 1879 по 1884 год епископ Нижегородский и Арзамасский. Выдающийся историк русский церкви и краевед. Подробнее в книге: Архимандрит Тихон (Затёкин). Архиепископ Макарий (Миролюбов). Церковный историк и духовный пастырь. – Нижний Новгород, 2009.

[9] ГУ ЦАНО. Ф.570, Ок.558, Д.380 (1866), Л.4 – об.

[10] Архив РГО, Разряд 23, опись 1, №№1-161.

[11] О путешественниках, отправляющихся в Россию для сообщения разных сведений.

                По случаю дошедших сведений о разных неблагонамеренных толкованиях, рассеиваемых между народом, относительно изменения существующего порядка во владении помещичьими имениями, циркулярным предложением моим от 8 декабря 1857 г. за №47 поручено начальникам губерний бдительно следить за распространением ложных известий, которые могут нарушать общественное спокойствие, и, в нужных случаях, принимать самые решительные меры для пресечения зла в начале.

Между тем сделалось известно, что в некоторых местностях являются разного звания лица, даже без узаконенных видов, под предлогом собирания сведений о быте крестьян, и разговорами возбуждают между сими людьми ложные и вредные толки.

Обращая на сие обстоятельство бдительное внимание вашего превосходительства, я, с Высочайшего Государя Императора соизволения, имею честь сообщить Вам, для надлежащего руководства и исполнения:

Что только ученые общества, утвержденные правительством, могут посылать от себя лиц для собирания нужных им сведений.

Что и ученые общества, отправляя путешественников, должны снабжать их надлежащими видами и о каждом из них поставлять в известность Министерство внутренних дел, дабы начальники губерний могли быть предварены об упомянутых собирателях прежде прибытия их на место, а равно и  сами собиратели обязаны заявлять о себе местной полиции.

Что издатели журналов и газет отправлять подобных путешественников права не имеют и

Что с лицами, путешествующими без установленных видов, следует поступать по законам.

К сему присовокупляю, что о таковом монаршем соизволении сообщено министру народного просвещения, для зависящего от него распоряжения…»

РГАСПИ, ф.109, эксп. 1.д.240, л.49 и 49 об.

[12] Двадцатипятилетие И.Р. Географ. Общества, с.73. Бушен Артур Богданович, 1831-77, русский статистик, редактор «Ежегодника министерства финансов».

[13] Д.К. Зеленин. Описание рукописей ученого архива Императорского Русского Географического Общества. Выпуск первый. Петроград, 1914, с.V.

Зеленин Дмитрий Константинович, 1878-1954, этнограф, фольклорист и диалектолог, ч.-к. АН СССР (1925). Основные труды по этнографии восточных славян.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.