Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Духовные основы русской литературы

15 мая 2014 года

Главный герой богат и счастлив. Почему этим заканчиваются американские фильмы, но лишь начинаются произведения русских классиков? Ответить на этот вопрос постарался Александр Ужанков во время лекции «Духовные основы русской литературы», которая прошла в апреле в Доме ученых.

В пригласительном билете говорилось, что Александр Николаевич – проректор Литературного института им. А. Горького, доктор филологических наук. Лектор моментально овладел аудиторией. Его целью было заронить у слушателей серьезный интерес к классике, желание ее перечитать на новом, более глубоком уровне, что невозможно без понимания духовных корней русской литературы, библейских образов и самой проблематики произведений. Великих русских писателей не интересуют внешние формы, но размышления о душе. Русская литература отличается от западноевропейской тем, что она сотериологична (сотериология – учение о спасении души). Наша культура родом из Древней Руси, и у ее истоков стоят монахи-книжники, канонизированные святые! Такого духовного основания нет ни в одной другой литературе мира.

Александр Ужанков дал исторический обзор, показав процесс постепенного обмирщения литературы. До XVI века русская литература не знала художественного метода, основанного на вымысле, автор писал только то, что было на самом деле (жанр летописи, жития святых). В Древней Руси не было двух слов с одинаковым смыслом, за исключением «русский» и «православный». Это означало тождественно одно и то же. И главную русскую идею первым высказал киевский митрополит Иларион в «Слове о законе и благодати»: русские (православные) призваны хранить православие до Страшного суда. История понималась как исследование Божьего Промысла о народе, а литература пыталась постичь этот Промысл об отдельном человеке. Это и является  духовным основанием русской литературы.

Со временем стало преобладать эгоцентрическое мировоззрение и, как следствие, литература стала мельчать. Но многие великие писатели пришли к православию. Пушкин был атеист, Гоголь – сатирик, Достоевский – революционер, и все они окончили свой жизненный путь глубоко верующими людьми. И даже если не знать их биографии, это можно увидеть в их произведениях.

Александр Николаевич не пожалел времени, чтобы разобрать «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, их сравнение, и повесть Н. В. Гоголя «Шинель». Все присутствующие в зале когда-то это читали, проходили в школе. Но, как виртуозно показал лектор, многие ничего не поняли, проскочили мимо.

Когда мы учились в школе, вообще к гуманитарным предметам относились с пренебрежением, как к несерьезной болтовне. Все это сыграло злую шутку с нашим обществом еще в перестройку. Но это отдельная тема. Лектор же с железной логикой и математической точностью проанализировал каждый образ и каждую ключевую мысль произведений. Такой основательный и вдумчивый подход был методологически сродни комментариям к Священному Писанию, и он произвел большое впечатление на аудиторию, среди которой было много молодежи.

Суть повести «Капитанская дочка» можно выразить евангельскими словами: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36). Она явилась духовным завещанием А. С. Пушкина. А смысл повести «Шинель» передает другая цитата: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6, 19-20). По мнению А. Ужанкова, в любом серьезном произведении есть духовное основание. И вся литература может быть рассмотрена с православных позиций. Но чтобы это понять, надо прочесть произведение не менее двух раз, т. к. смысл – деталях. Гость Дома ученых отослал слушателей к своим лекциям, которые выложены в Интернете.

Александру Николаевичу из зала задали вопрос, как он, уже немолодой человек, пришел к вере. И он рассказал потрясающую историю о том, как он в семилетнем возрасте заболел непонятной болезнью, два месяца держалась температура 40-41 градус. А он мечтал учиться, пойти в первый класс. Мама с бабушкой умыкнули его из больницы и повезли (в 1962 году!) к нетленным мощам свт. Феодосия Черниговского. Этот святой – как и прп. Серафим – был прославлен при участии Государя Николая II. Договорились с бабушкиной сестрой – монахиней этого монастыря, чтобы остаться на ночь, приложиться к мощам. Мама и бабушка молились в келье. Маленький Александр боялся покойников, а святые мощи лежали открытыми. Но когда он со своей огромной температурой приложился к ним, почувствовал живое тепло от рук святого. В больнице мальчик уснул как убитый, проспал сутки и проснулся здоровым. Уже потом Александр Николаевич узнал, что свт. Феодосий является покровителем учащих и учащихся. По его словам, помощь этого святого он получает всю жизнь…

Заглянула в Интернет, чтобы побольше узнать об А. Ужанкове. Оказалось, что скромно представленный лектор – один из крупнейших специалистов в области древнерусской литературы, автор теорий, которые изучают в вузах и «за последние тридцать лет ни в отечественном, ни в зарубежном литературоведении не было исследований, сопоставимых по новизне, масштабности и фундаментальности» с ними. Так что саровчанам повезло.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.