Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Образы святых в древнерусской литературе («Повесть о Петре и Февронии Муромских»)

2 марта 2016 года

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:

Ученица 7 класса

Сормовской православной гимназии

Лотфуллина Кристина Азатовна

Руководитель:

Ильичева Людмила Владимировна-

учитель русского языка и литературы.


Содержание работы:

Введение.

1) Актуальность

2) Цель

3) Задачи.

Основная часть.

1) Автор и история создания повести.

2) Проблема жанра.

3) Причины канонизации Петра и Февронии.

4) Духовный путь Петра и Февронии к узам брака.

5) Испытание героев на верность и преданность.

6) Завершение жизненного пути супругов.

7) Похвала Петру и Февронии Муромских.

Заключение.

Повесть о Петре и Февронии Муромских – ключ к истинному пониманию христианского брака.

Список источников и литературы.


Введение

На уроках литературы мы недавно изучали произведения древнерусской литературы, среди них «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Меня очень тронула божественная любовь героев повести, их верность и преданность друг другу, несмотря на испытания, которые выпали на их нелегком жизненном пути. Тема любви, верности и преданности будет актуальна во все времена, потому что без них нет счастливой жизни на земле.

Сейчас активно пропагандируется свобода семейных отношений, полное разрушение традиционного понимания семьи и брака, то, что называется сегодня «свободными отношениями», когда муж и жена не связаны друг с другом узами брака, и семья существует до тех пор, пока муж или жена не решат разрушить семью. Такая семья стала самой популярной и получила название «гражданского брака». Утрата духовных основ брака, которые раньше устанавливала церковь, порождает многочисленные проблемы, среди которых разводы, трудности в воспитании детей и многие другие. За оболочкой крепкой семьи зачастую скрывалось полное равнодушие мужей и жен друг к другу и собственному ребенку. На лицо упадок духовности, потеря нравственных идеалов, распад традиционного русского семейного уклада, и до сих пор проблема этики семейных отношений остается одной из самых актуальных в жизни современной молодежи. «Семья — это ведь выражение Божьей любви, очевидное и реальное. Если мы с любовью и благоговением будем беречь этот дар, храня его как зеницу ока, и умножая духовное и житейское благосостояние семьи добрым приложением сил, то и вера, и благодарность, и любовь в наших семьях от такого отношения будут только расти и множиться...»

Цель моей работы:

выявить духовно-нравственные ценности семейных отношений святых Петра и Февронии и установить , в чем заключается святость героев произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Задачи:

1.Определить к какому жанру относится произведение, если в нем рассказывается о жизни святых.

2.Установить, в чем заключается основной смысл, который автор вкладывает в написанное им житие.

3.Исследовать, какие духовные ценности христианства отражает автор в своем произведении.


Основная часть.

1.Автор и история создания произведения.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»- это «жемчужина древнерусской литературы», созданная в конце 40-х годов XVI века и относящаяся к муромо-рязанскому циклу. Полное название этого произведения - «Повесть от житиа святых новых чюдо творець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросиньей».

Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем. В 40-е годы Ермолай жил в Пскове и был священником. В конце 40-х годов Ермолай по приглашению митрополита Макария (с 1542 года митрополит Московский и Всея Руси) переезжает в Москву, получает должность протоиерея Московской придворной церкви. Именно в это время по указанию митрополита церковные писатели работали над летописными сводами «Великие Четьи - Минеи» – грандиозное собрание житий всех русских святых в 12 томах (по числу месяцев), представляющее историю России как единого государства. Именно к этой работе митрополит Макарий привлёк образованнейшего писателя Ермолая.

Однако писатель Ермолай - Еразм писал не только жития святых. Из-под пера его вышло также много и публицистических произведений. Наиболее важным является трактат «Благохотящим царям правительница и землемерие», который он направляет царю (Ивану Грозному) с предложением проведения социальных реформ. По мнению Ермолая, крестьянство терпит непосильные лишения, сильно притесняется боярством. И Ермолай призывает царя к действиям на благо общества – «коблагополучию всем сущим под ним, не единими вельможами, еже о управлении пешись, но и до последних», то есть автор проявляет себя как настоящий гражданин, который не боится самому царю указать на то, что надо думать о благополучии не только вельмож, но и крестьян тоже.

К созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай – Еразм приступил в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме .Но исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228 году, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV веке, но большинство историков склоняются к первой версии , что согласно Житию святых, благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония была красива, благочестива и добра, к тому же она была мудрой девушкой, знала свойства трав и умела лечить недуги, ее слушались дикие животные. Князь полюбил Февронию за ее благочестие, мудрость и доброту и дал обет жениться на ней после исцеления. Девушка исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на исцелительнице.
После смерти брата Петр унаследовал княжение. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку. Бояре потребовали, чтобы князь оставил ее. Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание. Петр и Феврония покинули Муром, отплыв на лодке по реке Оке. Вскоре в Муроме началась смута, бояре перессорились, домогаясь освободившегося княжеского престола, пролилась кровь. Тогда опомнившиеся бояре собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан. Они правили долго и счастливо.
В преклонных летах Петр и Феврония приняли постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, и молили Бога, чтобы им умереть в один день, и похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались каждый в своей келье в один день и час ‑ 8 июля (по старому стилю - 25 июня) 1228 года.
Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и нарушили волю усопших: их тела были положены в разных обителях. Однако уже на следующий день они оказались вместе. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в городе Муроме около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Безусловно, «Повесть» нельзя назвать биографией в полном смысле этого слова. Автор владел обрывочными  сведениями о жизни своих героев, его текст — это художественное произведение со множеством фольклорных и легендарных вкраплений. Показательно, что «Повесть…» не была включена в «Великие Четьи - Минеи» митрополита Макария, ибо высшие церковные власти были недовольны. А рядовые читатели размножили списки и с интересом читали. До нас дошли полторы сотни списков повести - такое редко бывает в жизни памятников древнерусской письменности. Списки распадаются на четыре редакции. Это значит, что повесть переписывалась множество раз, распространялась очень широко в разных краях Русской земли.

В 60-е годы писатель принял монашество под именем Еразм и покинул Москву. Почему он это сделал, достоверно не известно. Не попал ли он в опалу, подобно другим деятелям государства и церкви из окружения

Ивана IV? Или решил предупредить свою опалу? Неизвестно.

2.Проблема жанра .

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях , но не все были причислены к ликам святых , а только те , которые подходили по критериям святости , а именно :

- имели дар чудотворный при жизни и кончине;

- нетленные останки;

- добродетельная, праведная и святая жизнь;

- твердость веры;

- совершение всех добродетелей;

- почитание святого народом при жизни и после смерти.

Именно таких называли святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития - поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

Что же такое житие или агиография? “Агиос” – с греческого “святой”, “графос” – “пишу” - жизнеописание святых людей. Житие – это духовный жанр, как и вся древнерусская литература, поэтому его цель – прославление святого.

Каковы должны быть канонические черты жития? “Канон” – с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно.

Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи». Почему так произошло? Попробую ответить.

Во-первых, создавая жития святых , Ермолай-Еразм активно использовал местные легенды и предания, поэтому сюжет и некоторые образы произведения похожи на сказочные: Змей, чудесный меч, мудрая дева, исцеляющая болезни. Возможно, это символы, но нет указаний на то, в каком ключе эти символы должны интерпретироваться. М. Плюханова утверждает: «Отсутствие таких указаний в особенно сильной степени делает эту часть жития похожей на сказку… Сказочные мотивы могут быть проинтерпретированы как символы в рамках исследования исторических корней сказки или параллельных к ней кодов. В мифе змееборчество имеет сложный символический смысл, в сказке змееборчество есть змееборчество. В свадебном контексте заяц, скачущий возле Февронии , служил бы обозначением брачной ситуации символом брака. В сказке присутствие зайца мотивировано только контекстом и нормами жанра и означает , по-видимому, Что Феврония, будучи наделена волшебными способностями , умеет управлять животными.» Но эпизод с зайцем можно рассмотреть и по- другому. Из жития святых мы знаем , что дар мирного существования с животными указывает на святость Февронии.

В повести мы встречаем следующие черты сказки:

-сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»;

- не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»;

- добро побеждает зло (Пётр победил змия);

- загадки.

Но есть и черты жития:

(Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.)

Жития имели определенную структуру:

-вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи)
-собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса.

-заключение – похвала святому.

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь начало и финал – классический образец жития).

Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

Во-вторых, герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

Находим и черты повести

(По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни):

- достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

-герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

- в центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

- в повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Приходим к выводу: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Вот почему это произведение не было включено в сборник: нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.

3.Причины канонизации Петра и Февронии.

Следующие вопросы, которые встали передо мной, когда я исследовала «Повесть …»: почему в середине XVI века возникла потребность в канонизации именно этих героев, святость которых не была зафиксирована ни в одном письменном памятнике?

