Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Я ВЕРЮ»

2 марта 2016 года

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:

Ученик 6 «В» класса

МБОУ лицей №87

имени Л.И.Новиковой г.Нижний Новгород

Корнаков Андрей Евгеньевич

Руководитель:

Галатонова Татьяна Евгеньевна

учитель технологии

Введение

Как ты относишься к вере?

Мне интересно узнать.

Правда ли-

В самом ли деле-

Без веры мы сможем?

Дай знать.

Александр Урванцев

Когда я начинал свою работу, я планировал, что она будет совершенно иной, не такой, какая она стала сейчас. Я собирался сравнить между собой самые распространенные религии: православие, иудаизм и мусульманство. Но само исследование вывело меня на другую дорогу. На дорогу жизни моей СЕМЬИ. И если я планировал назвать свою работу «Я хочу верить!». То сейчас название моей работы звучит совсем по-другому: «Я ВЕРЮ!»

Цель моей работы как была, так и остается неизменной – понять себя, заглянуть внутрь и определиться, что же для меня ВЕРА.

Задачи же моей работы стали совсем другими. Если первоначально это были следующие задачи:

  • посетить православный храм, синагогу и мечеть

  • изучить литературу о христианстве, мусульманстве и иудаизме

  • сравнить различные веры, сделать выводы.

Сейчас задачи моей работы:

  • Поиск информации о моей семье в интернете

  • Поиск информации о моей семье в различных архивах

  • Посещение родины моих предков

  • Составление родословной Корнаковых-Сатирских.

Я знаю, что структура исследовательской работы совершенно не такая, как будет у моей работы. В исследовательской работе сначала всегда звучит проблемный вопрос, затем выдвигаются гипотезы, которые подтверждаются или опровергаются опытным путем и анализом полученной информации, затем следуют выводы и заключение. Свою работу я решил оформить в виде дневниковых записей, размышлений. И причина этому – поиск СЕБЯ. Я не могу оформить свои размышления, метания, мысли как сухую исследовательскую работу. Я хочу записать все это как дневник, который, в первую очередь, нужен мне самому, и уж потом всем читающим эту работу.

Всеми силами души надо стремиться к Истине

(дневниковые записи)

07.10.2015

Сегодня в школе я очень провинился, и мой учитель Татьяна Евгеньевна, вместо того, чтобы отругать меня, спросила: «Андрюш, а как же заповеди?» Я удивился: «Какие заповеди?» «Заповеди, по которым нужно жить! Давай-ка поговорим с тобой об этом». Мы долго разговаривали, спорили. Но чаще наши мнения совпадали. А потом Татьяна Евгеньевна сказала: «Давай-ка, Андрей, перенесем все это на бумагу. Есть такой конкурс «Серафимовские чтения», хочу, чтобы ты поделился с другими детьми своими мыслями». Но я так многого не знаю! И я, наверное, хочу узнать то, чего не знаю!

Первыми моими фразами в разговоре с Татьяной Евгеньевной были: «Ну почему это все валится всегда на меня?» Я всегда задумывался, где взять силы, чтоб пережить сложные моменты в жизни, как подняться, когда ты упал?

08.10.2015

В чера мы говорили с Татьяной Евгеньевной о вере.
А сегодня папа познакомил меня со священником отцом Алексеем, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы,  которая находится в поселке Доскино.

Мы с ним разговаривали о таинстве причастия. Он рассказал мне, как готовиться к нему и какие молитвы читать. Еще он мне рассказал о христианстве: Наша душа, это наше духовное тело за которым надо ухаживать, как и за нашим физическим телом. Причастие, это как будто душ и еда для нашего духовного тела. Мне отец Алексей также рассказал, какие есть заповеди в христианстве. Когда я приехал домой, я нашел их в Интернете1 и еще раз перечитал.

1-я заповедь. Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2-я заповедь. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им.

3-я заповедь. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4-я заповедь. Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) воскресенье (да будет посвящен) Господу, Богу твоему.

