Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Новые технологии и проблемы нравственности

10 декабря 2017 года

В департаменте коммуникаций и международных связей РФЯЦ-ВНИИЭФ 9 декабря состоялось очередное заседание экспертов Духовно-научного центра по теме: «Новая технологическая реальность: ответственность ученых и их роль в использовании научных достижений во благо России».

По традиции, заседание ДНЦ предварила совместная молитва участников за литургией в Саровском монастыре, которую возглавил управляющий Нижегородской митрополией.

В работе ДНЦ участвовали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Валентин Костюков, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ Радий Илькаев, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, глава города Александр Тихонов, благочинный Саровского округа протоиерей Александр Долбунов и наместник Свято-Успенского монастыря — Саровская пустынь игумен Никон (Ивашков), заместитель председателя Внешэкономбанка, член Наблюдательного совета ГК «Росатом» Андрей Клепач, начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России», председатель правления Ассоциации юристов России Игорь Манылов и др.

Заседание началось с просмотра видеоролика с фрагментами выступления Патриарха Кирилла и Президента РФ В. В. Путина. Святейший Патриарх во время встречи с учеными в Сарове в 2016 году говорил о нравственной ответственности ученых за последствия научно-технологического развития. Эту же мысль озвучил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Сочи и В. В. Путин, говоря: «Все, что мы делаем, должно идти на пользу людям, укреплять человека, а не разрушать его».

Академик РАН Радий Илькаев, размышляя об ответственности и роли ученых, поднял проблему засилья некомпетентных чиновников, которые как в 1990-е годы пытались акционировать Федеральный Ядерный центр, так и теперь затрудняют работу ученых. Для повышения ее эффективности должен возобладать системный научный подход к решению задач.

Радий Иванович также выразил поддержку президента в вопросе решения демографической проблемы России. По словам ученого, в колдоговор института планируют внести положение о поддержке многодетным семьям сотрудников. Также он предложил подключить к образованию молодежи технический и кадровый потенциал РФЯЦ-ВНИИЭФ. Этим наши ученые дополнительно могут принести пользу обществу.

Владимир Легойда убежден, что нравственно или безнравственно не само содержание научного открытия, а его применение. И нельзя всю ответственность за использование научных достижений возлагать только на ученых, которые выполняют заказ общества и государства. А поскольку решения принимают люди, то воспитание человека и его нравственность становятся предметами практической повседневной важности.

По мнению Владимира Романовича, первые последствия научных открытий будут социальные, связанные со стремительным внедрением роботизации и автоматизации в производственный процесс. Так, в Сбербанке еще недавно работало 5000 юристов, сейчас работает 500, а в ближайшее время, по заявлению руководства, останется 50. Таковы практические последствия развития информационных технологий.

Прогнозируют отмирание целых профессий, и многие люди лишатся работы. Решая проблему занятости населения, американцы идут по пути сокращения рабочей недели, в европейских странах обеспечивают граждан минимальным обязательным доходом независимо от трудоустройства. И Россию эти проблемы неизбежно коснутся.

Игорь Манылов рассказал о теории исключения человеческого фактора, когда происходит замена человека цифровой технологией. Это стали применять не только в чисто технической области. И в новой технологической реальности возникает опасность потерять человека как такового.

Андрей Клепач отметил, что нравственный кризис общества и бездуховность появились еще до того, как придумали интернет. Цифровые технологии привносят то, что делают доступными не только полезные знания, но и знания о грехе. Другой новый конфликт состоит в том, что виртуальная реальность отрывает людей от реальной жизни.

Владимир Легойда как преподаватель вуза говорил о проблемах системы образования. Перейдя от знаниевого к компетентностному подходу, она порождает удивительно невежественных молодых людей. А ведь завтра они будут занимать руководящие должности и принимать ответственные решения.

Выступление Владимира Легойды поддержала профессор Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета Ирина Сушилина, которая сталкивается с тем, что молодежь не знает русскую литературу. В школы вернули сочинение, но его требуют писать по шаблону, что несовместимо с развитием творческих задатков личности. «Молодые люди обладают компетенциями, но знаний у них нет», — отметила Ирина Константиновна. Однако она очень тепло отозвалась о ежегодных Харитоновских чтениях, которые проходят в Сарове под эгидой РФЯЦ-ВНИИЭФ. Московский профессор каждый год приезжает участвовать в них и считает очень ценным опыт таких чтений. Там происходит формирование ценностных ориентиров у молодых граждан России на базе естественно-научных знаний и духовных основ.