Обратимся к истории. В 1547 году молодой Великий князь Иван Васильевич принимает царский титул, символизируя тем самым окончательное объединение государства Российского. Вместе с этим для укрепления единства страны Церковным собором было проведено прославление ряда русских святых для всероссийского почитания. Среди них и благоверные святые Петр и Феврония Муромские.
Следует отметить, что эта канонизация была не совсем обычна для Русской Церкви. Во-первых, к лику святых причислялась женщина. До этого на Руси образ женской святости ассоциировался прежде всего с Богородицей, а так же Софией премудростью Божьей. Из святых жен особо почиталась св. мученица Параскева Пятница, а из русских святых лишь княгиня Ольга. Последняя прославлена именно как Великая княгиня, мудрая правительница и предтеча Крещения Руси. Благоверная же Феврония олицетворяла собой идеал верной и любящей жены, что смело можно назвать беспрецедентным явлением в христианской агиографии. Во-вторых, Петр и Феврония становились покровителями царской семьи, так как именно в 1547 году Иван Васильевич женится на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, единственной женщине, которою он искренне любил. В-третьих, канонизация должна была служить укреплению власти молодого царя. Не привлекательный образ муромских бояр, их противление князю Петру создавали идейную основу для утверждения в стране самодержавия, которое укреплялось в борьбе с удельной боярской знатью.
Об особом почитании Петра и Февронии Иваном Грозным свидетельствуют весьма красноречивые факты. Перед победоносным походом на Казань в 1552 году Иван Васильевич две недели проводит в Муроме, где молится перед мощами Петра и Февронии. После взятия Казани один из пределов нового собора в городе освящается по обету в честь благоверных князя и княгини. На протяжении всего царствования Грозный постоянно отправляет в Муром щедрые дары.

Следовательно, в средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда, скрепляемая любовью, которая не ищет лишь своей выгоды и удобств. Стоит отметить, что венцы, которые во время венчания в Православной Церкви надевают на жениха и невесту, это не царские, как думают многие, а мученические венцы, то есть супруги не должны останавливаться ни перед какими страданиями, если они нужны для блага другого. Венчающиеся уподобляются христианским мученикам, которые страдали за Христа.

4.Духовный путь Петра и Февронии к узам брака

Какой же смысл вкладывал Ермолай-Еразм в написанное им житие?

Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение, в первую очередь , как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.

"Повесть" наполнена многообразной христианской символикой: образ змея-искусителя и змееборца, на указание на Божественный промысел о судьбах главных героев, и, наконец , сами герои повести – муж и жена, привносят в значение житийного жанра для верующего человека еще один аспект. Житие становится не только указанием к праведной жизни конкретного человека, но показывает модель гармоничных семейных взаимоотношений, становится своеобразным «путеводителем» по семейной жизни.

Образ мужа – змееборца, носителя божественной силы, не только представлен наравне с женским образом, но и даже отодвигается на второй план, по сравнению с образом мудрой жены. В повести в союз вступают сила и власть и кротость и целительная мудрость, «ум ума» и«ум сердца».

Образ мудрой Февронии находит параллели в Библии и в различных древнерусских памятниках. В "Книге о Троице" самого Ермолая-Еразма представлен ряд земных жен, творящих своей мудростью человеческую историю.

«Подобная трактовка символики "Повести о Петре и Февронии Муромских" позволяет сделать вывод, что "Повесть" прославляет не просто двух святых заступников, а два начала, на которых стоит православный мир и из которых составляется православная власть — змееборчество и Премудрость.»

Для этого рассмотрим каждый образ в отдельности, проанализируем образы Петра и Февронии, и выясним на их примере, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют между мужем и женой в традиционной русской семье.

Пред тем, как начать анализ, стоит обратить внимание на некоторые особенности системы образов в повести, которые стоит учитывать при анализе персонажей. Несомненно, главной героиней повести является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом, автор дает понять, что несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев.

Второй отличительной чертой «Повести о Петре и Февронии Муромских» является то, что в первых частях произведения мы наблюдаем героев отдельно друг от друга, в последующих главах они неразлучны, и действуют вместе. В результате этого создается общая картина, в которой действуют уже не отдельные персонажи, а именно пара героев, проходящих совместные испытания.

В первой части произведения мы видим мотив искушения и змееборства. К жене муромского князя Павла стал прилетать змей и насильно склонять ее к прелюбодеянию. Она, не побоявшись позора, открылась мужу, и они вместе придумали способ перехитрить змея и узнать тайну его смерти.

В итоге герои выясняют, что смерть змею суждена «от петрова плеча, и от Агрикова меча». Князь не может разрешить эту загадку и призывает на помощь брата – Петра. Здесь мы и встречаемся впервые с Петром.

Князь Петр, не испытывая недостатка в необходимом мужестве для подвига, легко разрешает разумом первую загадку, что именно ему предназначено убить змея, но ему ничего не известно об Агриковом мече. Но благочестие Петра помогает ему разрешить вторую загадку змея. Он был «молитвенником» и любил уединенную молитву в загородной церкви Крестовоздвиженского монастыря. Во время его молитвы Господь посылает ему отрока, который указывает ему местонахождение Агрикова меча.

Существенно, что меч князь Петр обретает в алтаре (сакральном месте, куда доступ открыт только избранным!) церкви Воздвижения честного и животворящего креста.