5-я заповедь. Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле.

6-я заповедь. Не убивай.

7-я заповедь. Не прелюбодействуй.

8-я заповедь. Не кради.

9-я заповедь. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10-я заповедь. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего

Так вот, что имела в виду Татьяна Евгеньевна, когда говорила о заповедях.

 Заповеди. Зачем же нам они? Они мне напоминают знаки и указатели на дорогах. Ведь без этих знаков и указателей мы бы обязательно нарушали правила дорожного движения и заблудились на местности. Так и без заповедей мы бы потерялись на жизненном пути. Нарушая эти заповеди мы, думаю, совершаем большой грех. Ведь я всегда знал их. Только не знал, что это заповеди. Я всегда знал, что врать, брать чужое, завидовать, убивать это очень плохо. Откуда я это знал? Это с детства говорили мне мама и папа.

В этот же день, после полудня мы с папой поехали в собор Александра Невского, и я был поражен его внутренней деревянной отделкой и красотой.

 Странное чувство охватило меня внутри храма. Но это чувство не было неприятным. Пытаюсь понять себя. Тихо, светло и радостно на душе!

09.10.2015

Вечером я разговаривал с мамой и вспоминал разные моменты из моей жизни. Однажды, когда я сильно заболел, мама привела меня в церковь, при Благовещенском Монастыре. Там живут и служат монахи.

Во время службы я подходил к иконам и ставил свечи, и читал молитву «Отче наш»

Я знал ее очень давно, со мной ее выучила мама. Я спросил ее, а зачем нам молитвы?

Мама ответила, что молитвы - это наше обращение к Всевышнему, что это разговор, который помогает нам и успокаивает нас, когда нам трудно.

После службы мы долго сидели в коридоре и ждали Священника по имени Леонид.

Отец Леонид спросил, что со мной, и я ему рассказал про болезнь. А еще он спросил меня, как я живу и много ли добра я совершаю в своей жизни? Я тогда задумался: как мое здоровье зависит от моего отношения к окружающему миру. Оказывается, зависит.

Потом он дал нам с мамой Святой воды и посоветовал подать записки о здравии.

В записках я вспоминал, кого же мне написать. Мама мне сказала, чтобы я написал всех, кому желаю здоровья, и мне не хватило одного листа, потому что я желал здоровья всем, кого знаю. И я ВЕРИЛ, я помню это, что мои пожелания сбудутся.

10.10.2015

Я спросил у мамы, а откуда она знает, как нужно вести себя в церкви, почему она знает молитвы?

Оказывается, ее предки со стороны моего дедушки Валерия Михайловича Сатирского были Священнослужителями.

Мой прадед Михаил Сатирский после войны 1941 – 1945г. работал старостой при церкви. Я решил поискать информацию об этом в Интернете. Каково же было мое удивление, когда я нашел его имя в списке жителей Павловского района Горьковской области мобилизованных в 771-й полк 137-й стрелковой дивизии 23.6.1941г., с отражением их судеб2. Только там он значился погибшим. Мама рассказала, что тогда он не погиб, а попал в плен. Потом бежал из плена и прошел всю войну.

Сатирский Михаил Иванович

1912

198-й

аб

погиб

24.07.1941

Могилевская обл.

Пропойский р-н.

И уже после войны он был старостой в церкви.

А мой прапрадед, отец Сатирского Михаила Ивановича, Иван и его дед были священнослужителями. В 1937 году были репрессированы и расстреляны, как враги народа, потому что в это время в нашей стране правили люди, не верящие в бога и уничтожающие тех, кто верил. Вот и все, что я знал о своих предках. Я решил, что разузнаю об их судьбе, съезжу туда, где они служили, с родителями, чтоб увидеть и представить какими они были.

Мне, почему то, захотелось туда прийти, помолиться, зажечь и поставить свечи, вспомнить тех, кого нет рядом с нами, и помолиться о тех, кто находится в добром здравии.

