Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Роль протоиерея Ивана Иосифовича Сахарова в развитии Нижегородской губернии

1 февраля 2015 года

Негосударственное общеобразовательное учреждение

религиозной организации «Арзамасская православная гимназия

имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

 

«V Серафимовские детские чтения»

 

Секция: «Духовные страницы русской истории»

Роль протоиерея  Ивана Иосифовича Сахарова

в развитии Нижегородской губернии

 

Выполнила: ученица 6«А» класса Васильева Анжелика Евгеньевна,

Научный руководитель: учитель математики Чернонебова И. М.

 

Арзамас

 

Содержание

  Введение .............................................................................................3

      1. Родословная Сахаровых. .................................................................4 

     2. Роль протоиерея Ивана Иосифовича Сахарова

         в  развитии Нижегородской губернии …………………………………………………5-10

    3. Заключительная часть ................................................................... ….11

Список литературы .................................................................................12

Приложения .............................................................................................13

 

 

1. Родословная Сахаровых.

Много людей потрудились на ниве образовательной, духовной, культурной деятельности - и знаменитых, и совсем неизвестных, удивительные подвижники земли русской и всего христианского мира. Нижегородская губерния возрастила немало выдающихся иерархов церкви, благочестивых пастырей, деятельных миссионеров, знаменитых ученых и проповедников.

История. нижегородской земли хранит ещё немало тайн и загадок, но каждой из них приходит свой срок, когда ранее неизвестное становится удивительной находкой, дающей в свою очередь толчок ко всё новым и новым открытиям. А.Д. Сахаров – человек, имя которого неразрывно связанно с городом Саров, где сейчас мы и находимся. Известный ученый с мировым именем ,общественный и политический деятель, диссидент и правозащитник, создатель водородной бомбы. Обладатель высших наград, лауреат Нобелевской премии мира и бесправный ссыльный ,народный депутат и автор проекта Конституции . Он был явлением мирового масштаба.

А вот его прапрадед Иван Иосифович Сахаров, не был явлением мирового масштаба, но за долгие годы служения православному миру снискал любовь и уважение арзамасцев и внёс значительный вклад в развитие Нижегородской губернии.

А знаете ли, вы, что корни рода Сахаровых уходят глубоко в Нижегородскою землю. История рода Сахаровых –это история и судьба русских интеллигентов: священников, юристов, педагогов. История людей, которые отдавали все свои силы и знания просвещению и духовному совершенствованию Русского народа. Три поколения предков со стороны отца были священнослужителями в приходах Нижегородской губернии. (Приложение 1) [1] 

 

2. Роль протоиерея Ивана Иосифовича Сахарова в  развитие Нижегородской губернии

При архиерейском доме в Нижегородском Кремле были открыты две грамматические - эллино-греческая и славяно-российская школы.   С этого момента и начинается отсчёт в истории первой в России Семинарии давшей стране выдающихся церковных пастырей, учёных-богословов и просветителей.

        Очень насыщенной была программа Семинарии. Помимо общеобразовательных специализированных предметов преподавались различные языки: греческий, латинский, еврейский, французский и немецкий, а также точные науки: физика, математика. Кроме того, в программу были включены: живопись, иконопись, и даже гимнастика. В ее стенах возросло немало выдающихся иерархов Церкви, благочестивых пастырей, деятельных миссионеров, знаменитых ученых и проповедников.[1]  На поприще церковной истории нашел свое призвание выпускник Нижегородской Семинарии Иван Иосифович Сахаров. За долгие годы служения православному миру протоиерей Иоанн Сахаров снискал любовь и уважение арзамасцев, «имел многие награды», в том числе орден св. Анны 2-й степени. Составил историческое описание церквей Арзамаса, которое было опубликовано в «Нижегородских ведомостях» в 1888 году. Благоговение его к Пресвятой Богородице в особенности выраженно им в рукописи «Порфира и венец Приснодевы«» и была передана на хранение Нижегородской духовной семинарии, но к сожалению не сохранилась. Иоанн Сахаров много времени уделял развитию образования, являясь депутатом в градских училищах.  [1]

А теперь давайте проследим основные события жизни И. И. Сахарова. Протоирей Иван Иосифович Сахаров был единственным сыном священника села Ивановского, Ардатовского уезда Нижегородской губернии, отца Иосифа Васильевича, не имевшего фамилии, родился он в этом селе Ивановское, в 1789 году. Фамилию «Сахаров» получил Иоанн в семинарии. Существует легенда, что мальчик пришел в Нижний Новгород учится пешком и принимавший его преподаватель семинарии сказал:«Какой же ты чистенький и беленький, как сахарок. Вот и быть тебе Сахаровым».[1] 

