Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Великий пост: путь к Пасхе

2 марта 2012 года

Всякий человек при крещении соединяется с Богом, но затем согрешает, тем самым удаляясь от Него. Пост готовит нас к возвращению, он есть постепенное и постоянное усилие, ведущее нас к Пасхе, к новой жизни во Христе.

«Боже, милостив буди мне, грешному»

Отсчет нового времени пошел, начиная с Недели о мытаре и фарисее. В этом году этот день церковного календаря выпадает на 5 февраля. Святая Церковь начинает готовить нас к вступлению в Великий пост – Святую Четыредесятницукогда   о мытаре и фарисее. сипе на мясо.

ывает вкушение мясной пищи , кроме среды и пятницы.том, что сердился, но совершенно д…

Господь рассказал ученикам притчу о том, как в храм пришли помолиться два человека, мытарь и фарисей. Фарисеями были ревнители отеческого закона, а мытарями – по сути, прислужники оккупантов-римлян, собиравшие для них налоги со своих соплеменников.

Фарисей вошел в храм и, заняв самое видное место, начал свою горделивую молитву: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» А мытарь, войдя в храм, встал у входа, считая себя недостойным пройти дальше. Он сознавал свою греховную жизнь и, не смея поднять глаз, бил себя в грудь, взывая: «Боже, милостив буди мне, грешному». Заканчивается эта притча словами о том, что последний вышел из храма более оправданным, нежели первый. Хотя фарисей и был добродетельным, молился и постился, но его надменная молитва не была принята Богом.

Всякий, кто возносит себя, смирится, а кто смиряется, будет вознесен.

С 5 по 12 февраля сплошная седмица.

Возвращение в отчий дом

Воскресенье 12 февраля называется Неделей о блудном сыне. В этот день Церковь вспоминает притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11-32). В ней повествуется о морально заблудшем человеке, который ушел в далекую страну и там истратил все, что имел, но опомнившись, он покаялся. Истинное раскаяние постигнет лишь тот, кто испытал мучительную тоску по другому миру. Человек, который не чувствует, что он удален от Бога, никогда не поймет смысла христианской веры. Покаяние часто превращается в равнодушное перечисление грехов. Мы как бы признаем себя перед судебным обвинителем. Исповедь представляется как нечто юридическое.

Нетрудно признать себя виновным в несоблюдении постов, в том, что сердился,  оставлял утренние и вечерние молитвы. Но совершенно другое – понять, что запятнал свою духовную красоту, что далек от своего настоящего дома, истинной жизни, что потерял что-то чистое и прекрасное. Однако осознание этого еще не есть покаяние. Надо возыметь горячее желание вернуться назад в потерянный отчий дом, чтобы вновь его обрести. Найти желание и силу вернуться к щедрому Отцу, со слезами взывая: «Прими мя в число наемников Твоих».

В Неделю о блудном сыне (с 12 по 18 февраля) устав предписывает вкушение мясной пищи, кроме среды и пятницы. В субботу, 18 февраля – Вселенская родительская (мясопустная суббота). В воскресенье 19 февраля заговенье на мясо.

Неделя о Страшном суде

Воскресенье, 19 февраля, в церковном уставе называется мясопустным – это последний день вкушения мясной пищи. С 19 по 26 февраля – седмица сырная (масленица), уже нельзя есть мясо, но можно употреблять сыр, масло, молоко, яйца и рыбу.

Евангельское чтение воскресного дня посвящено притче о Страшном суде (Мф. 23, 31-46), всеобщему суду Христову. По какому закону Христос будет судить нас, когда настанет этот день? Притча отвечает: по закону Любви. В ней Господь не стал спрашивать ни о чем другом, как только: «Были ли вы человечны на земле?» Когда перед вами стояло горе, вы подумали о том, чтобы его утешить? Что вы сделали, когда видели голод и холод, тоску и оставленность, заключение в плен тюрьмы и болезней? Пожалели или нет?  И тех, которые пожалели, Господь принял, ни о чем другом не спрашивая, потому что эти люди уже на земле сумели вместить Божественную Любовь будущего века. Для них поступать по любви было естественно, и они, не задумываясь, так поступали. Мы не спасемся, если будем мучительно заставлять себя выполнять Господни заповеди. Они должны войти нам в плоть и кровь, быть естественным движением души, а не простым послушанием закону.