11.10.2015

Сегодня я решил поискать в Интернете информацию о моем прапрадеде Сатирском Иване. Представляете, я нашел! Оказывается, он действительно был расстрелян в 1937 году. Служил он в Александро- Невской церкви, в Ратманихе, священником на должности псаломщика. Звали его Сатирский Иван Николаевич3. И судьба у него сложилась трагично. Вот что я узнал4: В августе 1936 г.   в газете «Горьковская коммуна» было напечатано обращение рабочих завода «Новое Сормово» с просьбой закрыть церковь в селе Ратманиха, «приспособив её под культурный очаг».

    Церковный совет был категорически против закрытия и отправил письма в адрес Председателя ВЦИК М.И. Калинина и Патриарха Митрополита Московского Сергия с просьбой защитить церковь. Священники церкви отец Виктор, отец Николай, диаконы, староста и монахини, жившие при церкви, организовали «сборища протеста против закрытия церкви. В августе 1937 г. все они были арестованы как участники «Контрреволюционной группы церковников при Ратманихской церкви». 14 сентября 1937 г. Все служители церкви были расстреляны. Расстреляли как врагов народа 10 человек:

  1. священника Лебедева Виктора Владимировича,

  2. священника Недешева Николая Ивановича,

  3. иеромонаха Кряжева Макария Васильевича;

  4. диакона Архангельского Павла Венедиктовича,

  5. диакона Коринфского Михаила Константиновича;

  6. священника на должности псаломщика Сатирского Ивана Николаевича;

  7. церковного старосту Глызова Василия Никитича

  8. числившуюся при храме уборщицей монахиню Скобкареву Агафью Георгиевну,

  9. числившуюся при храме уборщицей монахиню Герасимову Евдокию Александровну,

  10. числившуюся при храме уборщицей монахиню Чурину Марину Петровну.

Среди этих 10 человек был и мой прапрадед Иван Сатирский.

После этого служить в церкви стало некому, и она была закрыта. Затем Александро-Невская церковь в поселке Ратманиха была переоборудована под кинотеатр, а потом под пекарню. (См. Приложение 2.) Я хотел найти фотографии этой церкви в Интернете. К сожалению, мне не удалось.

Тогда разберусь, где же находится поселок Ратманиха. Оказывается, это совсем рядом – в районе Московского шоссе в Нижнем Новгороде, в районе завода «Красный Якорь». Недалеко от моего дома и моей школы.

12.10.2015

Вчера я нашел информацию о судьбе Сатирского Ивана Николаевича. Узнал, что он родился в селе Вельдеманово Перевозского уезда Нижегородской губернии. А может я что-то смогу узнать об его отце. Ведь я знаю, что он тоже был священником, а фамилия Сатирский довольно редкая. Да и имя его я сейчас знаю - Николай. Может мне повезет? За информацией я снова обратился к Интернету. Каково же было мое изумление, когда после получаса поисков я нашел ЕГО!

Его имя стоит рядом с именем его сына в книге памяти Нижегородской области. Они были расстреляны с сыном в один год. 1937. В январе был расстрелян Николай, а в сентябре – его сын Иван….

Сатирский Иван Николаевич

Родился в 1899 г., Горьковская обл., Перевозский р-н, с. Вельдеманово; руководитель хора Дома культуры г.Правдинска, регент хора Ратманихинской церкви. Проживал: г. Горького.
Арестован в 1937 г.
Приговорен: тройка , обв.: за к-р. церк. деят-ть.
Приговор: ВМН Расстрелян 14 сентября 1937 г.

Источник: Книга памяти Нижегородской обл.

Сатирский Николай Иванович

Родился в 1870 г., Павловский р-н, с. Фроловское; русский; священник. Проживал: Горьковская обл., Больше-Мурашкинский р-н, с. Воронино.
Арестован 19 ноября 1937 г.
Приговорен: тройка 2 декабря 1937 г., обв.: к/р церк.орган-ия, а/с агитация.
Приговор: ВМН Расстрелян 27 января 1937 г.

