Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Притча о нас самих

13 февраля 2012 года

Проповедь иерея Сергия Скузоваткина после литургии в Неделю о блудном сыне.

Братья и сестры!

Вот и наступила Неделя о блудном сыне, в течение которой мы вспоминаем одноименную притчу, готовящую нас к Великому посту. Нет предела глубины этой притчи. Господь через нее повествует нам о нас самих и открывает самого Себя в образе Отца, любящего всех одинаково, как младшего сына, так и старшего.

Младший сын, изображенный в притче, представляется нам менее достойным этой любви. Может быть, этот сын тяготился отцовской опекой и своей несамостоятельностью. Он ушел от отца, потребовав дать ему ту часть, которая ему положена. Действительно, слова «мне положено» есть в душе у каждого из нас. А когда мы требуем положенного от жизни, от Бога, от окружающих, мы этим уже согрешаем против любви. Потому что любовь – это не то, что положено, а сверх положенного. Когда человек требует положенного, это убивает человека в нем самом.

Отец дает младшему сыну положенное. Тот уходит и блудно проводит свое время. Он искал свободы, а, получив ее, принялся расточать «на стране далече». Когда же у него ничего не осталось для пропитания, он хотел насытиться рожками, которые ели свиньи, но даже такая пища ему не давалась. Он стал на одном уровне со свиньями. И мы тоже порой опускаемся до скотского животного состояния. Когда несчастный увидел, что уже не достоин называться сыном, он, отвергая положенное, решил: пойду к отцу и скажу ему: «Отче, я не достоин называться твоим сыном, но прими меня, хотя бы как одного из своих наемников». И мы вспоминаем, как принял его отец.

Один из святых призывал нас не отчаиваться, когда у нас нет творческой любви к Богу, размышления о молитве. Если у нас это не получается, будем работать Ему как ломовой скот, который просто тащит поклажу, тем самым делая свое дело.

Cмирение блудного сына дает результат, которого он не ожидал. Отец поспешил к нему издалека, только завидев, предваряя его покаяние. Господь помогает человеку, которого уже только посетила мысль о покаянии: «А, может быть, я во всем виноват?». И Бог устремляется ему навстречу, обнимает и радуется ему, как той одной потерянной овце, ради которой он бросает 99 овец. Отец повелел устроить ради младшего сына пир, и тут мы видим недовольство старшего сына, в котором также узнаем себя. Старший сын упрекает отца: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И далее в этой притче Господь открывает Себя, говоря: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое». Т.е. мы вместе делаем общее дело, и тебе нет нужды расслабляться, а этому младшему сыну сейчас необходима поддержка. Здесь Господь открывает нам логику своих действий.

Когда человек начинает кичиться буквальным исполнением заповедей, он становится нетерпимым к другим. Таким образом, старший сын в глубине своей души точно такой же блудный сын. Он еще не ушел от отца, но уже выражает протест. И такое состояние души у нас бывает. Недаром в притче дважды повторяются слова о том, что «сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Мы ходим, в основном, мертвецами, и оживаем только тогда, когда каемся, когда припадаем к Богу, искренне прося у Него прощения. Если даже человек просит прощения у тех, кого он обидел, ему за это дается кусочек Царствия Небесного. Бог выходит к нему навстречу и говорит: «Cын мой, ты был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Мы только тогда становимся людьми, только тогда пребываем с Богом, когда каемся, когда просим Его принять нас хотя бы в число своих наемников. Как благоразумный разбойник на кресте воззвал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И Господь ему сразу ответил: «Сегодня будешь со Мною в раю». Райское состояние внутренней духовной радости бывает от покаяния. Это – самая сильная притча, которую мы знаем из Евангелия. Притча о покаянии. Мы слышим ее на середине подготовки к Великому посту: после Недели о мытаре и фарисее и перед Неделей о Страшном суде. Сердцевина поста – это покаяние. Будет покаяние, будет и пост. А без него пост превращается в оружие, которое не применено. Потому что пост – это не что иное, как средство для того, чтобы мы в себе увидели человека, который есть как младший, так и старший сын из причти.

Храни вас Господь. Аминь.

  


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Храм Иоанна Предтечи, 12 февраля 2012 года

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.