Обратим же внимание на тех, которые дел человеческой любви не совершали. Когда Христос спрашивает, они Его даже не понимают. «Где же мы Тебя, Господи, видели? – отвечают они. – Когда же мы Тебя не посетили в больнице или в тюрьме? Когда же Тебя не одели холодного и не накормили голодного? Когда не утешили в горе?» Они не замечали никого вокруг себя. Прожили жизнь только для себя, расчетливо, разумно, т.е., в конечном итоге, вполне безумно. Любовь к ближнему служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата (т.е. ближнего) своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4, 20). Надо сначала научиться любить конкретного живого человека, иметь внимательное теплое сердце. Только тогда оно очистится, и сможет увидеть Бога.

Нет пощения без прощения

День, который вводит нас в Великий пост, называется Прощеным воскресеньем. Его литургическое название – «воспоминание Адамова изгнания из рая». Также он называется Неделей сыропустной, и в этом году выпадает на 26 февраля.

Мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для общения с Богом. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и его существование на земле стало изгнанием. Обрести потерянный рай – вот наше главное призвание на земле.

В воскресном Евангельском чтении (Мф. 6, 14-21) говорится об условиях освобождения нас от порабощения греху. Первое условие – пост: надо отказаться выполнять все желания нашей плоти. А для того, чтобы наш пост был настоящим, а не лицемерным, мы должны явиться постящимися не перед людьми, а перед Отцом Небесным, который, видя тайное, воздаст нам явно. Второе условие – прощение: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14). Ссоры, несогласия, разделения, ненависть – это признак владычества греха. А за прощение, возвращение к единению и любви будет даровано от самого Бога всепрощение.

Пост начинается с вечерни Прощеного воскресенья. Великий прокимен возвещает: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю. Вслушайтесь в этот крик души. Я стою перед красотой Царства Божия, и знаю, что у меня нет другого дома, другой радости, другой цели. Но при этом сознаю, что изгнан оттуда за грех во тьму и печаль. Только Бог может избавить и спасти мою душу.

С наступлением поста священнослужители надевают темные облачения, выключено яркое освещение, хор поет «постным» напевом. Читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы священник испрашивает прощение у прихожан. Затем они подходят к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Пост начинается всеобщим прощением и любовью. Впереди сорокадневный путь поста, но в конце пути уже сияет свет Пасхи, свет Царствия Христова.

27 февраля – чистый понедельник. По старинному обычаю, верующие в жилищах меняют богатые убранства на бедные, одеваются скромнее, прекращают увеселения. Ничто не раздражает и не искушает взгляд и слух. В храме с понедельника по четверг на вечернем богослужении читают покаянный канон Андрея Критского. «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» – поет хор. А священник в центре  храма, начинает чтение со слов: «Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний…» В среду и пятницу служится литургия Преждеосвященных Даров. В эти дни, а также в субботу и воскресенье верующие могут причаститься. В пятницу после литургии – молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива – вареной пшеницы или риса с медом.

В Великий пост можно вкушать пищу с растительным маслом в субботу и воскресенье, а в остальные дни – без масла. Трапеза для больных изменяется с разрешения священника.

Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста (4 марта) мы празднуем Торжество Православия, установленное на Поместном Константинопольском соборе в 842 году в благодарность Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и еретиками. Церковь отстояла наше право поклоняться святым иконам. Иоанн Дамаскин, ревностный защитник иконопочитания, писал: «В древности, то есть в Ветхом Завете, Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимого Бога…»

Иисус Христос имел два естества: Бога и Человека. Своей жизнью на земле Он освятил человеческое естество, и поэтому Бог открывается нам в людях, каждый из нас носит в себе образ живого Бога. Люди являются живыми иконами, если при взгляде на них мы можем сквозь человеческую немощь увидеть пребывающий образ Божий. Мы можем поклоняться живому Богу среди людей, в людях. Не напрасно отцы церкви говорили: «Кто видел брата своего, тот видел Бога своего…» Поэтому будем благоговейно относиться друг к другу, ведь мы – образ, икона. Будем хранить нашу веру и одно из ее основных положений – догмат о почитании святых икон. Человек может изуродовать в себе образ Божий грехами, своей жизнью. Но если мы найдем на дороге икону, то не постараемся ли мы ее очистить и отмыть? Так же подобает относиться и к человеку.