Источник: Книга памяти Нижегородской обл.5

Сатирский Николай Иванович священник 1870 г.р. пот.поч.гр-на Княгининский уезд
Жена - Елена Алексеевна (Веденецкая) 1869 дочь диакона
Дети:
Александр 1893 секретарь архиерея,
Анатолий 1897,
Иван 1899,
Василий 1901,
Вера 1894 учит,
Таисия 1895 учит,
Алексей 1904,
Клавдия 1906,
Николай 1907, училище городск. Трехкл. Горбатовское
награды - скуфья 1915 г.6

Что такое скуфья? Мне это слово не знакомо. Буду искать значение.

Оказалось, что скуфья – это головное покрытие православного священника, жалуемое ему начальством как награда, почему она носится не только в общежитии, но и во время богослужения (снимается обязательно лишь в более важные моменты священнослужения)7.

Я увидел, сколько детей было у Николая Ивановича Сатирского – 12, и решил составить родословное дерево. Хочу увидеть, а где же мое место на этом родословном дереве. Вот что у меня получилось. (См. Приложение 4)

Я смотрю на получившееся родословное дерево и понимаю, что как мало я знаю о своих родных. Но ведь главное начать, а начали мы с моими родителями и Татьяной Евгеньевной большое дело – составление родословной. Исследовательская работа, как отчет, закончится, а работа над родословным деревом Корнаковых-Сатирских продолжится. Мне интересно искать информацию о моих предках, о моих родных, живущих сейчас.

Сатирский Александр Николаевич – сын Николая Ивановича, священнослужитель, г.р.1893

У своего дяди мама нашла фотографию одного из сыновей Николая Сатирского – старшего сына Александра 1893 г.р. Он, как я прочитал в найденных документах, был секретарем архиерея.

14.10.2015

С папой у меня тоже не раз возникали вопросы, связанные с верой в Бога. И он рассказывал мне о некоторых удивительных случаях из его жизни, когда он убеждался, что кто-то свыше помогает человеку в сложных ситуациях. Конечно, он допускает, что это просто счастливые стечения обстоятельств, но при этом говорит, что в тот момент просил бога о помощи и у него все получилось. Как говорит мой папа: «Хочешь, верь, хочешь не верь». А я хочу ВЕРИТЬ! При этом папа носит на груди крестик с изображением Иисуса Христа, имеет нескольких знакомых священников и помогает некоторым православным храмам нашего города решить их строительные и ремонтные вопросы.

15.10.2015

Этот день заканчивался не так, как все. Я пару часов потратил на то, чтобы найти хотя-бы чуточку информации по различным религиям в Нижнем Новгороде. Оказалось, что самые распространенные в нашем городе – это христианство, иудаизм, ислам8. Я узнал о них что-то, но это было не все и даже не многое.

Россия является светским государством, где никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или обязательной. А свобода совести и вероисповедания гарантируется Конституцией. Всем гражданам дано право на исповедание любой религии и право быть атеистом. Несмотря на это, верующих в России много. В стране действуют более 70 религиозных конфессий. Каждая конфессия свободно исповедует свою религию, верующие без ограничений могут посещать православные церкви, католические костелы, мечети, синагоги, буддийские храмы и дацаны.

Большинство верующих в России исповедуют христианство в форме православия. К ним же относятся старообрядцы и молокане. Ислам – вторая по распространенности религия в России. Также из распространенных религий на территории России буддизм, иудаизм и протестантизм.

17.10.2015г. Я вечером снова говорил со своими родителями о своей семье, о предках. Я узнал, что папа у меня помогает одному православному храму в хозяйственных вопросах. А мама пишет статьи в газету Автозаводской епархии.

