Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Врач призван сотрудничать с Богом

21 ноября 2018 года

20 ноября в управлении Клинической больницы № 50 состоялась встреча саровских медиков с председателем Общества православных врачей Санкт-Петербурга им свт. Луки (Войно-Ясенецкого) профессором и протоиереем Сергием Филимоновым.

Вместе с отцом Сергием приехали двое его коллег, активно участвующих в деятельности Общества православных врачей. Это ответственный секретарь Общества Светлана Лободина и главный врач Душепопечительского центра, акушер-гинеколог Юлия Торопкова.

На встрече присутствовали 60 сотрудников КБ-50, главврач Сергей Оков и его заместители, а также представители Саровского благочиния, которые в течение полугода готовили приезд гостей. Это помощник благочинного по взаимодействию с системой здравоохранения протоиерей Лев Юшков и куратор по социальной работе благочиния Анна Куцык.

Отец Сергий представил вниманию коллег две лекции: «Врачебные ошибки и врачебные грехи» и «Молитва православного врача», после чего он ответил на вопросы, касающиеся в основном биомедицинской этики, опираясь на документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви».

Фактор человеческий

Разговор о врачебных ошибках аудитория слушала с огромным интересом, ведь это касается каждого врача — от ошибок не застрахован никто. Эта проблема существует даже в странах с передовой медициной. В России официальную статистику врачебных ошибок никто не ведет, но в медицинском сообществе распространена точка зрения, что треть диагнозов являются ошибочными. По оценке управляющего Центра медицинского права Алексея Панова, это как минимум сто тысяч человеческих жизней в год. Причем до четверти врачебных ошибок происходят на этапе сбора первичных данных. Один врач небрежно осматривает больного из-за перегруженности и усталости, а другой — потому что больше доверяет данным современных медицинских исследований, чем жалобам пациента. Врач может чего-то не знать или неверно интерпретировать симптоматику. Все это говорит о важности человеческого фактора. По мнению академика Александра Чучалина, больше половины врачебных ошибок в России совершаются по этическим причинам.

Отец Сергий сопровождал свой доклад множеством примеров из врачебной практики, в которой бывает все, что угодно. Например, в аптеке выдали не тот препарат из-за неразборчивого почерка врача в рецепте, что повлекло гибель пациента.

И религиозный

Целый ряд примеров касался верующих беременных женщин с различными патологиями. Одной из них поставили диагноз «рак груди». Больная отказалась от аборта и удаления груди. Молилась, причащалась и родила здорового ребенка. Оказалось, что диагноз был ошибочным, на самом деле у нее был хронический гнойный мастит, который вылечили с сохранением здоровья женщины и жизни ребенка. Другая верующая беременная пациентка начала слепнуть. У нее обнаружили опухоль гипофиза. От аборта больная также отказалась, а на седьмом месяце опухоль стала уменьшаться, и женщина родила здорового ребенка. У третьей беременной УЗИ показало нежизнеспособный плод, с серьезными патологиями. Однако верующая пациентка, у которой это был первый ребенок, предпочла исполнить свой материнский долг до конца. Новорожденный умер, но его успели окрестить, что для матери стало большим утешением. Вскоре после этого Господь ей дал возможность родить другого, здорового ребенка.

Сложно отмахнуться от религиозного фактора, это определяет профессионализм врача, хотя и усложняет лечение больного. Отец Сергий показал, как во врачебном сообществе происходит борьба абортивного и противоабортного типов мышления.

«Кто из вас ходит в церковь, причащается Святых Христовых Таин?» — задал вопрос врачам отец Сергий. Некоторые из собравшихся подняли руку. —«А кто из вас на исповеди каялся в своих врачебных ошибках?» Такая постановка вопроса озадачила медиков, об этом они не думали. Но священник убежден, что для православного врача это является предметом покаяния, что очень важно для очищения совести. Он объяснил, что врачебные ошибки часто проистекают из-за грехов человеческой немощи врача (усталости, невнимательности, переоценки своих знаний и сил, самоуверенности и гордости), грехов некомпетентности, сребролюбия и чревоугодия, неблагодарности Богу за Его благодеяния.

Хирург порой идет на риск, одних пациентов спасает, а другие — погибают. На таких ошибках врачи учатся, и медицина движется вперед. Но как самому доктору жить под гнетом груза своих профессиональных неудач? Как не опустить руки, не впасть в уныние и отчаяние? Об этом шла речь во второй лекции — о молитве православного врача.