По мнению владыки Георгия, неконструктивно говорить о том, что все плохо, но каждый должен что-то делать на своем месте. Молодежью надо заниматься. Тренд мировой цивилизации это — целенаправленно запущенный механизм деградации людей, а мы не умеем этому противостоять. У нас в стране должен быть социальный заказ на образованного, патриотичного и духовно крепкого молодого человека.

Дмитрий Сладков рассказал о своей работе в составе комиссии Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви и предложил для научно-богословской дискуссии целый ряд тем, касающихся христианского взгляда на развитие технологий. Это: «От медицины к трансгуманизму: богосотворенность человека и пределы технологической помощи его телу и разуму», «Эволюция человеческого сознания и самосознания в эпоху «открытого информационного общества», «Судьба неприкосновенности частной жизни и иных гражданских прав в условиях развития систем учета, контроля и безопасности», «Социальная стабильность и достоинство человека в условиях радикальных изменений в структуре занятости», «Между выживанием и роскошью: благоустроенность жизни как цель развития технологий и нравственная проблема», «Технологии и война», «Христианская апология новых видов труда». Владыка Георгий отметил, что для разработки этих тем нужно привлечь серьезных специалистов и богословов.

Андрей Клепач констатировал, что самые серьезные вызовы новой технологической реальности будут связаны с биотехнологиями, созданием живых киберсистем, осмыслением места человека в природе и места Бога в человеке. Он поставил вопрос об ответственности государства и общества перед учеными, необходимости повышения их статуса, уважения к ним, учета их мнения при принятии решений. Тогда возрастет и ответственность ученого, вопрос нравственности станет частью научного поиска. Нельзя рассматривать инновации только как средство получения денег благодаря науке и технологиям, неважно какой ценой.

Говорилось, что сегодня в мире сотни миллионов людей недоедают, а человечество никак не решает проблему голода при перепроизводстве продуктов питания. Это огромный социальный вызов. По мнению Радия Ивановича, в первую очередь важно заняться решением самых насущных проблем, потому что мир скорее может взорваться от войн, голода и болезней. Митрополит Георгий отметил: «Достигнув материального благополучия, мы не решим все проблемы в жизни людей. Если будет технический прогресс, но духовный регресс, общество окажется на грани гибели». По убеждению архипастыря, духовное развитие должно опережать материальное. Кроме того, обществу необходимо пойти по пути ограничения безудержных потребностей, изменить философию жизни. И отправной точкой должен стать ответ на вопрос, кто такой человек, и каково целеполагание его жизни на земле.

По мнению правящего архиерея, главная опасность нынешнего времени состоит в том, что в повседневной жизни людей оскудело благочестие. Мы постоянно пытаемся решать материальные проблемы, но у нас не получается обустроить счастливое общество. Зацикливаясь на чисто материальном, мы забываем о духовном. Духовные ценности православия собрали народы России в одну огромную страну, и если мы откажемся от этих ценностей, то потеряем ее.

Подводя итоги встречи, митрополит Георгий говорил о том, к каким социальным потрясениям и катаклизмам приводит кризис нравственности. Так, Западный мир при помощи передовых военных технологий устроил гуманитарную катастрофу на Ближнем Востоке. Но кто идет по пути разрушения и насилия, тот исполняет волю диавольскую.

В настоящее время в мире насильно навязывается грех. Он смакуется и преподносится, как образец для подражания. Наш народ пытаются заставить жить по биологическим законам, стереть в людях образ Божий. Но для нас этот путь неприемлем, он приведет к разрушению русской цивилизации. По мнению владыки, Русская Православная Церковь препятствует развалу страны. В следующем году мы будем отмечать 30-летие ее возрождения (от празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году). За это время было построено и восстановлено свыше 30 тыс. храмов, порядка тысячи храмов в год. Это была не программа государства, а внутренняя потребность людей, которые чувствовали, что это для нас спасительно.

Владыка призвал собравшихся трудиться во благо России, и во всех своих трудах дать место Промыслу Божию.

Затем участники заседания посетили Серафимо-Дивеевский монастырь.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.