Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Живописные изображения храма Рождества Пресвятой Богородицы в Гнилицах»

1 февраля 2015 года

Направление « Православное искусство»

 Тема: «Живописные изображения храма Рождества Пресвятой Богородицы в Гнилицах»

 Работу выполнили:

Ученицы 9 класса

Львутина Татьяна,

Глазкова Надежда

Руководитель:

Корягина М.Н.,

Учитель МХК

 

 

 

 

Нижний Новгород,

2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…2

Глава 1.  История храма Рождества Пресвятой Богородицы……………....3

Глава2. Исследовательская деятельность…………………………………...3

2.1. Исследование техники акварели………………………………………...3

2.2. Исследование техники батика…………………………………………..5

2.3. Исследование цвета……………………………………………………...12

2.4 Исследование материалов………………………………………………..14

Глава 3 Проектная деятельность…………………………………………….15

3.1.Выбор лучшей идеи………………………………………………………15

3.2.Практическая деятельность………………………………………………16

Заключение………………………………………………………………….....17 

Введение.

 У каждого человека есть дорогие его сердцу места. Для нас- это наш любимый храм Рождества Пресвятой Богородицы, на территории которого которого находится наша гимназия. Это – кораблик спасения в бушующем житейском море. Рассматривая фотографии нашего храма, мы нашли лишь два изображения станковой живописи, сделанной маслом.

 Поэтому нам хотелось бы запечатлеть наш храм в разных живописных техниках, выразив, таким образом, свою любовь и благодарность всем благопопечителям и устроителям.

Предметом исследования являются различные техники изображения храмов. Объектом исследования – изображение храма Рождества Пресвятой Богородицы в Гнилицах.

 Целью работы, является исследование: какая техника более всего подойдет для изображения нашего храма.

 Для этого нужно решить следующие задачи:

1) Изучить историю храма;

2) Рассмотреть различные виды живописи и техники исполнения;

 3) Исследовать материалы и цвет;

 4) Изготовить эскизы;

5) Выполнить работу в выбранных техниках.

Глава 1. История храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Наш храм дорог нам своей историей, которая во многом повторяет историю нашей страны, и она начинается с царского подарка Ивана Грозного, когда тот в 1554 году жертвует Благовещенскому монастырю деревню Гнилицы с 9 дворами. Вскоре была построена небольшая деревянная церковь во имя Рождества Богородицы. В 18 веке Гнилицы уже богатое село, и местные купцы испрашивают благословение у епископа Нижегородского и Алатырского на строительство каменного храма.

 В 1822 году совершено освящение нового храма, который теперь имел три придела: Рождества Богородицы, святителя Николая и Смоленской иконы Божией матери. В 20 веке прерывается живая летопись храма. В августе 1937 года арестованы и расстреляны 4 священнослужителя и 8 активных прихожан храма. Двое из них - преподобномученица инокиня Анна (Ежова) и мученик Иаков Гортинский, бывший псаломщик, прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских 20 века на Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 года.

Мы смотрим на их лики на иконах, специально написанных для нашей церкви, и спрашиваем себя: «смогли бы мы так же бесстрашно исповедовать православную веру?» 28 декабря 1937 года принято решение «церковь в поселке Гнилицах ликвидировать и переоборудовать под клуб". Святой храм был осквернен и разграблен. Вместо созидания - разрушение, вместо благодатного света жизни - тьма варварства. Но как говорил святой Александр Невский: "Не в силе Бог, а в правде". Божиим промыслом, а так же молитвами и трудами прот.  Николая Долбунова, благотворителей и прихожан 20 лет назад храм начал возрождаться, вставать из разрухи и поругания. Это были 20 лет непрерывного труда. И словно жемчужина, отмытая и очищенная, засияла во всей своей красоте церковь Рождества Богородицы на Нижегородской земле, пробуждая народ от духовного беспамятства. Люди вновь увидели, что у нас есть свои корни, свои святыни, Небо на земле.

Глава 2. Исследовательская деятельность

2.1 Исследование техники акварели.

Акварельные краски были известны еще в древнем Египте, в древнем Китае и странах античного мира. Долгое время письмо ими считалось лишь одной из составляющих графического рисунка. Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно: в конце XVIII – начале XIX вв. Тогда она приобрела независимость и стала одной из самых сложных техник рисования.