А после разговоров с родителями в голову приходят невольно мысли: «Мои прадеды были православными. Значит и я православный, я же их потомок. У меня нет в этом сомнений, как нет сомнений в том, что только что родившийся ребенок должен питаться молоком матери. Так и я, наверное, с молоком матери получил свою Веру. Для меня естественно, что я хожу с мамой в храм, что знаю некоторые молитвы. То знание, ту веру, которые вели по жизни моих предков, они через десятки лет, через столетие передали мне. Я знаю, я чувствую, я верю!

29.11.2015 Сегодня мы решили еще раз съездить к отцу Алексею, с целью теперь не очень обычной. Мы хотим расспросить о наших родственниках Сатирских и узнать где они служили. Отец Алексей посоветовал нам поехать к отцу Тихону в Вознесенский Печерский монастырь, так как тот очень хорошо знает историю Нижегородской губернии и, я очень надеюсь, мы к нему съездим.

В храме у отца Алексея было тихо и светло. И мне очень захотелось помолиться. Я это и сделал. Почему? Не могу объяснить это словами. Душа, наверное, запросила.

30.11.2015 Мы решили немного отложить поездку к Тихону, и самим съездить сначала на родину наших предков в село Фроловское Павловского района. Ведь я же нашел информацию, что это родина Николая Ивановича. Мы съездили туда, где жили Сатирские. Дом мы не нашли, но побывали в разрушенной церкви в селе Фроловское, там работал мой прапрапрадед Сатирский Николай Иванович.

Вид изнутри

Тут я смог разглядеть даже фрески под потолком

В храме уже побывали паломники и поставили иконы

6.12.2015

Сегодня мы поехали к Председателю комиссии по канонизации Нижегородской Епархии Архимандриту Тихону в Вознесенский Печерский мужской монастырь.

Монастырь -это огромный комплекс!

На территории стоит памятник Александру II - царю освободителю.

Отец Тихон нашел у себя информацию по Ратманихе и вот чертежи той самой церкви, где служил Иван Николаевич Сатирский:

              

Оказывается, церковь была возведена в память спасения Царской семьи при крушении поезда в 1888 году, и от нее, к сожалению, сохранились только чертежи.

Так же он нам дал сведения о наших родственниках: о Сатирских Николае Ивановиче (1870 г.р.) и о его сыне Иване Николаевиче (1899 г.р.). (См. Приложение 3.)

Когда я внимательно прочел все документы, что дал отец Тихон, то сначала был неожиданно удивлен и огорчен, что Николай Иванович признал свою вину. Но поразмыслив, я решил узнать, а как же получали признания у арестованных в 1937 году в НКВД? И вот что я узнал. Оказывается признания у арестованных или «выбивали», или их подделывали, чтобы сфабриковать дело. «Для ведения уголовно-следственных дел существовали две группы следователей, которые на жаргоне сотрудников НКВД назывались “литераторами” и “забойщиками”. “Забойщики” выбивали подписи под протоколами, а “литераторы” составляли тексты протокола». Иногда «забойщики» выбивали из человека подпись на белом листе, куда потом вписывался нужный следователю текст, а иногда подписи под протоколами просто подделывались. А некоторые дела и вовсе составлялись уже после того, как человек был расстрелян. При аресте у людей конфисковали личные вещи, в том числе письма и записные книжки. Так в делах появлялись нужные следствию имена, фамилии и адреса мнимых сообщников, для этой же цели использовалась армия осведомителей.9 Думаю, что и моих родных эта участь не миновала, их дела были сфабрикованы, показания «выбиты» или подделаны. Они погибли за веру.

Заключение

Особенностью моей исследовательской работы является то, что она не может быть сейчас закончена. После 20 декабря 2015 года мы ждем справки из Нижегородского архива о семье Николая Ивановича Сатирского и его репрессивное дело.

С родителями мы запланировали съездить в село Воронино Большемурашкинского района Нижегородской области, туда, где во Владимирской церкви служил Николай Иванович Сатирский перед арестом. А родословную моей семьи можно продолжать всю жизнь.