Меч сам по себе имеет форму креста и является его символическим отражением, а имя Агрик, или Агирка, носит богатырь-змееборец. Таким образом, Петр предстает как Божий избранник, который становится новым змееборцем, наряду со святым Георгием и сказочным Агрикой.

Мы видим перед собой человека незаурядного, выполняющего божественную волю, отмеченного высшими силами.

Петр побеждает змея, но змеева кровь попадает на его тело, и он покрывается струпьями. Это так же имеет символическое значение, так как в этом эпизоде иносказательно говориться о том, что поражено не тело Петра, а его дух. Многие исследователи, переводя оригинальный текст автора, отмечают, что речь идет именно о духовной болезни. Так, например, Александр Ужанков

пишет: «Кажется, змей уязвил тело князя, но не душу! Внешнее, мирское. Только ли?

Князь стал искать “в своем одержании” (т.е. во своем владении) помощи от подвластных ему врачей, но не для врачевания, а для исцеления (разница существенная!), и не нашел, хотя врачей и много было. Может быть, если бы искал лекаря для врачевания тела, то и нашел бы. Для исцеления души (а не только лечения тела) необходим был независимый врач». Таким врачом становится Феврония.

Она тоже необыкновенная девушка, на протяжении всей повести мы видим, что она наделена особым даром, она не только способна исцелять раны, но и творит настоящие чудеса, как в эпизоде с палками, которые становятся деревьями.

То есть истинной причиной встречи Петра и Февронии становится духовная болезнь героя, избавиться от которой можно только в союзе с «блаженной» Февронией. На брак героев толкает не физическое влечение, а необходимость духовного исцеления.

Теперь обратимся к образу Февронии. В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония?

Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково. Впервые мы знакомимся с Февронией, когда гонец ищет лекаря для князя Петра и видим её глазами княжеского слуги: И зайдя в один из домов, увидел “видение чюдно”: за ткацким станком сидела девица, а перед нею скакал заяц, создавая шум, чтобы она не уснула от монотонной работы. Застигнутая врасплох, она сокрушенно произнесла: “Не хорошо быть дому без ушей, а горнице без очей!” «Юноша же … не внят во умъглаголъ тех» Не взял в ум, не взял в толк слов девушки. Ни разумом не понял их, ни умом не постиг. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Автор , вероятно, видит в нем один из древнейших символов христианства. Длинные, трепетные уши символизируют способность христианина внимать голосу небес. Благоверная Феврония ощущает Промысл Господень.  Мы видим , как Феврония разговаривает загадками. С какой целью автор использует загадки в тексте? Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Здесь автор использует их для характеристики «мудрой девы». Но не только это доказывает мудрость героини. Она отводит неисполнимые требования Петра сделать из пучка льна сорочку, порты и полотенце такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны: сделать из чурочки станок. Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Автор изобразил ее сидящей за ткацким станком. Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек  Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка. Теперь можно догадаться, за что же полюбил Пётр Февронию. Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» , излечивает его ещё раз, значит милосердна. Феврония полюбила Петра, не видя его, так как они общались через слуг. Опять здесь скрывается какая-то загадка. Видно, она обладает даром предвидения и знает, что князь Пётр ей суженый, имеет качества настоящего мужского характера - мужество, добросердечие, кротость и смирение. Мы видим, что Феврония духовно под стать своему будущему супругу, она также избрана Господом для особого служения.

Два героя движутся навстречу друг другу: князь Петр - движимый недугом; Феврония - духовно провидя будущее мудростью своею. Князь же не обладает таким знанием, ему необходимо удостовериться, что эта женщина способна стать его женой. Он задает ей загадку: просит из одного льняного стебля напрясть ткани и сшить ему одежду. Другая бы девушка на её месте разгневалась : она исцеляет князя, а он вместо благодарности задает ей невыполнимые задачи, но Феврония показывает, каким образом мудрая женщина должна реагировать на подобные вещи.

Она передает князю через слугу обрубок полена, и просит сделать для нее ткацкий станок, чтобы она могла справиться со своей задачей. Петр восклицает, что это невозможно, и Феврония спрашивает, а возможно ли сшить одежду для взрослого мужчины из одного стебля льна. Будущая супруга князя ведет себя так, как подобает христианке, она не устраивает скандала, она мягко указывает князю на невыполнимость его просьбы, и делает это так, что произносит слово «невозможно» сам Петр.

Так и должна поступать мудрая жена – она не будет открыто перечить мужу, и если ей дано больше мудрости, она должна сделать так, чтобы муж сам осознал собственную ошибку. Так в повести преподается один из уроков семейной жизни, одна из заповедей семейной гармонии.

