Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

В чем сходятся атеизм и религия. Парадоксы профессора Осипова

27 января 2013 года

Саров в четвертый раз посетил профессор МДА Алексей Ильич Осипов. 22 января в Доме ученых в рамках клуба «Философские беседы» он выступил с лекцией «Атеизм и наука».

Места занимали заранее. Народу пришло столько, что пришлось убрать раздвижную стену Большого зала и ставить дополнительные стулья, придвигать кушетки. Некоторые слушали стоя. Аудитория состояла как из православных прихожан, так и совершенно нецерковных людей, которым, в первую очередь, и была адресована эта лекция. Выступление известного богослова было полезным и для православных верующих, ведь им приходится давать людям отчет о своем уповании. Как это делать? Алексей Ильич показал как.

В Советское время человек оказывался, в основном, перед лицом двух мировоззрений: атеистического и религиозного. А. Осипов предложил рассмотреть каждую из этих теорий с научной точки зрения. Причем, сразу сделал поправку, что под религией будет подразумевать только православие, а не христианство вообще. Православие принципиально отличается от католицизма и протестантизма, в чем Алексей Ильич убедился, читая более 15 лет в МДА курс западных вероисповеданий…

 – В сознании многих людей, воспитанных в эпоху атеизма, когда это было единственное научное мировоззрение, произошли очень серьезные изменения. Они убедились в том, что религия – не просто какое-то антинаучное явление, но это – мировоззрение, которое отвечает на важнейшие вопросы, стоящие перед человеком. Прежде всего, это вопрос о смысле нашей жизни. Мы знаем, зачем мы работаем, зачем едим и пьем. Но понимаем, что мы живем не для того, чтобы есть и пить, а, наверное, для чего-то другого, более высокого. Интуитивно мы ощущаем, что в отличие от других форм жизни мы не исчезнем просто так, в нас есть нечто другое. Это ощущение неистребимо в человеке. И хотя мы видим, как умирают другие люди, вера в свою вечную жизнь не иссякает. Конечно, это – интуиция, подсознательное чувство, а не аргумент. Многие помнят, что из себя представляла религия с точки зрения государственной советской идеологии. У людей по инерции еще остается такое отношение к ней, не так просто от этого уйти.

Возникает очень важный вопрос. Что может служить критерием истинности той или иной теории? Давайте представим две теории. Согласно одной из них, есть Бог, человек имеет душу, и личность его не исчезнет. И другая теория: Бога нет, мир существует сам по себе и развивается по малоизвестным законам. Ведь то, что мы знаем, это лишь малый островок в океане непознанного. Парадоксальная вещь – чем больше человечество познает, тем большее открывается перед ним поле непознанного. Это приводит к уменьшению процента знания. 

На каком же основании строится любая теория? Во-первых, необходимы факты. Кроме того, и они нуждаются в проверке, так как среди них могут оказаться случайные факты или явления, которые мы пока не можем объяснить. Факты требуют подтверждения, воспроизведения – т.н. принцип верификации (прим. – От лат. verus — «истинный» и facere — «делать») всегда присутствует в научных исследованиях.

Какие факты отсутствия высшего разума (который в религии называют Богом) может предъявить атеизм? Их нет. Ведь чтобы отрицать что-либо, требуется гораздо больше знаний, чем для положительного утверждения. Студенты сформулировали этот вопрос так: «Что нужно сделать образованному человеку, чтобы убедиться в том, что Бога нет?» Хотя это утверждает много людей, но каким экспериментом мы можем это проверить? (Впрочем, сейчас по мировой статистике 7 из 10 человек являются верующими.) Оказывается, для того, чтобы утверждать, что Бога нет, надо тщательно проверить противоположное – аргументы, которые предъявляет религия. 

Религия в отличие от атеизма располагает огромным количеством поразительных фактов, свидетельствующих о сверхъестественных явлениях. Одни из таких явлений – чудеса, за которыми так гоняются некоторые верующие (но нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить). Возьмем такую фигуру как, например, Иоанн Кронштадтшский. Есть огромное количество исторических свидетельств конкретных лиц о том, что он делал. Он по телеграмме исцелял тяжело больных людей, они тут же вставали. А ведь это только один человек. Возьмем Ксению Петербургскую, Николая Чудотворца, которого почитают даже мусульмане и неверующие, или Серафима Саровского.

