Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Вечер воспоминаний о владыке Николае

1 февраля 2019 года

Первая в наступившем году встреча в Клубе любителей православной книги прошла в библиотеке им. В. Маяковского 31 января и была посвящена личности митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова).

Ведущая клуба Надежда Тарасова представила собравшимся книгу Алексея Дьяконова «Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) и его время». Эта книга написана простым языком, легко и увлекательно читается, в нее также вошли обширные цитаты из труда Ольги Буковой «Святитель земли Нижегородской». В ходе встречи прозвучали интересные факты из биографии владыки и воспоминания о нем разных людей.

Митрополит Николай был туляк, 1924 года рождения. После окончания десятилетки и оружейно-пулеметного училища его в 1942 году отправили на Сталинградский фронт. Семья молилась о нем, читала Псалтирь. Боевой путь будущего владыки был недолгим. Зимой после ранения он пролежал под завалом и обморозил конечности. В госпитале ему ампутировали на треть пальцы обеих ног и вскоре комиссовали с инвалидностью. Всю жизнь потом у него болели ноги, открывались раны и выходили осколки костей. О войне он говорить не любил. Когда его на встрече с жителями Сарова спросили, сколько танков он подбил из противотанкового орудия, владыка ответил, что поскольку стрелял не он один, но и его товарищи, как тут подсчитаешь?

Надежда Тарасова: «Это поколение необстрелянных юнцов, ровесников владыки, было выкошено войной. А его Господь сохранил путем тяжелого ранения...»

Духовным наставником будущего владыки, в чем-то заменившим ему отца, стал архиепископ Антоний (Марценко) — человек очень сложной судьбы. Он был полковым священником в Белой армии и в годы Гражданской войны оказался в эмиграции. В 1940 году вернулся на Родину и воссоединился с Русской Православной Церковью. В 1946 году был назначен управляющим Тульской и Белевской епархии, и молодой фронтовик Николай Кутепов был его иподиаконом и секретарем. В 1951 году архиепископ Антоний был репрессирован и умер в лагере в 1954 году.

А Николай Васильевич в 1950 году поступил сразу в третий класс Московской духовной семинарии и окончил ее за два года, также он окончил Ленинградскую духовную академию. В 1959 году он был рукоположен в священнический сан и стал последним постриженником Киево-Печерской Лавры перед ее закрытием. И уже через два года, в 1961 году, ученого монаха возвели в сан архиепископа, в котором он пробыл до 1991 года, когда стал митрополитом.

В период хрущевской оттепели владыка Николай представлял Русскую Православную Церковь за рубежом, налаживая дружеские связи с представителями всех слоев общества. Он сменил множество кафедр (Мукачевскую, Омскую, Ростовскую, Владимирскую, Рязанскую, Калужскую). Был неугоден властям, и его переводили с места на место, поскольку везде он старался возрождать храмы, налаживать церковную жизнь, что у него хорошо получалось. Еще по воспоминаниям его соученика по семинарии, а впоследствии митрополита Владимира (Котлярова), он обладал необыкновенными организаторскими способностями. Мытарства по кафедрам владыки Николая завершились в 1977 году, когда он стал управляющим Горьковской епархии, которую возглавлял 24 года, до самой своей кончины в 2001 году.

Это было время бурного роста, епархия, буквально преобразилась, став третьей по величине. В 1977 году в ней насчитывалось 43 прихода и 60 клириков, а в 2001 — 376 приходов и 485 человек духовенства. За эти годы открылись девять монастырей, два духовных училища и Нижегородская духовная семинария, двое катехизаторских курсов, 107 воскресных школ, 20 православных изданий и три телерадиопередачи...

Прекрасным дополнением к рассказу стала подборка исторических фотографий, отрывки из документальных фильмов и передач с участием приснопамятного владыки, его прямая речь. Презентацию подготовили сотрудники сектора краеведческой литературы Маяковки Валентина Гордеева и Нина Шеразадишвили.

Среди участников заседания клуба были и те, кто лично знал митрополита Николая, их сообщения были особенно интересны саровчанам.

С обстоятельным докладом выступил Михаил Чумак, который в 2000–2003 гг. был зам. председателя приходского совета храма Всех Святых. Он поделился не только своими, но и воспоминаниями других людей, которые он записал, а также зачитал исторические документы и интервью владыки. Так, первое интервью у архиепископа Николая взял староста храма Всех Святых Алексей Кондрашенко, оно было напечатано в стенгазете РФЯЦ-ВНИИЭФ «Импульс».

Впервые архиепископ Николай посетил Саров в конце сентября 1989 года. Тогда он познакомился с городом, совершил молебен на Дальней пустынке, освятил Серебряные ключи. Владыка остался доволен сохранностью многих строений Саровского монастыря. По его мнению, это произошло благодаря тому, что город — закрытый.

