Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Служба спасения икон

12 июня 2011 года

В сентябре 2010 года иконописная мастерская переехала в новое помещение, предоставленное монастырем в бывшем здании школы искусств. Художники довольны хорошими условиями и плодотворно трудятся. Последний раз мы рассказывали о написанной ими для строящегося храма иконе свв. Германа, Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. С тех пор они выполнили много новых работ.

Руководитель мастерской Надежда Королева показала написанную ею прекрасную икону прп. Серафима Саровского в полный рост (30 на 40 см, двойной ковчег, вделан мощевик). Золочение иконы с тонким тиснением по всему фону выполнила Олеся Финюшина. Эта работа была заказана наместником Саровского Свято-Успенского монастыря, игуменом Никоном, для поездок на православные выставки-ярмарки.

Н.Королева сейчас завершает писать обетную икону «Неопалимая купина» для прихода Всех Святых. Также художники работают над частными заказами. Самый сложный и интересный – Казанский образ Божией Матери с предстоящими – святыми покровителями человека, заказавшего икону, и его родителей (80 на 60 см). Художники постоянно выполняют заказы для Нижегородской епархии, пишут подарочные иконы Божией Матери «Умиление»,  «Господь Вседержитель» и преподобного Серафима Саровского.

Много времени уделяется реставрационным работам. Самая крупная – «Спас на троне» из монастырской ризницы. Это – икона XIX века, 100 на 108 см. Она почти полностью была разрушена, вся поверхность – во  вздутиях красочного слоя. Над ней около года трудились всем коллективом. Основную работу провела Екатерина Федосеева, которая проклеила и укрепила поверхность. Икона была спасена. Катя – заканчивает 4 курс отделения реставрации икон факультета церковных художеств ПСТГУ. Ее специальность – реставратор темперной и масляной станковой живописи. Во время каникул она приезжает в Саров и участвует в работе мастерской. И хотя отдельным этапам реставрации легко обучаются люди, имеющие художественное образование, Катя – незаменимый профессионал, поскольку к разным иконам нужен свой подход, а она умеет подбирать химические растворители для каждой из них.

Еще одна почти отреставрированная икона для храма прп. Серафима Саровского – «Скоропослушница» (105 на 70 см). По ней пошли глубокие продольные трещины и пришлось вынимать левкасные вставки предыдущей реставрации 2005 года. В процессе работы обнаружилось, что авторская живопись была частично закрыта тонировкой. Когда произвели расчистку, образ просветлел. Еще немного работы и эта, очень красивая икона вернется в храм. На ее обратной стороне обнаружена интересная надпись, выполненная типографским способом: «Икона сия написана и освящена на святой горе Афонской в русском святого великомученика и целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана для храма Казанской Божией Матери в благословение христолюбивым жителям, в благоугодную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию притекающих ко Всеблагой Владычице мира и умильно молящихся перед Ее пречистым образом». Год под надписью рассекает трещина, и он читается нечетко, но Надежда Королева предполагает, что это – 1890. В какой именно Казанский храм была направлена с Афона икона, остается неизвестным. После закрытия церкви в одном из окрестных сел, она хранилась дома у благочестивой прихожанки. После ее смерти родственникам женщины приснился сон, что образ нужно передать в Саровский монастырь.

Другая отреставрированная икона Божией Матери – образ «Утоли моя печали» из храма Всех Святых (130 на 100 см). Он находилась под окладом, скрывающим необычный синий фон. По лику Пресвятой Богородицы пошла продольная трещина и начался отшелушиваться красочный слой, поэтому икону отдали на реставрацию. Художники восстановили утраты фона, укрепили древесину, стянули доски.

Это – список с чудотворной иконы «Утоли моя печали», которая была привезена в Москву казаками при царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) и находилась в церкви свт. Николая, что на Пупышах в Садовниках. По мнению специалистов, это – стиль московских царских иконописных мастерских XVIII века.  Саровский список копировался с чеканного образца, поэтому на нем изображены подвешенные драгоценности, украшавшие икону. 

Образ «Утоли моя печали» интересен уникальной иконографией. Лик Пресвятой Богородицы имеет портретное сходство с царствующими особами екатерининского времени. В короне на главе Божией Матери изображен евангельский сюжет положения во гроб Спасителя с предстоящей Богородицей. В центре иконы – голубь, окруженный сиянием. Над реставрацией трудились О.Финюшина и И.Годунина под руководством Н.Королевой. Художникам жалко закрывать такую красивую икону окладом. Впрочем, оклад тоже украсили жемчугом из ожерелья, пожертвованного прихожанами.

Кроме того, саровские художники привлечены к работе над росписью храма свв. Зосимы и Савватия. Проект росписи подготовили О.Финюшина и И.Мосалова. Д.Кирьянов на холстах пишет отдельные живописные композиции. Потом они будут наклеены на стены храма и обрамлены орнаментами.  


 

Современная иконопись в Сарове / 2011.05.30-Служба спасения икон (мастерская Н.Королевой)
 
новая икона прп. Серафима,
новая икона прп. ...
Свт. Николай с житийными клеймами
Свт. Николай с жи...
"Спас на троне" из ризницы Саровской пустыни
"Спас на тро...
После реставрации
После реставрации
"Утоли моя печали" из храма Всех Святых
"Утоли моя п...
После реставрации
После реставрации
 
Надежда Королева проводит экскурсию в мастерской
Надежда Королева ...
Реставратор Катя Федосеева
Реставратор Катя ...
 
"Скоропослушница" афонского письма из храма Серафима Саровского
"Скоропослуш...
Новая Казанская икона Божией Матери с предстоящими
Новая Казанская и...
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М.Курякина, фото автора и Н.Королевой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.