Атеизм возник совсем недавно в такой форме, которой попытались придать научный характер. С конца XVIII века т.н. французские просветители (которые не были естествоиспытателями, а гуманитариями, философами) вдруг безо всяких оснований  стали делать невообразимые заявления. Например, что Иисус Христос никогда не существовал, что это – солнечный миф. Но об Иисусе Христе свидетельствуют крупнейшие историки I-II века: Иосиф Флавий, Плиний Младший, Светоний. Эти свидетельства невозможно выбросить из науки, они бесспорны. Французские просветители либо были невеждами, либо пошли на открытую ложь. В Новом завете множество авторов рассказывают о Христе. А о Сократе написали всего два человека, причем, противореча друг другу, но французские просветители не усомнился в его существовании. Поразительное дело! Вдруг эта небольшая группа людей получила колоссальную материальную поддержку – деньги и прессу. И это в то время, когда  основная масса людей были верующими.

Итак, чтобы убедиться, что Бога нет, нам надо проверить то, о чем говорит религия. Любой человек может лично проверить религиозные утверждения, причем, от него не требуется каких-то фантастических дел. Православие указывает совершенно конкретные средства, к которым можно отнестись с величайшим уважением. Оно требует жить по совести, имея в виду не только внешнее поведение и нравственность – то, что видят все. Это – поверхностный уровень. Внешне я могу быть нравственным, а что внутри моей души? Герой Достоевского в романе «Униженные и оскорбленные» говорил о том, что если бы вдруг открылось то, что в его душе, о чем даже самому себе не хочется говорить, тогда миру нужно было бы задохнуться от того, что это вылилось из души. О чем здесь говорится? О тщеславии, гордыне, зависти, осуждении, неприязни к людям и лицемерии. Невозможно описать все то, что творится в душе «нравственного» человека. Св. Феофан Затворник произнес такие замечательные слова: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: «Я не такой, как прочие люди». Есть даже такое выражение «святой сатана».

Христианство призывает не просто к нравственности, а обращает внимание на содержание души человеческой. Чехов точно подметил, что у человека все должно быть прекрасно, в том числе мысли, чувства и желания. Ему вторит композитор Глинка, говоря о том, чтобы красоту создать, нужно самому быть прекрасным душой. В авторитетнейшем сборнике писаний святых отцов, пятитомнике «Добротолюбие» речь идет не о доброте. Славянское слово «доброто» означает «красота», на русский язык это название следовало бы перевести «Красотолюбие». Где же скрывается красота человека? Внутри него, в самой его сути. Что показали своей жизнью святые, про которых говорили, что они уподобились Богу? Красоту сердца и души человека.

Мы говорим о проверке православия как теории. Оказывается, она проверяется красотою души. Ты хочешь проверить, есть ли Бог или нет? Попробуй. Здесь действует общий принцип – подобное  познается подобным. Другого пути нет. Бог есть Дух, а не существо, которое сидит на какой-то планете. В душе каждого человека присутствует Бог, Дух Бога. Христос в Евангелии сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть».

Христианство призывает к такой чистоте человеческой личности, перед которой можно преклониться. Любовь ко всем, незлобие, невоздаяние злом за зло – разве это плохо? Нет? Тогда проверь, путь открыт. Это и есть путь проверки или верификации. Причем, этот путь открыт не просто умозрительно. Христианство дает практический путь проверки. Вся история Церкви свидетельствует о том, что есть великое множество людей, которые становились на этот путь и пришли к видению Бога. Здесь достижения могут быть различными в зависимости от того труда, который мы приложим. Недаром говорят, что гений – это 95 % труда и лишь на 5 % – то, что было заложено при рождении. Люди, которые самоотверженно трудились с горящей душой, достигли вершин человеческой славы. Христианство показывает примеры. Известны этапы и признаки верности этого пути, описания грубейших ошибок, которые могут произойти в жизни идущего человека. Этот путь называли наукой из наук и искусством из искусств. 