У многих возникает вопрос, кто же такой православный врач? Священник описал его портрет. Это православный христианин, имеющий высшее медицинское образование и православное мировоззрение, живущий по Христовым заповедям и стремящийся к полноте как профессиональной, так и церковной жизни. Он должен учиться всю жизнь и не забывать, что он лечит больного, а не болезнь. Для православного врача важно хранить свою совесть в отношении к Богу. Он посвящает свое искусство на служение Господу; всегда надеется на Него и Ему предает участь свою и своих больных. А Общество православных врачей это — путь для достижения такой высокой планки, путь врача к воцерковлению.

Молящийся врач привлекает благодать

По глубокому убеждению отца Сергия, врач может извлечь из своего труда большую духовную пользу, если он, делая все, что в его силах, будет сотрудничать с Богом. Для этого нужно помнить о том, что существует Промысл Божий о пациенте и о враче. Не врач дает больному жизнь, а Господь — руками доктора. Когда врач сделал все, что мог, остальное сделает Бог, но если мы ропщем, фактор Бога исключается.

Как для растения важно солнце, так для человека — благодать Святого Духа. Ее может привлечь врач, молящийся за себя и своего пациента. Без молитвы врач духовно мертв. Причем нужно молиться не только о телесном здоровье пациента, но о человеке в целом. Священник рассказал о том, как молился о своих пациентах свт. Лука (Войно-Ясенецкий), несмотря на безбожное время приучивший к этому и свой персонал. «Если мы, врачи, станем молиться, то Бог будет нам помогать», —убежден священник, многократно видевший это в своей врачебной практике. Кроме того, врачу следует благодарить Бога за то, что Он помог ему правильно поставить диагноз и вылечить человека, тем самым послужив Ему.

Отец Сергий сказал, какими молитвами может молиться врач, кроме того он составил молитву православного врача перед началом рабочего дня (по образцу молитвы свв. Оптинских старцев):

— Господи, благослови мой грядущий день. Благослови меня с любовью и терпением принимать всех больных, которые придут ко мне. Не дай забыть, что все они посланы Тобой. Вразуми и просвети меня, помоги правильно ставить диагнозы и лечить больных моих; всех, кого Ты вверяешь в руки мои. Во всем наставь и вразуми меня. Дай мне духа бескорыстия, незлобия, милосердия и сострадания к больным моим. Помяни их в телесной и душевной скорби и подаждь терпения в болезни, исцеления души и тела, покаяния в грехах своих. Крест болезни да послужит им во спасение. Мирен дух подай мне с коллегами и сотрудниками моими. Через служение мое да прославится Святое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю Тебя за все. Аминь.

В завершение встречи гости из Санкт-Петербурга передали в дар КБ-50 необычную аналойную икону, на которой изображены трое святых врачей — вмч. и целитель Пантелеимон, свт. Лука Крымский и св. прав. врач страстотерпец Евгений Боткин, медик семьи Государя Николая II. Также для больничной библиотеки они подарили подборку номеров журнала «Церковь и медицина». Этот журнал распространяется cреди Обществ православных врачей, которых сейчас в России уже полсотни. Будем надеяться, что визит отца Сергия даст толчок для развития такого общества и в Сарове, которое практически приостановилось.

Справка.

Протоиерей Сергий Филимонов — выпускник Военно-медицинской академии и Санкт-Петербургской Духовной академии, доктор медицинских наук (в области организации здравоохранения и биомедицинской этики). Он настоятель церкви во имя Державной Божией Матери и, одновременно, практикующий ЛОР-хирург, профессор кафедры оториноларингологии СПГМУ им. И. П. Павлова и кафедры гуманитарных дисциплин и биомедицинской этики СПбГПМУ. За время медицинской и церковной деятельности организовал Сестричество милосердия св. мц. Татианы, Братство трезвости, Братство сострадания и милосердия, городской Душепопечительский центр по реабилитации пострадавших от магии, оккультизма, алкоголизма и наркомании, два загородных реабилитационных центра, основал Общество православных врачей Санкт-Петербурга имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), содействовал основанию аналогичных Обществ в 15 городах России. Является главным редактором журнала «Церковь и медицина», автором публикаций, монографий и учебников, а также изобретений и рацпредложений в области медицины.

Текст М. Курякиной, фото автора и А. Виноградовой

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст М. Курякиной, фото автора и А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.