Акваре?ль (фр. Aquarelle — водянистая; итал. acquarello) — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этогосоздавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности). [1]

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого могут служить особые рамки — стираторы, на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма бумагу можно смачивать снизу, или бумагу кладут на мокрую фланель. Возможен и более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, чем создает желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается наиболее распространённое современное понимание акварельной техники. Кроме того, в акварели могут использоваться работа заливками и точечно-штриховая техника. Именно для таких приёмов используется натягивание листа бумаги на планшет, а также так называемые акварельные блоки.

 Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи — гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно- активным веществом — бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок вкапли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик — фенол.

Работа акварельными красками на природе, с натуры, требует быстроты и отработанной техники. Вместе с тем, под рукой должен быть сосуд с чистой водой и губка, которая, как правило, участвует в процессе наравне с кистями. Качество акварельной бумаги является очень важным для работы, но самая дорогая и лучшая бумага не всегда доступна начинающим художникам, и потому вполне можно приспособиться к уже имеющейся — настолько, что даже на самой хорошей, но непривычной бумаге результат может оказаться слабее. Современные художники достаточно успешно используют акварельные карандаши, а также другие материалы, позволяющие «дорабатывать»  акварель, к примеру: пастель, восковые мелки, гелевые чернила, и т. д.

2.1 Исследование техники батика.

Батик - batik - индонезийское слово. Часть слова - tik - на всех индонезийских языках означает 'точка' или 'капля'; -ба - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.В обиходном употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани. Родиной батика считают Индонезиею, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово.

 Где и как возник этот способ окраски ткани? Был ли он естественным порождением отдельной материальной культуры или следствием заимствований в процессе товарообмена? Окончательного ответа на эти вопросы пока нет. В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем 'модерн' и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. Именно с этого времени батик стал полноправным 'участником' всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба. [2]

Виды батика.

 Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Они отличаются способом резервирования ткани.

Узелковый батик

Узелковый батик - это способ крашения ткани. Гладкокрашенные ткани имеют одноцветную окраску. Различные цветовые эффекты можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками, получая при этом одно- или многоцветные эффекты на различных типах тканей. Узелковое крашение считается одним из самых древних способов орнаментации тканей. Способ узелкового батика использовали мастера древней Индии, Китая, Японии и др. В Индии он назывался "бандана" (от слова "связывать"), а в Японии "тибари" (связывать узелком). Суть этого метода состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно определенной схеме складывают и перевязывают нитями (х/б, шелковыми, льняными). После этого ткань красят по технологии гладкого крашения. Таким способом можно получить рисунок с растяжкой от светлого к темному оттенку, многоцветный рисунок (при повторении крашения 2-3 раза красками других цветов). Многоразовое крашение делается от светлого тона к темному.

Материалы

 Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель. При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка - одни, для шелка и шерсти - другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани. Для крашения вам понадобится большая емкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз. Также вам потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани. Многие приемы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, вам понадобится утюг.

Крашение

 Разведите краситель в банке согласно инструкции на упаковке и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне. Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70, затем прополощите ее сначала в теплой(35-40), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды. Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением. Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно. А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань, не развязывая прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет. [3]

Узелки

Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити или по косой. С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги. Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким или узким. Просто возьмите ткань за середину, поднимите и обвяжите в нужных местах. Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз. Для создания мраморного узора ткань скомкайте в клубок и обмотайте веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор. [4]

Горячий батик

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как, разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу,Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии.

 Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды. Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом  -  чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет.

В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань. Традиционно горячий батик делается на хлопке. Подойдет любая хлопчатобумажная ткань светлого цвета без рисунка. Резервирующий состав:

 Мастера для приготовления резерва используют воск, но он дорого стоит и его трудно найти, так что для начала возьмите простые хозяйственные свечи. Кусочки парафина положите в банку, поставьте ее в миску с водой, стоящую на плитке. Запомните! парафин и воск можно разогревать только на паровой бане, если поставить его прямо на плиту, то от высокой температуры воск может воспламениться. Когда парафин расплавится, уменьшите мощность плитки, в дальнейшем поддерживайте температуру необходимую для того, чтобы резерв не застывал. Не забывайте подливать в миску горячую воду. Осторожно! Если капля воска или парафина попадет в воду, брызги могут обжечь кожу, глаза. Для нанесения резервирующего состава возьмите плоские щетинные кисти. Для покрытия больших участков пригодятся флейцы - плоские кисти шириной 2-3 см. Нанесение тонких линий и точек удобнее всего делать чантингом или тьянтингом - специальным инструментом для батика. Он представляет собоймаленькую металлическую чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной ручке.