Я уверен, что, тот, кто верит в добро, может изменить мир. Поэтому, нельзя уменьшить свою веру, которая опирается на надежду. Веря, каждый становится источником света и любви. И я понял, где взять силы, чтобы пережить сложные моменты жизни, чтобы подняться, когда ты упал.

Нужно просто ВЕРИТЬ! Это и просто и очень сложно!

Я верю, что любая встреча с информацией или человеком неслучайна. Нам это дано для очень серьезного переосмысления прошлого и настоящего. Мое знакомство с землей Серафима Саровского тоже мне дано для чего-то.

Я верю, что если я захочу плохо поступить в следующий раз, то только вера поможет мне не сделать ничего плохого. Теперь я знаю, что такое заповеди. И верю, что это закон, по которому надо жить.

Я верю, что мои предки передали мне знания, свою веру. И как бы ни сложилась моя жизнь, их вера, а значит и моя будет со мной.

Литература

1. Кирилл Миловидов. «Забойщики» и «литераторы»: как в НКВД фабриковались признания и отречения / Православие.Ru

2. http://www.soldat.ru/memories/table-list_kiselev.html

3. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской православной церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга I. Тверь: Булат, 1992. 237 с. Тир. 100 000.

Приложение 1.

Сатирский Иван Николаевич

Год рождения - 1889

Место рождения Нижегородская губ., Княгининский у. (Нижегородская о., Перевозский р.), с.Вельдеманово

псаломщик, регент церковного хора

Руководитель хора г.Правдинска (Балахны)

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]

Служение

Нижегородская о. (Нижний Новгород, Сормовский р.), пос.Ратманиха, Свято-Александро-Невская церковь

Должность=псаломщик, регент церковного хора

Год окончания 1937

Аресты

Нижний Новгород (Горький)

Год ареста 1937

Месяц ареста 8

Обвинение при аресте - протестовал против закрытия храма

Кроме И.Н.Сатирского, в период с 4 по 22 августа 1937г.как "участники контрреволюционной церковной организации при Ратманиховской церкви", были арестованы все священнослужители, церковный староста, а также монахини, прислуживавшие в храме

Осуждения тройка при НКВД СССР по Горьковской обл.

08/09/1937

Обвинение "участник контрреволюционной церковной группы, контрреволюционная церковная деятельность"

Приговор=высшая мера наказания — расстрел

Групповое дело "дело контрреволюционной террористической церковной группы при Ратманиховской церкви. Нижний Новгород, пос.Ратманиха, 1937г."

Архив УФСБ Нижегородской обл. Ф.Р-2209. Оп.3. Д.5260.

8 сентября 1937г. все арестованные по делу, кроме монахини Марии Аржадеевой, были приговорены к расстрелу.

Кончина

1937

День 14

Месяц 9

расстрел

Место Горький (Нижний Новгород)

14 сентября 1937г. приговор был приведен в исполнение на одном из расстрельных полигонов НКВД. в г.Горьком (Нижнем Новгороде).

Все проходившие по делу были похоронены в безвестной общей могиле. Точное место захоронения неизвестно.

Ратманиховская Александро-Невская церковь была закрыта.

Публикации

1Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992. Кн.1.

С.190.

Александро-Невский храм в селе Ратманиха// Нижегородская старина. 2012. N 33/34.).

Приложение 2.

Иеромонах Дамаскин (Орловский)

МУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ

РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ХХ СТОЛЕТИЯ

Жизнеописания и материалы к ним

Книга I. Тверь: Булат, 1992. 237 с. Тир. 100 000.

