Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Русские люди сначала одержали победу над собой

5 ноября 2014 года

Проповедь иерея Сергия Скузоваткина в День народного единства 4 ноября после литургии в храме во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня – большой православный и патриотический праздник. В этот день празднования Казанской иконы Божией Матери мы вспоминаем чудесное избавление нашей Матушки Руси, которую называют Домом Пресвятой Богородицы. Этот Дом подвергся опасности разграбления, его западные границы стали отходить соседям. После того, когда прервалась Царствующая династия, возникла опасность потери самой государственности. Подобно тому, как человек не может жить «без царя в голове», так же и государство. Русские люди стали терять веру, и Божия Матерь стала в тот исторический момент объединительным знаменем.

Но что предшествовало военной победе под предводительством Казанской иконы Божией Матери? Всеобщее брожение, недовольство и взаимное недоверие, выплеснувшиеся в безвластие. Стали появляться лихие люди, Лжедмитрии, один из которых был уголовным преступником, собравшим под свои знамена целую армию. И жена предыдущего Лжедмитрия признала его своим мужем, т. е. сыном Ивана Грозного Дмитрием. Люди были готовы принять любого, лишь бы получить земное благополучие и спокойствие, были готовы продать свое достоинство и первородство за чечевичную похлебку. А когда народ теряет достоинство, то неизбежно со временем теряет и свою независимость.

Но Божия Матерь как непорочный сосуд, вместивший невместимого Бога, помогла русским людям воспрянуть духом. Нам кажется, что мы внутренне далеки от тех поколений, но на самом деле, России всегда грозит такая ситуация.

Когда мы хотим жить побогаче и посытнее, мы перестаем быть христианами по существу. Ведь христианин – это тот человек, который всегда ожидает гонений. Ему, конечно, хочется, чтобы жизнь подольше оставалась счастливой и спокойной, но он воспринимает все ухудшения условий и трудности как нечто закономерное, как Божий Промысл о нем для приведения в чувство. Он всегда принимает то, что с ним происходит, и понимает, за что. Это – одно из главных свойств православного человека. А когда он его теряет, остается одна пустая оболочка. Так произошло и во времена Смуты. Внешне все были православными, ходили в храмы, но внутреннего православия уже не осталось. И вот, одни люди подались в разбойники, другие – жгли и грабили своих помещиков.

Точно так же делалась революция и в начале XX века. Почему некоторые поддержали лозунг «грабь награбленное»? Когда предлагают простые решения, православного человека это должно сразу же насторожить. Правильные решения никогда не бывают простыми. Особенно, когда собирается множество грешников, а мы все – люди грешные.

И тогда, в XVII веке, Божия Матерь как символ чистоты, самого высшего образа материнства, любви и заботы, стала знаменем победы. Люди отрезвились, приобрели внутренний мир. Нам отрадно, что из нашей Нижегородской земли пошло это движение, спасение Москвы и всего русского государства. Мы, православные люди, понимаем этот праздник именно как духовное возрождение русских людей, а не как просто военную победу. Прежде чем одержать победу над  поляками, русские люди сначала одержали победу над собой благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, которой вымаливать Россию так нелегко.

 

Приход / 20141104-о. Сергий в День народного единства
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.