Мы – немощны, но Сила Божия через нашу немощь совершается и побеждает. Предадимся Богу, чтобы Он победил до конца – не только в прошлые века, но и ныне, в нас. Чтобы миру, который лежит в скорби и искании, было явлено сияние Его славы.

Благодать – это сам Бог

На великопостном пути ко Святой Пасхе Церковь словами Христа призывает нас вглядеться в нашу жизнь: что в ней нужно изменить, в чем надо покаяться. Перед нами один за другим проходят образы людей, которые обратились мыслью и душой к Богу.

Во второе воскресенье Великого поста Церковь совершает память свт. Григория Паламы (переходящее празднование во вторую неделю поста). Суть его учения в том, что благодать не есть какой-то тварный дар. Это – сам Бог, как бы приобщающий нас к своей Божественной природе. Опыт Церкви говорит, что благодать – это Бог, Себя нам отдающий, и, принимая благодать, мы делаемся участниками Божественной природы…

Далее, когда перед нами будут проходить образы святых, будем помнить, что они – не только люди, которые были одарены умом и очистили свое сердце; это – люди, которые приняли Бога в себя, как железо может быть пронизано огнем, и которые стали на земле тем, к чему призвана вся тварь, когда Бог будет всем во всех. Поэтому будем радоваться величию нашего призвания, тому, что мы призваны поистине приобщиться к Богу. Но будем также помнить, что это случится, если мы совершим подвиг веры, останемся Богу верными, подобно древним подвижникам, которые смогли отдать кровь и принять Дух.

Отвергнись себя

Третье воскресенье Великого поста (18 марта) называется Крестопоклонным. Крест был одним из самых жестоких орудий казни, которое изобрел грешный человек, чтобы насладиться местью, наблюдая ужасные мучения осужденных на эту казнь. Обычно так казнили самых отъявленных злодеев: разбойников и убийц. Богочеловек, преданный на эту позорную смерть, своим Пречистым телом, кровью, смертью и воскресением освящает крестное древо. И из креста – орудия казни – восстает Крест – орудие спасения человека от греха и вечной смерти. Крест умертвил смерть, Крест убил вражду между Богом и человеком, Крест примирил Небо и землю, Бога с человеком.

Однажды Иисус Христос подозвал народ с учениками и сказал: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми Крест свой и следуй за Мной…» Но отвергнуть себя, т.е. отвернуться, отвлечься от себя возможно, только если приковать внимание к чему-то другому. Просто отвратить взгляд и никуда его не направлять нельзя. Как же исполнить эту заповедь Спасителя? Надо начать с чего-то простого и доступного для нас.

Представим, что мы услышали призыв Христа: «Будьте Моими глазами, видящими ближнего; будьте Моим слухом, воспринимающим его зов и мольбу; будьте Моими ногами, спешащими к нему на помощь; будьте руками Моими, дающими ему то, что нужно…» Постараемся услышать голоса, которые поднимаются в мольбе, тоске, и отозваться на них. Тогда мы сможем идти к Богу и людям, неся Крест. А Крест – это любовь Бога, готового пожертвовать всем ради нас. Услышим слова Христа: «Будь Мной среди народа» – и легче нам будет забыть о себе, а вспомнить о ближнем вместе с Богом. 

На вечернем богослужении накануне Крестопоклонного воскресенья из алтаря через царские врата торжественно выносится Крест на середину храма для поклонения верующих и оставляется до пятницы. Эта неделя переломная, пройдена половина пути до Святого Христова Воскресения, ее называют средокрестием. По древней традиции в крестопоклонную среду выпекают постное печенье в виде креста для каждого члена семьи. В это печенье (крестцы) впекаются зерна злаков, монеты или мелкие украшения.