Крашение:

Ткань можно окрасить двумя способами: опуская ее прямо в краситель или нанося краску на поверхность ткани кистями, поролоновыми тампонами или аэрографом (распылителем). Выбор краски зависит от выбранного  способа окрашивания.Если вы выбираете поверхностное нанесение краски, то для этого больше подойдут специальные краски, используемые при холодной росписи ткани.

 В домашних условиях легче всего осуществить крашение путем опускания ткани с нанесенным воском рисунком прямо в краску. Для этого используются обычные анилиновые красители.  

 Для этого больше всего подходят обычные анилиновые красители. На 100 г ткани без резерва возьмите 10 г красителя, 1 ст. ложку поваренной соли, 1,5 л воды. Разведите краситель в маленькой кастрюльке в небольшом количестве горячей воды, добавьте соль и кипятите 10 мин. помешивая. Затем процедите краску в емкость, в которой вы собираетесь красить батик, и добавьте горячей воды до нужного объема. Температура плавления воска - 40°, парафина - 45°. Значит, температура красителя должна быть меньше. Перед опусканием ткани в краску нужно ее смочить, чтобы краска ложилась ровнее. Делайте это очень осторожно, не повредите хрупкий парафин. Держите батик в краске не долее 30 мин., а то краска может разъесть резерв. Осторожно прополощите батик несколько раз, пока вода не станет чистой. В последнее полоскание добавьте для фиксации 1 ст. ложку уксуса (или 1 ч. ложку эссенции) на 1 л воды. Теперь можно просушить батик. Делать это лучше расправив ткань на горизонтальной поверхности.[5]

Холодный батик

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвестиклассический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость.

В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани.

В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки,  шарфы,  галстуки,  купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

Материалы:

 В холодном батике используется в основном натуральный шелк, но первые опыты можно делать и на тонкой хлопчатобумажной ткани.

Резерв

В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета. Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань. Нанесение контурных средств При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краскиобычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров. Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.[6]

Устранение ошибок

Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно продолжить оформление ткани жидкими красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не "держит". Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи. Для устранения ошибок после высыхания красок проводят пастой новую линию. После высыхания резерва краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой.

Тест на отблеск и воду

Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк.

Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена.

Роспись

В холодном батике краски наносят только поверхностно, мягкими кистями, поролоновыми или ватными тампонами. На разных тканях краска растекается по-разному:  на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать этонужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить не желаемые пятна краски. От светлого к темному Рекомендуем вам начинать роспись с более светлых участков.

 Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.[7]

Свободная роспись

 Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.

Свободная роспись с применением солевого раствора.

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. [8]

2.3. Исследование цвета.

Красный цвет поднимает настроение и придает физические силы. Он означает динамику жизни, твердость воли. Красный — этот также цвет крови, без которой невозможна сама жизнь человека. Красный оживляет и стимулирует.

Оранжевый цвет - теплый и беспокойный, он также способен передать заряд энергии и поднять настроение. Оранжевый считается цветом-антидепрессантом. Понятно, почему многим людям нравятся крупные цветы подсолнуха. Оранжевый цвет способствует развитию оптимизма, экспансивности. Он дает уверенность в своих силах.

Желтый цвет - поднимает настроение, радует и согревает. Он связан со светом, ясностью, освещением. Желтый цвет активизирует умственную деятельность и способствует общению людей, выражению мыслей и эмоций. Приглушенный желтый цвет дает чувство безопасности и близости к земле, особенно тем людям, которые живут в холодном климате. Резонируя с элементом Земля, этот тон желтого помогает сосредоточиться, когда вы слушаете человека. Желтый цвет считается цветом Солнца и почитается как сила, поддерживающая жизнь. Он также считается цветом-антидепрессантом. В осенне-зимний период очень хорошо в любом помещении иметь желто- оранжевое пятно в виде картины. В древнем Китае желтый считался императорским цветом. Носить желтую одежду имел право только владыка Поднебесной.