28 сентября 1989 года в Доме ученых состоялась первая встреча владыки с городской общественностью. Обсуждалась тема передачи Церкви бывших зданий монастыря, которые являются памятниками культуры Федерального значения. Уже тогда, при первой встрече, архиепископ Николай показал свою мудрость, призывая горячие головы к благоразумию.

— Не очень ли мы спешим? — спросил он. — Сейчас идет бурный процесс духовного возрождения, растет число приходов, возвращаются храмы. Если в Нижегородской епархии в 1980 году было 46 приходов, то сейчас их 97. Но некоторые думают, что возвратили храмы верующим, и на этом все проблемы решены. Всех нас, и верующих, и неверующих, заботит сохранение памятников культуры. На восстановление и охрану памятника требуются огромные средства. И не всегда они имеются у Церкви. Поэтому необходима разумность и естественность при решении таких вопросов. Так, в свое время будет решаться вопрос и с Саровским монастырем. Верю, что здесь возгорится лампада у мощей прп. Серафима Саровского…

Владыка Николай никогда не противопоставлял верующих и неверующих, всех призывая к единству и гражданскому согласию, к сотрудничеству для решения общих задач. Он считал, что всех граждан объединяет ответственность за будущее страны.

Михаил Иосифович рассказал, как владыка умел налаживать добрые и доверительные отношения с чиновниками и руководителями разного ранга. Благодаря ему православный приход в Сарове обрел единомышленников во властных структурах города и его предприятиях. Владыка помог верующим получить первый храм во имя Всех Святых, затем — храм во имя Илии Пророка. Помог положительно решить вопрос о передаче храма во имя прп. Серафима Саровского и найти средства на строительство нового здания драмтеатра, куда переехали актеры. Это — целиком его заслуга.

Михаил Чумак впервые побывал в епархиальном управлении на Карповке в связи с началом подготовки в Сарове небывалых по размаху торжеств 2003 года — к столетию прославления в лике святых прп. Серафима Саровского. И до конца своей жизни владыка Николай участвовал в работе созданного по его инициативе Попечительского совета.

А тогда саровчанин с удивлением наблюдал, как дверь в приемную архиерея не закрывалась, посетители непрерывно сновали туда-сюда. Когда его вопрос был решен, Михаил Иосифович спросил у владыки, откуда у него, пожилого человека, такая стойкость, что он во время продолжительных богослужений никак не показывает своей усталости? Какая физкультура ему помогает?

Митрополит Николай: «Единственное средство, которым я пользуюсь, — холодная вода. Она дает силы и свежесть. Но, главное, я верю в дело, которому служу, оно для меня — основа основ. И когда я этим занимаюсь, не чувствую никакой усталости, потому что это дело моей души. Если ты честно живешь и искренне служишь, то Господь никогда не оставит тебя…

Еще один участник встречи, протоиерей Сергий Скузоваткин вспоминал, как в детстве на литургии в Воскресенском соборе Арзамаса родные говорили ему: «Видишь, как владыка служит на больных ногах», и мальчику было стыдно вертеться и жаловаться, что устал. А потом митрополит Николай благословил его на учебу в Московской духовной семинарии. Было принято, что семинаристы навещают своего правящего архиерея, когда он приезжает в Троице-Сергиеву Лавру, а он одаривает их.

Отец Сергий привел пример мудрости владыки Николая. Когда власти передавали верующим храм во имя прп. Серафима Саровского, где размещался театр, то рассматривались разные варианты, куда переехать труппе. Но митрополит Николай занял четкую позицию: «Большевики отбирали храмы и выгоняли верующих, но мы не будем поступать так, как они. Мы не станем выгонять коллектив театра». И труппа доигрывала на Малой сцене (в Архиерейских покоях), пока им не построили новое здание. От этого возникло доверие горожан к Церкви. Они помогали восстанавливать храм Преподобного — даже те, кто так и не стали православными прихожанами.

На встрече прозвучало много случаев из жизни, в которых проявлялась доброта митрополита Николая, его любовь к ближним. Владыка Николай был прост в общении и доступен. Два часа в неделю он дежурил на телефоне и отвечал на звонки любого человека, который смог дозвониться.

Были у владыки и простые человеческие увлечения. Так, он был страстным книголюбом и собирателем древностей. Оставил библиотеку в 10 000 томов, которая была включена в Фонд книжных памятников. Любил рыбалку, которую называл «апостольское дело», и разведение цветов, его любимыми цветами были анютины глазки. Любил общаться с детьми, любуясь чистотой их души. Но главным делом жизни владыки было церковное служение — «тяжелый крест, который дается свыше».

Хорошая книга Алексея Дьяконова дала повод вспомнить и поговорить о любимом архиерее, а молодежи — больше узнать о нем.

Культура / 2015 год / 20151022-правкнига Никос зервас
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.