Но князь не желает идти по указанной Богом тропе и противится условию Февронии, он хочет прислать ей дары вместо исполнения обещания. Однако Феврония предвидит это и , отдав князю лекарство (закваску, освященную ее дыханием), велит смазать ему все струпья на теле, кроме одного. Поэтому болезнь князя возвращается: противясь божественному предназначению, Петр провоцирует возвращение духовного недуга, но возможно дело в том, что князь не готов еще к созданию семьи, поскольку ему необходимо смирить свою гордость. В христианском браке не только жена должна уметь быть покорной воле мужа, но и муж обязан любить жену и быть готовым на любые жертвы ради нее. Петр же еще слишком горд, слишком любит себя, чтобы вступать в брак.

Феврония сознательно велит князю оставить на теле струп, из которого появятся новые язвы, она , несомненно, мудрее князя и понимает, что пока не излечится его душа, нельзя вылечивать тело князя. Феврония готова подождать духовного исцеления Петра, она смиренно идет по указанному Богом пути.

Но вот князь смиряет свою гордыню и возвращается к Февронии, чтобы излечиться и взять ее в жены. И если прежде князь просто пообещал жениться на ней, не чувствуя Божественной воли, то на сей раз "дасть ей с твердостию слово". И получив исцеление тела и души, "поят ю жену себе". "Такою же виною бысть Феврония княгини", - замечает автор. Свершился промысл о них: не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь, не нашел бы тот себе супруги в лице дочери древолаза…

Стоит добавить еще одно замечание. Анализируя первые главы повести через призму традиционного свадебного обряда, мы можем увидеть, что «знакомство» Петра и Февронии отражает некоторые его части. Например, князь сначала общается с будущей женой через слуг, которых можно сравнить со сватами, потом сам является к ней. По традиции, именно муж приходит к жене, а не наоборот. Именно поэтому Феврония призывает к себе князя, а не сама приезжает к нему. Традиция здесь полностью соблюдается.

Мотив невыполнимой задачи и загадки часто встречается в русских народных сказках, одним из распространенных сюжетов является женитьба князя на простолюдинке, обладающей необыкновенной мудростью, или мотив волшебной невесты, которая загадывает будущему мужу загадки и владеет волшебством. Загадки также являются частью народных обрядов.

Таким образом, на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы можем увидеть, какие духовные ценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создать гармоничную семью – основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в семье.

Брак же, как мы можем наблюдать, анализируя текст повести, должен иметь духовные корни, супруги должны объединиться по божественному промыслу и духовному влечению.

Будущая жена, даже если она обладает большей мудростью, чем муж, должна уметь быть терпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а позволять супругу самому «дорасти» до ее духовного уровня, и помогать ему в этом. Так поступала Феврония, терпеливо переносившая все испытания мужа, и покорно ожидавшая свершения воли Господа, постепенно подталкивая Петра к духовному развитию.

Будущий муж должен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр перед вступлением в брак должен излечиться от гордыни.

Читая первые части «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можем увидеть, как автор на примере своих героев показывает, какой духовный путь необходимо пройти каждому, прежде чем связать себя узами брака. Последняя фраза - венец главе: по заповедям Божиим зажили супруги и во всяческом благочестии. Как и должно быть, за что и награду от Бога получат.

В следующих главах «Повести о Петре и Февронии Муромских» автор описывает, как складывалась жизнь главных героев после того, как они соединились узами брака, пройдя долгий путь к друг другу.

5.Испытание героев на преданность и верность.

После смерти Павла, Петр становится правителем Мурома, бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, настроили своих мужей против «безродной» жены Петра:

«Княгиню же его Февронию бояре не любили по наущению своих жен, поскольку не была она княгиней по происхождению, Бог же прославлял ее за добродетельную жизнь.

Однажды один из слуг пришел к благоверному князю Петру и стал наговаривать на княгиню: "Из-за стола, говорит, она бесчинно выходит. Прежде чем встать, она собирает крошки в руку свою, словно голодная!»

Придирка бояр, на первый взгляд, ничтожна. Что плохого в том, чтобы бережливо собрать крошки со стола, покормить ими птиц (есть версия, что крошки предназначались для того зайца, который прыгал перед Февронией в ее избе), дело в том, что в народных суевериях считалось, что под обличием животного может скрываться нечистая сила. Возможно, бояре обвиняли Февронию в колдовстве.

Князь решил проверить, стало быть, усомнился в жене своей, соблазнился по боярскому наговору. После совместной трапезы, когда, по обычаю своему, Феврония собрала в горсть крошки, разогнул он ее пальцы, и обнаружил в ладони ладан и фимиам – церковные благовония, то есть подтверждение того, что Феврония отмечена Богом. «И с того дня», - замечает автор: « Князь оставил свою жену искушати ( испытывать)».

Таким образом, Петр получил первый урок – муж не должен сомневаться в своей жене, не должен верить наговорам. Доверие и честность – те принципы, на которых строятся отношения между супругами. Князь урок усвоил и ,когда бояре «исполнившись бесстыдства», потребовали у него отречения от жены, он предпочел изгнание.