В Великом посту поминовение усопших ведется лишь в субботние и воскресные дни. Родительские субботы выпадают на 17 и 24 марта. 

О чем нужно плакать

Братия и сестры, перед нами стоит образ Иоанна Лествичника. Празднование ему совершается в четвертое воскресенье Великого поста – 25 марта. Этот святой был так назван потому, что оставил духовное руководство, книгу – «Лествицу», где описаны этапы восхождения от земли на небо, из глубин греха до вершин Божией любви. Святой на первой ступени восхождения говорит: «Не за то мы будем осуждены на вечном суде, что не совершали чудес и не богословствовали, но за то, что не плакали о своих грехах».

Мы плачем о многом: об утратах; оскорблениях, которые наносят нам люди; о болезнях; о многообразном горе, встречающемся нам в жизни. Но мы не видим, что болезнь, горе, страдание и утрата часто бывают тем звеном, которое соединяет нас с Богом и с людьми.  Но мы легко забываем, что есть в нашей жизни грех, делаемся к нему нечуткими и скорбим о нем мало. А ведь это – единственное несчастье человеческой жизни. Все может быть чисто, а грех – темен, он убивает все в жизни, наши отношения с людьми и с Богом.  Но мы это меньше всего ощущаем. И плачем обо всем, кроме того, что заживо умираем. Вот почему основой нашего спасения Иоанн Лествичник  считает плач о грехах. Почему плач? Мы знаем, что можем заплакать только тогда, когда страдания доходят до предела. Сначала бывает осознание и раскаяние в грехе. Потом мы ужасаемся: «Почему мы могли так поступить»? А затем приходит решительное и беспощадное к себе покаяние, которое ставит нас перед Богом. Когда отчужденность от Бога становится невыносима для нас, и  сознание этого доходит до предела, только тогда могут из наших глаз пролиться очищающие слезы. Подумаем каждый о своей жизни и о грехах, и принесем Богу сначала раскаяние, а потом все растущее покаяние, пока не вырвется из сердца поток слез.

Подвиг Марии Египетской

В пятое воскресенье Великого поста, 1 апреля, Церковь совершает празднование преподобной Марии Египетской. Она стала ярким примером восхождения по духовной лествице, описанной св. Иоанном Лествичником.

О жизни прп. Марии мы знаем, что она была блудницей в г. Александрии, женщиной дурной жизни. В праздник воздвижения Честного и Животворящего Креста ей захотелось поклониться живоносному древу Креста Господня в одном из храмов Иерусалима. Не думая о своей греховности и о том, что у нее нет ничего общего с Богом чистоты и любви, она пыталась войти в храм, но каждый раз какая-то невидимая сила останавливала ее. Она пришла в ужас, осознав свой позор, и обратилась за помощью и милосердием к Божией Матери. И Бог, не отвергающий кающегося, каким бы грешным он ни был, допустил ее в храм. Мария Египетская, помолилась у иконы Божией Матери и услышала голос: «За Иорданом найдешь полное успокоение». Преподобная Мария ушла в пустыню и там провела в подвиге и в совершенном одиночестве всю свою жизнь до смерти.

И мы хотим поклониться Богу, но часто, подобно Марии Египетской, не можем этого сделать. Мы хотим молиться, но молитвы нет, хотим любить, но сердце – как камень, хотим собрать наши мысли, но они разбегаются, хотим начать новую жизнь, но нет силы воли. Остаются лишь желания, мечты, а крепости в жизни нет.

Мария Египетская провела жизнь в благодарении Богу. Она поняла, что нельзя продолжать жить так, как она жила. Ушла от всего, что было ей соблазном и держало в плену, и прожила дивную жизнь. Нам не под силу понести такой подвиг, но каждый может сделать то, что ему под силу. По слову апостола Павла, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе. Также нас должен укрепить пример и образ святой Марии Египетской.

На грани страстных дней

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы, а 8 апреля – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. После этих двух великих праздников начинаются страстные дни.

