Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Спектакль «Андрей Иванович возвращается домой»

25 мая 2019 года

22 мая на сцене ПТО «МiР» две молодые актрисы Анна Брагина (Москва) и Дарья Кудрицкая (Брянск) показали спектакль по одноименной поэме Фаины Гримберг.

Этот спектакль был дипломной работой выпускниц Российской государственной специализированной академии искусств в 2016 году. Но он оказался настолько глубок, что вышел за рамки ученической постановки-однодневки, продолжая жить и развиваться.

В спектакле раскрывается внутренний мир и переживания женщин, у которых любимый человек ушел на войну и не возвращается. У Анны с Дарьей это — жена и мать. Женщины не могут смириться со смертью героя и продолжают его ждать. Им говорят, что это — бесполезно, потому что он умер. Но они открывают для себя христианскую формулу «любовь не умирает» и отправляются на его поиски. Женское сердце, в котором живет любовь, не может успокоиться, оно не терпит пустоты. И в финале по реке из выплаканных слез выплывает ребенок, которого они называют именем умершего и направляют на него свою нерастраченную материнскую нежность.

В поэме много сказочного: Андрей Иванович становится деревом а потом — чудесным младенцем; его жена и мать отправляясь на поиски, надевают железные чулки и башмаки и др. Много символичного, например, вода как олицетворение женского начала, символ очищения и обновления. Как в капле воды отражается небо, так в этой постановке — женская судьба во все исторические эпохи. Войны уносят любимых. Как с этим жить?

Но действие поэмы Ф. Гримберг происходит в послевоенные годы. И актрисы, кропотливо работая над деталями, сумели передать дух того времени. Одежда, мебель, сервировка стола (а на нем — радиоприемник как член семьи, которому безоговорочно верят), потертая гармонь, жесты и интонации — все это вместе поднимается изнутри, как волна памяти, и накрывает зрителя с головой. Сейчас все изменилось до неузнаваемости, но мы порой чувствуем ностальгию по той жизни с ее аскетичным бытом и теплом человеческих отношений. Самое удивительное — что все это сумели тонко почувствовать и передать актрисы, которым еще нет 30-ти лет, и они этого не застали. Но они играли с такой эмоциональной самоотдачей, что мы верили: да, они потеряли дорогого и близкого человека, и мы тоже его потеряли, это наша общая потеря… И самое главное — девушки, одетые в валенки и телогрейки, сумели воплотить на сцене идеал русской женщины, самоотверженно любящей, с цельным характером.

После окончания спектакля возникла оглушающая тишина, которая взорвалась аплодисментами. Зрители встали. Потом еще долго не расходились, общаясь с актрисами. Гостьи рассказали, как «заболели» этой поэмой, как выносили такой непростой материал, как к ним пришла на показ автор произведения, уже очень пожилая Ф. Гримберг, и ее одобрение придало им внутренней уверенности.

При чтении поэмы вызывает трудность ее необычная форма, постоянные повторы строф, как женские причитания по умершему (которого избегают так называть, предпочитая говорить, что он просто не возвращается). По мнению актрис, эти повторы позволяют каждую фразу прочитать по-своему, делают богаче палитру выразительных средств.

Благодарим мiровцев за то, что они пригласили Анну Брагину и Дарью Кудрицкую, открыв для саровского зрителя этих актрис. Надеемся на новые встречи с их талантливым творческим дуэтом.

Фото М. Курякиной

 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.