Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Верить и веровать: в чем отличие?

25 января 2016 года

За крещенской водой в приходские храмы Всех Святых и Илии Пророка пришли около 1700 горожан. Из них чуть более десяти заинтересовались объявлением о том, что 23 января иерей Сергий Скузоваткин проведет беседу о христианской вере.

Священник разъяснил собравшимся, чем просто верящий человек отличается от верующего. Большинство верящих рассуждают просто: «Бог существует для того, чтобы в Него верили, и чтобы Он нам помогал». Они приходят в церковь поставить свечи, освящают на Пасху куличи, запасаются крещенской водой, стараются исполнять религиозные ритуалы. Но при этом внутренне не меняются. Даже если отстоят многочасовую очередь к мощам св. Матронушки, и даже если по ее молитвам Бог исполнит их прошение. В их глазах церковь — это заведение, в котором оказывают духовные услуги, а Бог — нечто вроде золотой рыбки из сказки Пушкина. При этом они себя считают религиозными людьми.

О. Сергий регулярно спрашивает у оглашаемых, которые собираются принять св. Крещение, об их представлениях о Боге. Большинство считают, что Бог это — некая безликая сила, т. е. имеют не христианские, а пантеистические представления.

Совсем по-другому устроены верующие. По латыни «верую» обозначается словом «кредо», т. е. это — девиз, жизненный принцип, от которого человек не отступится ни при каких обстоятельствах. Для такого человека вера не сводится к манипуляциям с крещенской водой, для него это в первую очередь — личные взаимоотношения с Богом. Верующий человек видит разумность во всем. Он себе задает вопросы: «Зачем я нужен Богу»? «Соответствую ли я званию христианина»? Христос пришел на землю, чтобы отдать Себя другим, для христианина — это бесконечно высокая планка.  Православная вера кардинально отличается от других еще и тем, что перед верующим человеком стоит задача обожения, изменения себя с помощью Бога.

Участники беседы обсудили, что означает выражение «Бог в душе». Христианин подотчетен Церкви, а человек «с Богом в душе» — своей личной совести. Это очень комфортное состояние. Он сам себя не видит, многое себе прощает, ко всему приспосабливается и сам себя оправдывает. Ему не  приходится испытывать мучительный стыд во время исповеди, не надо преодолевать себя. Европейскую культуру породило христианство, и нравственность такого человека обусловлена культурной средой. Однако по пастырскому опыту о. Сергия, седьмая заповедь не входит в систему ценностей людей, исповедующих «Бога в душе». Христос пришел спасти погибающих, и пока такой человек не почувствует себя погибающим, Христос ему не нужен.  Христианин же, напротив, не должен себя ставить в комфортное положение, чтобы избежать духовной работы, ведь именно она заставляет нас обращаться к Богу.

Священнику задали вопрос, зачем нужно причащаться. О. Сергий: «Господь воплотился для того, чтобы стать пищей для нас. Эта пища попаляет зло, возвышает человека на святость. «Счастье» — это часть со Христом. Если человек причащается, то он прицепляется к Богу, как вагон к паровозу, и едет вперед. А если не причащается, то барахтается на месте. «Кто со Мной не собирает, тот расточает», — сказал в Евангелии Христос (Мф.12:30) . Такой человек тратит время даром. Еще батюшка Серафим в своей беседе с Мотовиловым о смысле христианской жизни учил обменивать добрые дела на благодать Святого Духа...»

На встрече также шла речь о Промысле Божием, человеческой свободе, рае и аде, о предопределении и судьбе. В конце участникам беседы были предложены катехизаторские листовки о церковных таинствах и книга о. Даниила Сысоева «Инструкция для бессмертных».

Православные курсы для взрослых / 20160123-катехизаторская беседа о сергия
 
 
 
Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото — М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.