Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Главное - не бояться!

23 октября 2013 года

22 октября состоялось занятие для педагогов начальной школы, которые будут преподавать детям курс Основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), для знакомства с модулем «Основы православной культуры» – ОПК.

По словам методиста МДОП «Методический центр Департамента образования», куратора по взаимодействию Саровского благочиния с образовательными учреждениями, в этом году более 30 % родителей выбрали модуль ОПК.  

Целью данного занятия было познакомиться со структурой курса, с методиками его преподавания. А началась встреча со знакомства с реальным представителем православной традиции и культуры – со священником.  

Помощник благочинного Саровского благочиния по взаимодействию с учреждениями образования иерей Александр Брюховец начал свое обращение к педагогам с напоминания со случившейся накануне в Волгограде трагедии. 21 октября там был совершен террористический  акт. Шахидка Наида Асиялова взорвала себя в автобусе, погибли люди. Ее гражданским мужем (или как пишут иные источники, шариатским мужем) был Дмитрий Соколов – русский парень, уроженец Подмосковья, из семьи военного. Как пишет пресса, еще учась в Москве, он изучал арабский язык и минно-взрывное дело, затем увлекся идеями исламского экстремизма. Есть информация, что Дмитрий принадлежит к «махачкалинской бандгруппе», участвовал в подготовке ранее совершенных терактов. Сейчас он находится в розыске. А родители его уже более года (после того как сын ушел из дома) страдают, ищут его, надеются на возвращение…

О.Александр:  – Эта страшная трагедия связана с именем русского человека, Дмитрия Соколова, который учился в российской школе и в институте, воспитывался в нашей русской традиции, а потом вдруг встал на путь крайнего сектантства в Исламе – ваххабизма. Нам в нашей жизненной суете порой кажется, что это все где-то далеко, не с нами… Но, по всей видимости, тенденция уже устойчивая – с каждым годом число русских ребят,  уходящих в религиозный экстремизм, становится все больше. Это подтверждает возрастающую актуальность курса ОРКСЭ. И на нас, педагогов, ложится серьезная ответственность не только  за то, с какими людьми мы будем жить дальше, но и вообще – как мы будем жить, в какой стране и с какими убеждениями. Я уверен, что все педагоги, как люди очень образованные, об этом задумываются. В ходе частых бесед с родителями  у  меня сложилось мнение, возможно ошибочное, что в большинстве случаев выбор модуля курса ОРКСЭ зависит от классного руководителя.  И вот мне хочется спросить у вас, учителей: Почему вы побоялись выбрать модуль «Основы православной культуры»? Боитесь, потому что не разбираетесь в этом предмете и не хотите оказаться профанами? Что ж, это хороший страх, ответственный…

– Понимаете, у нас всегда были классные часы, посвященные темам, которые сейчас включены в модуль светской этики и стали обязательными уроками. Эти темы нам давно знакомы…

Батюшка с пониманием отнесся к позиции педагогов, но все же призвал их не бояться трудностей, например, непростого для преподавания учебника ОПК диакона Андрея Кураева (сейчас уже появился новый учебник, но в Сарове его пока нет). В городе создано и действует методическое объединение учителей, преподающих ОПК, есть богатейший опыт и хорошие методики, которые будут передаваться всем желающим.

О.Александр предложил учителям взять номер его мобильного телефона и в течение учебного года смело обращаться за консультацией по сложным вопросам. Он пригласил всех принять участие в предстоящей паломнической поездке в Троице-Сергиеву Лавру, которую организует методобъединение учителей ОПК.

– Можно верить в это или нет, но русское православие стало основой нашей культуры. Оно является одним из определяющих факторов нашей русскости, нашей традиции, принадлежности к нашей родине. Знаю это из своего личного опыта: когда родители приходят крестить детей, не зная ничего о вере, о заповедях Божиих, не читая Священного писания, они все же считают себя православными и хотят, чтобы и дети были православными.  Выберет семья для себя православие как религию, это  ее дело. Сегодня нам дана возможность ввести ребенка в православную традицию и мы должны это сделать так, чтобы не возникло отторжения, и не нарушая законодательства, то есть не  становясь проповедниками религии. Светское культурологическое образование не предполагает научения детей вере, молитве, участию в богослужении и т.д. Противоположность этому – воскресная школа, где детей учат и молиться и участвовать в церковной жизни.

О.Александр предостерег учителей от трех крайностей, трех основных ошибок: первая – чрезмерная ревность православных учителей, которые увлекаются и начинают «тащить ученика в храм», совершая насилие над совестью ребенка. Не все дети готовы веровать. Как и их родители не всегда готовы, чтобы кто-то их ребенка повел в церковь. Вторая крайность – когда учитель равнодушен к тому, что преподает. Такой наставник не только ничему не научит, но и может посеять соблазн в детской душе, ложь преподать как истину и тем самым сформировать у ребенка такое отношение к вере и Церкви, что он никогда уже не сможет сделать этот нравственный выбор – шаг навстречу Богу. Такой человек либо станет атеистом, либо сектантом, либо пойдет искать счастья в других религиях. Как это и произошло с Дмитрием Соколовым. И третья крайность, когда учителя занимаются различными духовными или оккультными практиками и навязывают их детям. Правда, при этом батюшка оговорился, что в нашем городе он с такими фактами пока не встречался. А вот  мне недавно стало известно, как нижегородская учительница на уроке ОПК предложила детям заняться «лозоходством» с целью изучения «плохих» мест в квартире, а затем с помощью святой воды «чистить» их – выгонять бесов… Так что опасность актуальная.

В конце беседы священник еще раз пригласил всех педагогов обращаться к нему в целях наиболее лучшего разрешения всех вопросов, для организации экскурсий и т.д.

– Центром нашей православной веры является Таинство Евхаристии, и эта тема очень сложная. Не простая для понимания тема и догмата о Пресвятой Троице. Даже не все верующие могут правильно понимать и объяснять суть этого догмата, как это так – Бог един по существу и троичен в лицах? Но этих вопросов не обойти. Если бы накануне изучения таких  тем мы с вами встретились бы тесным кружком, можно в храме (и даже с детьми с разрешения их родителей), то я как священник  смог бы перед вами раскрыть Царские врата, показать алтарь, престол, священные сосуды… Это могло бы стать прекрасным пособием для изучения. Прошу вас, не стесняйтесь, звоните, чтобы нам максимально правильно, честно и адекватно рассказать все детям.

Затем батюшка предложил педагогам познакомиться с подборкой материалов по ОРКСЭ на сайте «Православный Саров», где эта тема отслеживается уже второй год.

Взаимодействие. Церковь и мир / 2013 год - все события / 2013.22.10 Семинар по ОРКСЭ для педагогов
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.