Петр не уступает в этом испытании Февронье в благочестии и мудрости и, по сути дела, именно сейчас выполняет последнее ее условие перед окончательным своим исцелением – остается верным супругом. Блаженный князь «не возлюби временнаго самодержавьства, кроме божиих заповедей, но по заповедем его шествуя, держашеся сих, яко же богогласный (т.е. евангелист) Матфей в своем благовестии вещает. Рече бо, яко иже (если кто) пустит жену свою, развие словеси прелюбодейнаго, и оженится иною, прелюбы творит. Сей же блаженный князь по Еуангеллию сотвори: одержание (княжение) свое, яко уметы вмени (ни во что поставил), да (чтобы) заповеди божия не разрушит».

Исследователи отмечают, что в предыдущих двух частях благоверным князь Петр называется всего лишь трижды, только тогда, когда следует Божественному Промыслу: обретает меч для борьбы со змеем, побеждает его, едет к Февронии, приуготовленной ему в супруги. Семантика самого слова, состоящего из двух корней: «благо» и «вера», близка к семантике слова «блаженный», «благочестивый», в то же время, так называют супруга или супругу. То есть Петр приближается к Господу именно тогда, когда следует заповедям брака. В третьей части, когда князь Петр становится самодержавным правителем, венчанным супругом и живет по евангельским заповедям, автор постоянно называет его благоверным князем.

Образу благочестивого князя противопоставлена фигура «некоего человека», плывшего в одной ладье с блаженной княгиней Февронией, и соблазнившегося ею. В этом эпизоде, как указывалось выше, княгиня проявила себя как мудрая женщина, и объяснила бессмысленность прелюбодеяния. Таким образом ,Феврония становится примером христианской жены, которая не только бережет свою честь, но и хранит чужую семью.

Вечером, когда они пристали к берегу, Петр ощутил тоску по оставленной княжеской жизни и подумал: «Како будетъ, понеже волею самодержьства гонзнув (по собственной воле самодержавства лишился)?»

Вопрос Петра не имеет никакого отношения к честолюбию, поскольку княжеская власть дается Богом, и княжеское служение – это мирское служение Богу. Получается, что он сам, добровольно, отказался от своего княжеского служения Богу, нарушил свой долг перед людьми и Господом, оставив Муром боярам, которые желают не процветания жителям города, а богатства себе.

Князь Петр “помышляет”, т.е. размышляет, думает по этому поводу, поскольку он не обладает даром предвидения, и не знает, правильно ли поступает, согласно воле Господа, или против нее. «Предивная же Феврония» «умом сердца» ощущает Божий Промысел и произносит: «Не скорби, княже» - автор подчеркивает, что здесь Феврония обращается к Петру не как к мужу, а как к правителю: « милостивый Богъ, Творец и Промысленик всему, не оставит нас в низшете». Феврония, имея дар от Бога прозревать будущее и творить чудо, пытается укрепить дух своего супруга.

Для приготовления ужина князю повар срубил небольшие деревца, чтобы повесить котлы. После ужина святая, автор уже открыто ее так называет, так как она творит чудеса, княгиня Феврония увидела эти срубленные деревца и благословила их со словами: «Да будут сия на утрии древие велико, имущи ветви и листвие». Проснувшись, они вместо обрубков увидели большие деревья с ветвями и листьями, а когда собрались отплывать, то прибыли вельможи из Мурома с раскаянием и смирением, прося их обоих вернуться.

Таким образом , Феврония предстает перед читателем как верная жена, готовая в трудный момент поддержать мужа. Она не только осознает причину его печали, но и разделяет ее: для княгини так же важен тот факт, что Петру Господом предназначено управлять Муромом. Феврония творит чудо для мужа, чтобы укрепить его веру в себя и свое предназначение. Следует заметить, что святые творили чудеса не по собственному желанию, а по воле Бога, поэтому Феврония, сотворив чудо, не стремилась подчеркнуть свой «статус» святой (мол, с такой женой муж не пропадет), а уверить Петра в том, что его выбор правилен. Так реализуется еще один закон супружеской жизни – жена должна быть опорой своему мужу в трудный час. Но не только Феврония выполняет данный завет: князь Петр также остается «правильным» мужем: он не пытается переложить даже часть ответственности содеянного на свою супругу.

Вот так, замечает автор, блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в град свой. И стали они править в городе том, как и положено самодержцам, «ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних бес порока, в молбах (молитвах) непрестанных и милостынях и ко всем людем, под ихъ властию сущим, аки чадолибивии отецъ и мати. Беста бо ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни грабления, ни богатства тленнаго щадяще, но в Богъ богатеюще. Беста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника». Блаженные супруги и управляют народом, и живут по заповедям Божиим, в Боге богатея.

