Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Успение. Новый взгляд на смерть

28 августа 2010 года

Смерть уравнивает всех людей. Каждому из нас предстоит совершить переход из этого в иной мир. Люди, не верующие в это, испытывают страх перед пугающей неизвестностью. Когда же мы говорим об окончании земной жизни Божией Матери, то называем его успением, что означает отход ко сну.

 Впервые называет смерть успением сам Господь, говоря: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики не поняли, тогда Он им прямо сказал, что Лазарь умер (Ин. 11, 11-14). Это был новый взгляд на смерть. По словам святителя Филарета (Дроздова): «Так христианство самим переименованием смерти в сон, или в успение, внушает нам ту истину, что как уснувший вечером пробуждается утром с обновленными силами жизни, так уснувший смертию телесною пробудится в новую бессмертную жизнь в день всеобщего воскресения». Однако эти утешительные слова относятся не ко всем. Но лишь к тем, кто по духу был близок к Богу, который сказал: «Я есмь дверь: кто войдет мною, тот спасется» (Ин.10, 9). Смерть же грешников – люта (Пс. 33, 22).

Кончина Пресвятой Богородицы называется успением, потому что Она не осталась во власти смерти, а была воскрешена и взята на небо своим сыном, Господом Иисусом Христом. По церковному преданию, апостол Фома на три дня опоздал к погребению Божией Матери. Тогда апостолы решили открыть для него гроб, чтобы он простился хотя бы с телом Богородицы. Однако тела в гробе не оказалось, там была одна только плащаница – погребальные пелены, саван. После этого Богородица явилась апостолам в воздухе, окруженная ангелами, и они поняли, что Господь взял ее на небо.

 Служба Успению сопровождается чином погребения Божией Матери с перенесением плащаницы – особой иконы с изображением Богородицы во гробе. Первоначально этот обычай существовал только на Святой Земле, в Гефсимании, где была погребена Божия Матерь. С середины 19-го века чин погребения стал совершаться в России, в Троице-Сергиевой Лавре. А после открытия Лавры в 1946 году этот обычай возродился и стал общероссийской традицией. Например, в Дивеевском монастыре с 1993 года при совершении чина погребения Божией Матери плащаницу несут по святой Канавке и вокруг монастыря.

 

Иерусалим. Скульптурное изображение усопшей Божией Матери.
Иерусалим. Скульп...
 Иерусалим. Мозаичная сень над скульптурным изображением усопшей Божией Матери.
Иерусалим. Мозаи...
В храм  ведет спуск по широкой лестнице в 48 ступеней. Свет проникает только через вход.
В храм ведет спу...
Иерусалим. Церковь над Гробницей Божией Матери в Гефсимании.
Иерусалим. Церков...
Множество лампад подвешено под куполом
Множество лампад ...
 Камень, на котором  по преданию 3 дня покоилось тело Пресвятой Богородицы. Служит престолом при совершении православными Божественной Литургии.
Камень, на котор...
Придел святых богоотец Иоакима и Анны
Придел святых бог...
Икона Рождества Христова, расположенная над жертвенником
Икона Рождества Х...
 Иерусалимская икона Божией Матери
Иерусалимская ик...

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина. Фото А. Виноградовой, Д. Юшкова, А. Суворова и А. Шадриной были сделаны во время паломнической поездки на Святую Землю в мае 2010 года.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.