    По окончании курса в Нижегородской Семинарии, он в 1809 году, в возрасте 20 лет, был послан в Свято - Троицкую Сергиеву Лаврскую Семинарию, находившуюся под особым Святительским наблюдением знаменитого Митрополита Платона, для более высшего образования и приготовления к учительской должности. Он был лично известен приснопамятному Митрополиту, о котором во всю свою жизнь сохранил самое почтительное воспоминание. В 1812 году по требованию Нижегородского семинарского правления он вернулся в Нижегородскую семинарию ,где три года был учителем латинского, синтаксиса и немецкого языка. [2, с.101] В 1815 году преосвященным Моисеем рукоположен в сан священника к Арзамасской Крестовоздвиженской церкви. Имея всегда особое благоговение к Пресвятой Богородице, он особенно был обрадован тем, что в этой церкви находится чудотворная Ея икона Казанская. Прослужил И.И. Сахаров в этой церкви 36 лет.    В 1825 году он назначен присутствующим в Арзамасском Духовном Правлении и проходил эту должность до самого закрытия этого учреждения. В 1829 году возведен в сан протоиерея. В октябре 1851 года был переведен в Благовещенскую церковь, а через три года - в июне 1854 г. архипастырем перемещен в Воскресенский собор, настоятелем которого был 11 лет . [2 ,с.102]

     С 1842 - 1864 год был Благочинным церквей Арзамаса. Как благочинный, был строг и требователен и зорко следил за соблюдением церковного устава.  Источники позволяют судить о нем, как о человеке для своего времени и положения высокообразованном. Иоанн Сахаров много времени уделял развитию образования, являясь депутатом в градских училищах. Поистине  отеческой была его любовь и забота об Арзамасском девичьем училище. Большим праздником стало 8 сентября 1864 года, когда произошло торжественное открытие 3 класса девичьего училища. Его заботами было позднее облагодетельствовано созданное в 1870 году православное братство равноапостольных Кирилла и Мефодия, которое выделило деньги для женской гимназии в Арзамасе. Это было крайне важно, так как женская половина общества была менее образована и постоянно нуждалась в духовном наставничестве.  [1] (приложение № 9)

     Протоиерей Сахаров был знаком с арзамасским духовным просветителем отцом Виктором Никольским и помогал ему основать в 1862-63 годах при Крестовоздвиженской церкви одну из первых публичных библиотек для нравственного религиозного чтения прихожан купеческого и мещанского сословий. Духовная библиотека была редкостью не только для Арзамаса, но и многих центральных губерний России. Ее фонды формировались прежде всего из книг духовно-нравственного  содержания, религиозных периодических изданий («Православное обозрение», «Христьянское чтение», «Духовный вестник», «Странник», «Духовная беседа», «Воскресное чтение»),епархиальных ведомостей.  [1]   Но вскоре ее фонд стал пополняться самыми различными изданиями, а также периодикой. Пользование библиотекой было платным.    Библиотека эта приобщила многих горожан к систематическому чтению, вызвала у них интерес к явлениям общественной жизни, к основам науки и техники. Не случайно о библиотеке этой очень тепло отзывался известнейший русский педагог, автор знаменитого «Букваря», арзамасец В.П. Вахтеров: «Эта убогая церковная библиотека составляет самое светлое, дорогое воспоминание моей арзамасской жизни, всего моего детства». [ 3, с.238]  

      Иоанн Сахаров был ревностным читателем и посетителем духовной библиотеки. Протоиерей, будучи присутствующим, Арзамасского духовного правления, не единожды поддерживал дело создания духовных библиотек и приходских читален, ибо хорошо понимал, что одной веры, слепой, нерассуждающей, - мало. Ее необходимо принимать не только сердцем, но и разумом. [1]

    Немалая часть церковной деятельности Иоанна Сахарова была посвящена попечительству. Через него проходили в Арзамасском комитете все сироты. Занимаясь делами попечительства, он прекрасно понимал, что средства, выделяемые комитетом на сирот (от 3-5 до 15-20 рублей на человека в год) очень скудны, и поэтому сам, как мог, оказывал помощь. Особую заботу вызывало положение сирот духовного звания и престарелых священников, у которых зачастую были большие семьи, а достаточных средств к существованию и пенсий они до 1861 года не имели. Ежегодно в Нижегородской епархии уходило за штат более 300 священников. Вот почему, являясь благочинным по Арзамасу, протоиерей Иоанн Сахаров в начале 60-х годов участвует в создании богаделен и православных общежитий. В итоге, как и в Дивееве, Ардатове, Зеленогорске, возникает Арзамасское православное общежитие. [1]