Зеленый цвет очень часто истолковывают неправильно. Если вы связываете зеленый с расслаблением, таким, которое возникает, когда вы находитесь в саду (лесу), то это заблуждение. Зеленый цвет в нашем мозгу на самом деле ассоциируется с разнообразными сенсорными ощущениями. Его связывают чаще всего с природой и открытым пространством вообще. На самом деле, сам по себе зеленый — это цвет хлорофилла, способствующего росту. Без хлорофилла любое растение или умирает или находится в состоянии покоя. Поэтому зеленый — это цвет изменений, расширения, увеличения, движения и роста. Зеленый находится в самом центре цветового спектра, и, в силу этого,вызывает у человека чувство гармонии и равновесия. Нежный зеленый, к тому же, оказывает еще и лечебное воздействие на человека. Кроме этого, зеленый цвет означает надежду, развитие. Созерцание зеленых стен (приятного лично для вас оттенка) заставляет двигаться вперед, расширять свое дело.

Белый - является цветом благотворным. Он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Белый цвет внушает представление о чистоте, о свободном пространстве, о перспективах действия.

Черный цвет. Успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение. Но, если белый цвет радует, то черный внушает печаль и депрессию. Цвет печали и траура. В белом  —  активность, в черном  — пассивность. Белый утверждает, черный отрицает. Черный цвет — это цвет пустоты и бездны.

Светло-серый цвет близок к белому и почти аналогичен по своему характеру и эмоциональному воздействию.

Темно-серый близок к черному, и соответственно похож на него.

Средне-серый отличается от этих двух оттенков особым характером. Он больше других приглушает и тормозит возбуждение, гасит напряжение эмоций, внушает такие чувства как скука, тоска, безнадежность (особенно в виде масляной краски). Средний оттенок серого может быть хорош в благородных фактурах (шелк, атлас, бархат, мех).

Попытки организовать цветовой строй живописного произведения на основе физиологического действия цвета еще никогда не приводили художников к положительным результатам. Это элементарное и незначительное влияние цветов самих по себе ни в какое сравнение не идет с тем эстетическим впечатлением, которое оказывают материальные цвета в реалистическом изображении: голубой цвет, например, тогда может показаться нежным, лирическим, когда он выражает состояние неба в определенные часы, при определенном освещении. Воздействие же на нас отвлеченного голубого цвета крайне слабо и незначительно. Синие фиалки в натюрморте возбудят наши чувства неизмеримо сильнее, чем синий цвет вообще.

 Красный цвет действует на организм возбуждающе. Но это само по себе вживописи ничего не значит: совершенно разные впечатления вызовут изображения красной крови, красной клубники, красного знамени. Просто зеленый цвет благоприятен для глаз и для психики, повышает работоспособность, но примененный в живописи с этой целью он отталкивает и раздражает своей тупой «ядовитостью». Если же зеленый цвет будет выражать состояние березовой рощи весной в солнечный день, он приобретает высокое эмоциональное воздействие. Ярким примером этому может служить «Зеленый шум» А. Рылова. [9]

2.4. Исследование материалов.

 Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можете попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель. При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка - одни, для шелка и шерсти - другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани. Чаще всего для холодного батика используют шелк. Резерв легко проникает в структуру ткани, что препятствует растеканию краски за контур. Кроме легкого шелка можно расписывать атлас, хлопок, шерсть, синтетику. Для горячего батика используют хлопок, вискозную ткань (штапель). Для акварели используют бумагу.

Глава 3 Проектная деятельность

Выбор лучшей идеи

Жизнь христианина-последовательность православных праздников годичного круга Богослужений. Мы решили  символично изобразить нашу жизнь в храме через картины четырех видов храма в разные времена года.

Это праздники Пасхи, Рождества Христова, Святой Троицы и престольного праздника нашего храма- Рождества Пресвятой Богородицы. 

Почему именно холодный батик?