МУЧЕНИКИ, ИСПОВЕДНИКИ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ НИЖЕГОРОДСКИЕ

Узнав о намерении властей закрыть Александро-Невский храм, прихожане и церковный
совет уже 31 августа 1936г. обратились к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину и
к заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому)
об оставлении их храма в распоряжении общины:
     "...Наш храм объединяет верующих шести деревень, приписанных к общине верующих
      Александро-Невской группы. С закрытием храмов в Сормово и Канавино, верующие
      за удовлетворением религиозных нужд обращаются в наш храм. Требоисправлений
      при храме совершается значительное количество, так как сюда обращаются
      верующие, живущие в Сормово, Канавино, бывшей ярмарке, пос.Молитовка и других
      населенных мест, расположенных вблизи села Ратманиха.
      Таким образом, наш храм обслуживает нужды верующих громадного района...
      По регистрации верующих за последние годы принадлежит свыше 1100 человек,
      приписных к селу Ратманиха...
      Нам, верующим, храм необходим, а потому мы просим Вас, Михаил Иванович,
      не закрывать храма, а оставить его нам, верующим".
Приходской совет также сообщал, что при храме существует большое кладбище,
площадь которого, с разрешения властей, в 1934г. была увеличена на два гектара.
Священнослужителям церкви приходилось отпевать умерших ежедневно, от 7 до 10
человек в день. В августе 1937 года были арестованы священнослужители Нижнего Новгорода. Их обвинили в том, что они протестовали против закрытия храма.

Священник Виктор Владимирович Лебедев (родился в 1872 году в селе Белавка Воротынского уезда Нижегородской губернии; впервые был арестован в 1929 году и приговорен к трем годам ссылки); священник Макарий Васильевич Кряжев (родился в 1884 году в селе Лиски Острогожского уезда Воронежской губернии, в 1927 году был приговорен к трем годам ссылки); священник Николай Иванович Надешов (родился в 1878 году в селе Веденеево Городецкого уезда Нижегородской губернии); священник Иоанн Николаевич Сатирский (родился в 1889 году в селе Вельдеманово Перевозского уезда Нижегородской губернии); диакон Павел Вениаминович Архангельский (родился в 1887 году в селе Акулино Салганского уезда Нижегородской губернии). Все они отрицали возводимые на них обвинения. 8 сентября 1937 года были приговорены к расстрелу и расстреляны.

Жизнеописания мучеников и исповедников нижегородских составлены на основании рассказов очевидцев и документов, хранящихся в архиве УКГБ по Нижегородской области, за исключением жизнеописания архиепископа Иоакима (Левицкого) и о. Иоанна Ходоровского, основу которых составили тексты протопресвитера Михаила Польского.

Еженедельник ЧК, М., 1918, № 3.

Приложение 3.

САТИРСКИЙ Николай Иванович, священник Владимирской церкви с. Воронино Большемурашкинского района ф. Р-2209, оп. 3, д. 11718 (1937 год)

Биографические сведения

Сводка составлена на основании:

1. Анкеты арестованного от 19.11.1937 г. -ф. Р-2209, оп. 3, д. 11718, л. 5 с об.

2. Протокола допроса от 21.11.1937 г. - ф. Р-2209, оп. 3, д. 11718, л. 15-16 с об.

Дата рождения: 27.11.1870 г.

Место рождения: с. Фроловское Павловского р-на Горьковской области

Социальное происхождение: сын содержателя кабака («кабацкого сидельца») с. Фроловское Павловского р-на

Гражданство/национальность: СССР/русский

Место жительства: с. Воронино Большемурашкинского района Горьковской области Состав семьи: жена Елена Алексеевна, 68 лет, домохозяйка; сын Анатолий, 41 год, учитель в Ленинграде; сын Николай, 28 лет, певец капеллы в Ленинграде; сын Александр, 45 лет, священник в г. Куйбышеве; дочь Вера, 44 г., домохозяйка, живет в г. Кузнецке Томской области, муж - зав. лесхозом; дочь Таисия, учительница в Томске; сын Иван, 40 лет, регент в Ратманихе; сын Алексей, 34 г., бухгалтер, живет в Горьком; сын Дмитрий, 27 лет, учетчик в Арзамасе; дочь Клавдия, 26 лет, счетовод электростанции на Красном Сормове; сын Константин, 24 г., слесарь на заводе Кагановича в Сормове; сын Валентин, 23 г., счетовод в г. Горьком. Образование: закончил городское училище;

Род занятий: с 1904 г. священник; на момент ареста священник Владимирской церкви с. Воронино Большемурашкинского района. Отношение к воинской службе: не служил

Сведения о репрессиях и уголовном преследовании

Прежние судимости, репрессии: лишен избирательных прав как служитель культа. Прошлые аресты: нет.