      В 1830, 1848 годах в Арзамасе свирепствует холера. Иоанн Сахаров, как духовное лицо, оказывается в центре событий, помогая людям и утешая их  в постигших скорбях. Он становится членом оспенного комитета и комитета общественного здравия. Деятельность о.Иоанна в комитетах проходит в тот момент, когда русская православная церковь вплотную занялась народным здравоохранением. Повсеместно создавались комитеты безвозмездного лечения бедных больных. Протоиерей Сахаров не чуждался участия и в деятельности церкви по исправлению и недопущению преступности в обществе. Он становится членом комитета по тюрьмам. Как и другие церковнослужители, он активно участвует в работе по изысканию причин увеличения преступности в Нижегородской губернии: воровства, грабежей, разбоя, зажигательства, следит за нравственным развитием своих прихожан. Особенно остро реагировал на падение нравов, выражавшееся в святотатственных преступлениях против церковного имущества. Еще один документ отражает другое направление священнической деятельности о. Иоанна:  «Докладывало 1848 года сентября 15 дня и определено согласно резолюции Его преосвященства, Благочинному, Протоиерею Иоанну Сахарову дозволить внесть в послужной список количество обращенных им в Православие, именно: двоих евреев, столько же католиков и одного лютеранина, о чем для объявления и должного исполнения к означенному Протоиерею послать указ.» [1]

 

    Широко известна была проповедническая деятельность Иоанна Сахарова, а также и то, что он был бесспорным авторитетом в жанре проповеди, недаром он исполнял обязанности цензора проповедей. Тексты не сохранились, но в «Нижегородских епархиальных ведомостях» они отмечаются неоднократно. В то время появляется новая форма проповеди - беседа на дому, в которой священник выступал в роли отца, друга, собеседника. Иоанн Сахаров всегда считал, что проповедь должна идти от действительной жизни народа - и от светлых, и от темных ее сторон. Естественной была и такая форма, как проповедь - разговор священника и крестьянина на темы, особо волнующие жителей деревни. За 50 лет священства, отец Иоанн, имевший дар проповедничества. сказал множество проповедей и поучений, которые по обычаю того времени обязательно излагались на бумаге и цензировались.  [1]

      В вышедшей книги в 1996 году в свет Е.Г. Боннер «Вольные заметки к родословной Андрея Сахарова» мы узнаем, что отец Иоанн был женат на дочери священника села Зяблицкий Погост Муромского уезда Владимирской губернии отца Василия Петрова Доброхотова Александре Васильевне и имел четверых детей, о которых в ведомостях об арзамасской Крестовоздвиженской церкви за 1841 года написано:  «Леонид, 16лет, обучается в Нижегородской Семинарии в среднем отделении; Иосиф, 10 лет, обучается в Нижегородском Печерском уездном училище в низшем отделении; Параскева, 9 лет, обучена грамоте, чистописанию, российской грамматике и 1-й части арифметики; Николай, 4 года, обучается грамоте» . [4, с. 73]

В документах за 1854 год упоминается, что у протоиерея Сахарова находится на содержании теща - Прасковья Михайловна Доброхотова. Сам священник тогда был уже вдов и кроме замужней дочери Параскевы имел троих сыновей - Николая, Иосифа и Леонида. Жизнь и искания, большой и светлый духовный заряд Иоанна Сахарова, святое дело милосердия и сострадания к ближнему своеобразно откликнутся, отразятся и продолжатся в его потомках. [1]

В 1865 году, по болезни и старости уволился на покой, за штат. Скончался отец Иоанн 17 февраля 1867 года и погребен на Всехсвятском кладбище города Арзамаса. Его уход глубоко и сердечно опечалил арзамасцев, стал большой утратой для Нижегородской епархии. ( приложение № 10)

3. Заключение 

    Много ли у нас осталось от предков: память и материальная культура - вещи, которые хранят тепло рук их мысли, застывшие в памятниках архитектуры. Много людей потрудились на ниве образовательной, духовной, культурной деятельности - и знаменитых, и совсем неизвестных, удивительные подвижники земли русской и всего христьянского мира. Вот таким русским, православным, высокообразованным, духовно-нравственным был протоиерей Иван Иосифович Сахаров, с которым мы познакомились.

    В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

- выявлены методы педагогического исследования;

- разработана структура работы, которая состоит из введения, параграфов, литературы, заключения, приложений

- прослежена история родного края.

Полученные результаты позволили сделать вывод о значительной роли Ивана Иосифовича Сахарова  в развитии Нижегородской губернии .

 

Список литературы:

1. Интернет- ресурсы.

2. Щегольков Н. М.  Арзамасский Воскресенский собор. - Арзамас: Типография Н. Доброхотова 1909 г. репринтное воспроизведение издания.

3. Еремеев П.В Арзамас-городок. Рассказы о былом. - Арзамас, 1998.

4. Боннер Е. Г. «Вольные заметки к родословной Андрея Сахарова», 1996 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(приложение 1)

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.