6.Завершение жизненного пути.

Свой жизненный путь супруги так же завершают совместно – оба принимают иночество, и умирают в один день, завещав похоронить себя в одном гробу. Показателен в этом плане сам заключительный эпизод их земной жизни. Князь Петр, чувствуя близкую кончину, призывает к себе Февронию, чтобы вместе закончить жизненный путь. Феврония же связана обрядом послушания, и должна вышить «воздух» - специальный покров для храмовой чаши, и просит князя подождать. Князь ждет ее два дня, но на третий сообщает, что ждать больше не может.

Феврония оказалась перед выбором: завершить дело послушания, или выполнить ранее данное слово. Она выбирает последнее, чтобы не оставить неисполненного долга. Ее труд может завершить и кто-то другой, а вот данное слово выполнить может только она сама. Автор подчеркивает приоритет слова над мирским делом, пусть даже и богоугодным.

Тогда блаженная Феврония, уже успевшая вышить лики святых, воткнула иголку в ткань, обвила ее ниткой, как рачительная рукодельница, чтобы кто-то смог продолжить начатое ею дело, и послала к блаженному Петру сообщить о ее готовности преставиться вместе.

Таким образом, Феврония выполняет завет верной христианской жены, она ставит волю мужа и свой долг перед ним выше своего духовного дела, но при этом она показывает истинное духовное величие, потому что муж оказывается для нее превыше собственной души. Супруги умирают в один день, показывая единство семьи даже самой своей смертью.

В награду за их праведную жизнь и верность заповедям брака, Господь соединяет их и после смерти, вопреки желанию людей похоронить их в разных местах: муж и жена оказываются в общем гробу, разделенном лишь тонкой перегородкой.

Следует отметить и тот факт, что Петр принимает по иноческому чину имя «Давид», а Феврония – «Ефросиния». Имя Давид значит “возлюбленный”, надо понимать – и Богом, и супругой. Ефросиния – это “радость”, радость спасения.

7.Похвала Петру и Февронии.

Заканчивается повесть похвалой Петру и Февронии, в которой отражены смысловые узлы произведения – испытания, которые блаженные супруги перенесли совместно, не нарушив заповедей брака. Именно это послушание Богу в браке награждается свыше:

« Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

6. Повесть о Петре и Февронии Муромских – ключ к истинному пониманию христианского брака.

Теперь мы видим , какой смысл вкладывает автор в своё произведение : он раскрывает нам тайну супружескую любви , утверждая что

любовь – это самоотречение;

любовь – это самопожертвование;

любовь –это труд;

любовь требует мудрости;

если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды;

любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей;

настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности;

истинная любовь продолжается и на небесах.

Ермолай-Еразм, вложил в свое произведение ключ к истинному пониманию христианского брака , потому что главнейшая обязанность, возлагаемая на христианских супругов таинством брака, есть «приготовление» себя, своих детей к «жизни будущей», к будущему вечному блаженству. Этого могут достигнуть люди, соединенные брачными узами, если они, любя друг друга , в то же время будут любить Господа Бога, если будут исполнять заповеди и своим примером побуждать один другого к терпению, если будут помогать один другому в восхождении к «вершинам духа». Петр и Феврония – яркий пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви – это и есть главная причина их канонизации.

Заключение.

В ходе решения задач своей работы , я пришла к следующим выводам:

1.Автор , прославляя святых, создает идеальные образы (Петр благочестивый , святой , Феврония святая, преподоная, блаженная) – это первое условие святости.

2.Любовь героев к Богу, жизнь по заповедям Божьим – это второе условие для святости.

3.Чудеса Февронии говорят о Божественном даре героине – третий критерий.

5.Необычная смерть и посмертные чудеса – это следующий критерий святости.

Непреходящая ценность «Повести о Петре и Февронии Муромских» состоит «в художественном синтезе идей о спасительной любви и верности супружескому долгу, о внутреннем благородстве, которое не зависит от социального статуса человека , о христианском смирении и благочестии…, об особом уме - уме души, без которого человек не может достичь гармонии с самим собой и с окружающем его миром».

Список источников и литературы.

1. Сочинения Ермолая-Еразма. Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – 626 С.

2. Изборник. Повести Древней Руси – М. – изд. «Художественная Литература» - 1986. Вступительная статья Д. С. Лихачева. – 448 С.

3. Сказания о чудесах: Т. 1. Русская фантастика XI-XVI вв. / Сост., послесл. и коммент. II раздела Ю. М. Медведева. - М.: Сов. Россия, 1990.-528 С.

4. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. – Л.: Худож. лит., 1987. – С. 273-277.

5. Ужанков А.Н. Русская литература XI-XVI вв. Мировоззренческий аспект. – С.271-272.