Мы думаем о Благовещении Пресвятой Богородицы как о дне, когда Господь возвестил Пречистой Деве, что Она станет Матерью Сына Божия; о той чудесной радости, которая вошла в мир с обещанием о рождении Спасителя. Но мы редко задумываемся над тем, что дары и великие дела Божии трагичны в нашем мире. Они происходят ценой сердечной муки и крови. Христос родился для того, чтобы душу свою положить за други Своя. Задумаемся об образе Пречистой Девы, которая совершенной верой, чистотой, подвигом святости приобрела дар стать Матерью Господней…

На вечернем богослужении накануне Вербного воскресенья освящается верба и раздается верующим в знак приветствия Христа, в воспоминание о тех людях, которые при въезде  Господа на молодом осленке во Иерусалим устилали перед Ним дорогу своими одеждами и пальмовыми листьями. Народ восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» («Осанна» означает спасение). Тогда весь Иерусалим пришел в движение: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета». В Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы…

А с 9 по 14 апреля мы вступаем в тяжелые дни Страстной седмицы, когда вспоминаются страсти Христовы. Проживем их вместе со Спасителем, посещая храмы и выстаивая умилительные службы. Вспомним, что происходило в те дни.

Великий понедельник

Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним и умереть ради Него для жизненных наслаждений (отказаться от них, чтобы пожить со Христом).

Великий вторник

В этот день на богослужении воспевается второе пришествие Христово, Страшный суд. По-гречески «суд» – кризис. Сейчас мы находимся в состоянии кризиса как суда истории. Лишь всеобщее покаяние спасет мир.

Великая среда

К Христу приблизилась блудница, пораженная его дивной красотой, и прильнула к его ногам. Она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним – таким прекрасным в этом страшном мире. Она не каялась, не просила прощения, но Христос за то, что в ней оказалась такая чуткость к Святыне и способность любить до слез, объявил ей прощение грехов за то, что она «возлюбила много».

Великий четверг

«Грядет Господь на вольную страсть…» Последняя встреча Христа с учениками на Тайной вечери с установлением Причащения и омовением ног ученикам. Христос в Гефсиманском саду проводит страшную ночь лицом к лицу с надвигающейся смертью, внушающей ужас. Он молился Отцу: «Отче мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Он боролся и молился во второй и третий раз : «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». Мы не должны думать, что смерть Христа была легкой. Спаситель умирал на Кресте не своим бессмертным Божеством, а подлинно человеческим телом. Его медленная смерть сопровождалась молитвой за мучителей: «Отче прости им. Они не знают, что творят». И мы должны научиться этой молитве перед лицом обид, унижений и гонений.

Великая пятница

Богослужение с выносом Плащаницы – иконы Иисуса Христа во гробе. Благообразный Иосиф Аримафейский и Никодим – тайные ученики Спасителя – снимают тело Христа с Креста. Помазав Его благовонным маслом и повив пеленами, полагают во гроб. Плач Пресвятой Богородицы над телом Сына, погибшего жестокой смертью. Сейчас мы знаем, что Он воскреснет, но Она тогда хоронила всякую надежду. Весь ужас этой смерти зиждется на грехе, и каждый согрешающий ответственен за нее. Она случилась только потому, что человек потерял Любовь, оторвался от Бога. Плачьте и благодарите Бога за спасение, которое нам дается так легко, что мы безразлично проходим мимо него, тогда как оно досталось страшной ценой Богу, Его Матери и ученикам. 

Великая суббота

«Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом…» Мы стоим у Гроба Господня; страшные страстные дни и часы прошли, Иисус Христос теперь почил. Душой, сияющей славой Божества, он сошел во ад и рассеял его тьму. В тишине преблагословенной субботы будем трепетно ждать мгновения, когда увидим сияние воскресшего Христа. Слава Богу за Крест, за то, что для нас смерть уже не конец, а только сон, успение! Слава Богу, что больше нет преград между нами и Богом! Его любовь, крестная смерть, сошествие во ад и воскресение устроили спасение всех нас. Аминь.

 


 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Протоиерей Лев Юшков

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.