Атеизм не имеет способа проверки. Чтобы убедиться, есть ли Бог, атеизм и религия говорят одно: испытай путь, который предлагает религия. Религия и атеизм оказываются друзьями для ищущего человека. Существует единственный путь проверки – религиозный.

В советское время верующих называли сумасшедшими. Но те люди, которых мы называем святыми, поражают своим умом. Когда их читаешь, видно насколько это потрясающие психологи, вскрывающие тайны души.

Говорили, что религия – это пережиток древности, что с ее помощью пытались объяснить события и явления природы, которые сейчас объясняет наука (как правило, подразумевая естественные науки: физику, химию, биологию, астрономию). Но как такое может быть, когда до сих пор величайшие ученые – верующие?

Директор института мозга академик Наталья Бехтерева, утверждала, что создание такого чуда, как мозг человека, невозможно объяснить ничем, кроме как существованием высшего интеллекта.

Мы носимся с теорией эволюции. Но как возникла жизнь? Какая наука, какой эксперимент показали, что неживая материя может произвести жизнь? Ответа нет. А ведь это – основание здания всей эволюции, все остальное – лишь следствие. Вполне возможно, что жизнь после своего возникновения развивалась эволюционно. Но подходим к высшим животным, и уже начинаются сбои. Что произошло раньше, овца или корова? А когда доходим до человека, совсем непонятно, как он мог возникнуть. После публикации труда Дарвина, его друг написал ему записку с вопросом: «Зачем обезьяне мозг философа?» Действительно, все существующие виды животных и растений на 100 % приспособлены к своим условиям жизни. Поражает многообразие живого и та гармония, с которой одни виды уживаются с другими. Никому не надо переходить из одного вида в другой. Где переход между человеком и высшими млекопитающими? Его нет. Так называемый пилтдаунский человек – фальшивка, в которой соединили череп человека и нижнюю челюсть обезьяны. Ее в течение 30 лет предъявляли научному сообществу...

Атеизм как теория не может иметь фактов, поскольку познаваемый мир бесконечен. Вывод простой. Даже если бы Бога не было, наука не может этого утверждать, т. к. изучено далеко не все.

Атеизм не имеет своих аргументов, поэтому, полемизируя, атеисты спрашивают, а как религия отвечает на тот или иной вопрос. На это можно ответить, что (точно так же, как и в мире естествознания) мы знаем в мире религии совсем немного. Но зато знаем самое главное: каким должен быть человек, каким путем можно самому убедиться в существовании Бога.

Христианство отвечает на основной вопрос – о смысле жизни, о том, что человек предназначен к вечной жизни в Царстве любви. Если я религиозный человек, то понимаю, почему я должен делать добро и избегать зла. Но если нет Бога, если моя жизнь конечна, то мне уже все равно, каким я был. Стараться для других людей? Сомнительно. Академик Н. Н. Моисеев в книге «Быть или не быть человечеству?» пишет о том, что бесконечное развитие научно-технического прогресса неминуемо приведет человечество как биологический вид к уничтожению, возможно, уже в середине XXI века. Если человечество вообще прекратит свое существование, то какой смысл моей деятельности, добра или зла, моей нравственной или безнравственной жизни?

Атеизм это – удивительно пессимистичное мировоззрение, отчаяние какое-то. Разве можно доверять теории, которая не может ответить на главнейший вопросы: зачем я живу, что я должен сделать, чтобы убедиться, что Бога нет? Как можно доверять теории, о которой наука говорит, что даже если Бога нет, то мы никогда не узнаем об этом. Наука занимается совсем другой сферой. Она изучает материальный мир в его разных проявлениях. Здесь же мы касаемся духовного мира. Православие отвечает на главные вопросы души и предлагает человеку достойно войти в вечность путем красоты.

 

Предлагаем вашему вниманию аудиозапись лекции "Атеизм и наука", а также  видеозапись ответа на вопрос  о "чипизации", видеозапись лекции "Атеизм и наука" (Ссылка на видеозапись любезно предоставлена Семеном Шмаковым).

Персоны / Профессор А.И.Осипов в Доме ученых 22.01.2012
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 2

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.