6. «Литературный энциклопедический словарь» - М., - изд. «Советская энциклопедия» 1987. 1324стр.

7. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах» - М., - изд. «Айрис Пресс» 2003. 222стр.

8. Мультимедийное издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» www.KM.ru

9.Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005

10.Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82

11.Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39

12.Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999

13.Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.138

Материалы с сайтов:

1. http://www.holy-transfiguration.org

2. Молодёжный христианский сайт http://one-way.ru

3. http://www.pravoslavie.ru

4. http://www.sinodipc.ru

5. http://www.orthodoxy.ru

Интернет-ресурсы:

http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/11.htm

http://hram.pomorsu.ru/main.php?do=body&body_id=istina_semya

http://school-103.nios.ru/Petr.htm

http://www.petr-fevronia.ru/category/22

http://artikul.ucoz.ru/forum/54

http://journal.oscfo.ru/nomera/4/povest_o_petre_i_fevronii_muromskih/

http://www.mosds.ru/BRK1/XVI-04.htm

http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3

Приложение.

О любви русского народа к Петру и Февронии свидетельствует то, что ежегодно на протяжении столетий десятки тысяч людей совершали паломничество в Муром к их нетленным мощам.
В страшные десятилетия безбожной власти, атеисты пытались дискредитировать память святых. Их мощи были кощунственно помещены в музей религии и атеизма, а собор, где они хранились снесен.
Но по милости Господней врата ада не одолели Церковь. В нашей стране началось возрождение духовно-нравственных ценностей, в том числе и семейных. Мощи святых вернулись к верующим, а государство пытается опираться на авторитет Церкви. 2008 год был объявлен Годом Семьи. По инициативе супруги бывшего Президента Дмитрия Медведева Людмилы Медведевой был установлен государственный праздник «День семьи, любви и верности» , приуроченный к дню памяти святых Петра и Февронии 8 июля по новому стилю. Став государственным праздником, этот день олицетворяет единство Церкви и общества в распространении идеалов семейственности любви, верности. Символом семьи в России является ромашка - множество ее белых лепестков воплощает образ дружной, крепкой и добродетельной семьи, соединенной единым золотистым центром всеобщей Божьей любви. Этот цветок дарят супруги 8 июля в православный праздник святых Петра и Февронии Муромских . Святые благоверные Пётр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности. В Троицком монастыре г. Мурома в Храме Вознесения Господня хранятся мощи святых Петра и Февронии. В этом храме есть икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семью от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

Главные святыни, связанные со святыми благоверными князьями Петром и Февронией, находятся в городе Муром Владимирской области. Их мощи хранятся в Троицком соборе Свято-Троицкого женского монастыря. Рака с мощами помещена справа от иконостаса. В Муромском историко-художественном музее есть житийная икона, датированная 1618 годом. На ней изображены муромские святые и множество сцен из Жития благоверных Петра и Февронии.
Иконы святых можно увидеть во многих храмах страны. В Москве в храме Вознесения Господня на Большой Никитской, в храме Преподобных Сергия и Германа Валаамских на 2-й Тверской улице в Москве, а также в храме на Петровке при ГУ МВД по г. Москве находятся иконы с частицами мощей святых Петра и Февронии.

Как защищает икона

Молитва перед иконой Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии защитит Вашу семью от разногласий, сохраняя мир и благополучие. Память об удивительной истории земной жизни святых Петра и Февронии, слова молитвы защитят супругов от возможного неверного шага в отношениях, ибо эти святые – ходатаи перед Господом Богом о крепости брака, добродетельной жизни в супружестве.

В чем помогает икона

Молитва перед иконой Святых Петра и Февронии помогает сохранить благополучие в браке, любовь между супругами на долгие времена, наполнить свои отношения христианским благочестием, поскольку счастливая и крепкая семья – это основа крепкого и здорового общества. В счастливом браке, видя любовь родителей, растут счастливее дети. Для них пример родителей, образ их жизни станут той моделью брака, к которой будут стремиться и они, когда подойдет их время вступать в брак.

Девушкам, которые хотят удачно выйти замуж – конечно, мы здесь говорим о любви и семейном взаимопонимании как альфе и омеге хорошей и крепкой семьи, тоже помогает молитва перед образом святых Петра и Февронии. Перед ним же молятся об укреплении государственности нашей Родины, об упрочении веры Христовой в сердцах православных христиан.

Также перед иконой Святых Петра и Февронии молятся о даровании детей, если брак длительное время остается бесплодным.

Святым благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии и о счастье в браке.

Икона Святых Петра и Февронии Муромских

Молитва первая
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь

Молитва девушки ко Господу о скором замужестве
О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.




Святым благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии и о счастье в браке.

М

Икона Святых Петра и Февронии Муромских

олитва первая
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь


Молитва девушки ко Господу о скором замужестве
О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.