По настоящему делу арестован: 19.11.1937 г. Большемурашкинским РО НКВД по обвинению в участии в контрреволюционной церковно-фашистской организации, систематическом проведении к-р деятельности против совласти, открытом выступлении против проводимых партией и правительством мероприятий на селе и срыве их, клевете на новую сталинскую конституцию и избирательную систему (без указания статьи УК РСФСР).

Характер показаний: на первом допросе 21.11.1937 г. вину свою не признал и от дачи показаний отказался. Но в тот же день написал собственноручно заявление на имя начальника ОблНКВД, где признался, что был завербован в к-р организацию благочинным Большемурашкинских церквей Митровским, и своим чистосердечным признанием просил «хоть сколько-нибудь искупить свою вину перед пролетарским судом». На последующем допросе 21.11.1937 г. признал себя виновным во всех обвинениях, привел примеры своей к-р деятельности и перечислил других членов к-р организации.

Приговор: постановлением заседания тройки Управления НКВД по Горьковской области от 02.12.1937 г. САТИРСКИЙ Николай Иванович приговорен к расстрелу с конфискацией имущества.

Дальнейшая судьба: расстрелян 27.01.1938 г. в г. Горьком. Кончина: 27.01.1938 г. в г. Горьком.

САТИРСКИЙ Иван Николаевич Ф. 2209. Ои. 3. Д. 5260 (1937).

Биографические сведения

Сводка составлена на основании:

1. Анкеты арестованного от 05 .08.1937 - ф.2209, оп.З, д. 5260, л.64-64 об.

2. Протокола допроса от 07.09.1937 г. - ф.2209, оп.З, д.5260, л. 116-118.

Дата рождения: 17.04.1899 г.

Место рождения: с. Вельдеманово Перевозского р-на Горьковской области.

Социальное происхождение: сын попа.

Образование: 4 класса духовной семинарии.

Род занятий: регент хора в Ратманихинской церкви.

Сведения о репрессиях и уголовном преследовании

Прежние судимости, репрессии: был лишен избирательных прав как служитель культа. Прошлые аресты: в 1928 г. органами РКМ в Арзамасе был арестован как бродяга, находился под стражей 20 суток.

Характер показаний: Не признал себя виновным, показал, не занимался контрреволюционной деятельностью. Показаний против других священнослужителей не дал. Приговор: «тройкой» 08.09.1937 приговорен к ВМН. Дальнейшая судьба: Расстрелян 14.09.1937 в15.00 в г. Горьком. Реабилитирован.

1 http://evangelie.ru

2 http://www.soldat.ru/memories/table-list_kiselev.html

3http://martyrs.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFcC8csC4ee8YUW88UfG0Be8eieu0ZceXb**

4 http://www.gorbibl.nnov.ru/malkhramy

5 http://lists.memo.ru/d29/f285.htm

6 http://www.oldarzamas.ru/_content/pdf/Nizhegorod_dukhovenstvo.pdf

7 http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/94775/%D0%A1%D0%BA%D1%83%D1%84%D1%8C%D1%8F

8 http://нижнийновгород.рф/gorod/religioznie-organizatsii/spisok-sovetov-obshchestvennih-religioznih-organizatsiy/

9 http://www.nsad.ru/articles/zabojshhiki-i-literatory-kak-v-nkvd-fabrikovalis-priznaniya-i-otrecheniya

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.