1.Время расцвета нашего храма - конец 19 - начало 20 века. Это было время и расцвета купечества, меценатства. Купцы  были основными  попечителями храма.Яркие цвета, пестрота, свет, воздух, необычайно чистые краски, что-то лубочное,оченьвыразительно характеризует  русскуюжизнь того периода..Батик - "живопись по шелку", относящийся к декоративно-прикладному искусству, сродни лубочной живописи. Она более всего подходит к изображению нашего храма.

2.Холодный батик был придуман в России и имеет ряд преимуществ перед горячим способом росписи тканей. Во- первых сокращается  время создания произведения.Во- вторых, холодный батик лучше передает  четкость контуров и форм, необходимую для изображения храма. В-третьих, в отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен.

3.2. Практическая деятельность

Технологическая последовательность выполнения батика:

1. Будущий узор сначала нарисовать на бумаге карандашом – это эскиз 

2.Нужно взять белую, хлопчатобумажную ткань и натянуть её на пяльцы

3.Эскиз переносим на ткань специальным резервным клеем, он не даст краске   растекаться.Клей должен высохнуть 1 час и только потом можно приступать к рисованию.

 4.Ткань нужно смочить водой толстой кисточкой.

5.Разбавленные красящие растворы наносят на ткань кистью или ватными  шариками, накрученными на деревянную палочку. Сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более светлые его части.

 6.Начинать рисовать нужно с центрального элемента. Сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем-более темные.

              7..Затем расписываем элементы по краям.В последнюю очередь рисуем фон.

 8.Рисовать нужно аккуратными мазками, краска быстро расползается по ткани, так как ткань влажная. Это мазковая техника рисования.

9.Закрепляем рисунок так: на гладильную доску нужно постелить кусок чистой хлопчато-бумажной ткани, на него уложить батик, укрыть еще одним куском ткани и проутюжить с двух сторон с паром и без пара.

 

 Заключение

          В своей работе мы не просто ограничились исследований  различных техник изображения храмов, такие, как: карандаш; акварель, масло; гуашь; смешанная техника, декоративнаяроспись пасхального яйца, но и выполнили образцы работ в этих техниках.

               В результате мы пришли к выводу, что более всего подходит к изображению нашего храма-техника холодного батика, т.к.она проста, доступна, радует большими возможностями использования цвета, выражает дух времени, а также является новшеством для изображения Гнилицкого храма.

Жизнь христианина-последовательность православных праздников годичного круга Богослужений. Мы решили  символично изобразить нашу жизнь в храме через картины четырех видов храма в разные времена года.

Это праздники Пасхи, Рождества Христова, Святой Троицы и престольного праздника нашего храма- Рождества Пресвятой Богородицы. 

В технике батика мы работаем впервые, но нам очень понравилось. Надеемся, что это не последняя наша работа.


 

Литература :

1. Гамаюнова О. Роспись ткани : холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5. - С. 44-45

2.. Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый / И. А. Дворкина. - М. : Радуга , 2000. - 159 с.

 3. Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986.

4. Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2. - С. 37-39

5. Кочетова Н. Его величество батик : роспись по ткани // Искусство в шк. – 2001. – N 2. - С. 47-48

5.Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994. Основы живописи. - Обнинск, 1993.

7. Харламова Е. Батик - радость красок  – М., 2004. – N 3. - С. 38-40

8. Эрл К. Роспись по шелку.основы мастерства / К. Эрл. – М. : Арт-Родник , 2005.  

 

 


[1] Паррамон М.К. Основы живописи. - Обнинск, 1993, с.23

[2]Кочетова Н. Его величество батик : роспись по ткани // Искусство в шк. – 2001. – N 2. - С. 47-48

[3]Харламова Е. Батик - радость красок // Там же. – 2004. – N 3. - С. 38-40

[4]Дворкина И. А. Батик: Горячий. Холодный. Узелковый / И. А. Дворкина. - М. : Радуга , 2000, с.79-93.

[5]Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2. - С. 37-39

[6] Гамаюнова О. Роспись ткани : холодный батик // Юный художник. – 2001. – N 5. - С. 44-45

[7]Эрл К. Роспись по шелку.основы мастерства / К. Эрл. – М. : Арт-Родник , 2005. -  с.65-67

 

[8] Коган Л. Батик - это совсем не сложно // Юный художник. - 2008. – N 2. - С. 36

 

[9]Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986, 35-42

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.