Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Не оторваться бы от корней

23 января 2010 года

Третий концерт в рамках фестиваля «Русь Святая» состоялся в Молодежном центре 22 января. Выступал Евгений Бунтов – народный музыкант, гусляр, поэт и композитор, член Союза писателей, лауреат международного конкурса воинской песни из столицы Урала – Екатеринбурга.

Зал не был заполнен до отказа (имя Евгения Бунтова еще мало известно в Сарове), однако те, кто побывал на его сольном концерте – а публика была самая разнообразная – теперь ни за что не пропустят его афиши. Это был не только концерт, а, как сказал сам Евгений, «и путешествие в Древнюю Русь, и экскурсия в музей старинной музыки». Причем экскурсия эта началась, можно сказать, с библейских героев. Первым исполнитель назвал прародителя музыкантов Иувала, упомянутого в Библии, который создал два основных и самых древних музыкальных инструмента – гусли и свирель. Инструментам было уделено на концерте одно из главных мест. Чего только привез с собой народный музыкант! Он продемонстрировал слушателям игру на гуслях «звончатых», на колесной казачьей лире – любимом инструменте казаков, так как на ней можно играть и на отдыхе, и сидя в седле, на волынке –  уроженке местечка волынь в Киевской Руси…

Одновременно Евгений Бунтов знакомил с историей русской песни. С древних времен существовало в ней два направления. Первое – игра под пляску, и игра под песню – было уделом веселивших люд скоморохов, а второе –  духовное пение представляли так называемые «калики перехожие», можно сказать, отставные витязи. Если витязь не мог служить Родине, он шел служить Богу (так Илья Муромец в зрелых годах стал монахом), а если не мог подъять этот крест, ходил по Руси и пел народу о пережитом. Так жили исторические песни и былины, передавались из уст в уста духовные стихи, настраивающие человека на думы о душе, о Боге, о покаянии. Сегодня место первой традиции занимает эстрада, а вторая, временно забытая и почти утерянная, по мнению Евгения Бунтова, возрождается.  Себя он назвал одним из этих «калик перехожих» наших дней. Ведя свой рассказ о песне (и исполняя песни, фрагменты былин, духовные стихи…), Евгений не забывал демонстрировать народные русские инструменты. В его руках сменяли друг друга варган и свистулька, глиняная свирель и жалейка, волынка и травяная дудка  – просвирелка, ложки и двойные дудочки – двойчатки.  На чем только не играл талантливый и находчивый русский народ. Даже на жерди из забора мог сыграть плясовую на свадьбе. Но каждому инструменту было свое место и время. Пастух на дудочке играл и управлял стадом, казак на коне пел под колесную лиру, а духовные стихи льются из души под гусли.

Путешествие в Древнюю Русь вполне удалось, а в завершение встречи Евгений ответил на вопросы слушателей. Рассказал о своем понимании патриотизма, о службе в армии, о единомышленниках,  о невидимой культурной войне, в которой все мы – солдаты, о съемках в кино… Но и после этого никто не хотел расходиться. Тогда народный музыкант предложил самим попробовать, как звучат инструменты. Сначала несмело, а потом все бодрее и радостнее недавние слушатели и зрители занялись этим увлекательным делом. Атмосфера наполнилась радостными и печальными звуками. И было не понятно, кто рад этой возможности больше – дети или взрослые. Ясно было одно – что и в тех, и в других народные корни живу. Иначе эти удивительные старинные звуки ничего не затронули бы в их душах.

А потом на память все сфотографировались вместе с Евгением и народными инструментами в руках.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст и фото А.Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.