Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Возвращение наследия Януша Корчака

27 августа 2011 года

25 августа Православное творческое объединение «МiР» вошло в число победителей открытого конкурса проектов для некоммерческих организаций Института проблем гражданского общества при Общественной палате. На конкурс было представлено более 600 заявок, из них более 100 – объявлены победителями.

О новом проекте рассказывает председатель правления объединения «МiP» Роман Сванидзе.

 В августе 2012 года исполняется 70 лет со дня гибели великого педагога, врача и писателя Януша Корчака. В основе предлагаемого проекта – постановка спектакля по малоизвестному произведению Корчака «Дети Библии. Моисей». В спектакле наряду с профессиональными актерами будут заняты дети и подростки от 6 до 16 лет. Актеры ведут со зрителем диалог, управляют куклами, поют, играют на музыкальных инструментах. Спектакль рассчитан на небольшое количество зрителей, и предполагает вовлечение их в действие.

Кроме спектакля мы предлагаем создание передвижной выставки, посвященной Корчаку, его судьбе и его подходу к работе с детьми (в первую очередь детьми-сиротами), запись аудиопрограмм по его произведениям, организацию конкурса сочинений для школьников Нижегородской области «Что дороже жизни?»

 Навязываемый сегодня со всех сторон потребительский образ жизни создает у современных молодых людей впечатление, что весь мир живет безнравственно, что разрешено все, что не запрещено, а если есть деньги, то разрешено все.
Отсутствие в обществе идеалов обесценивает прекрасные слова и благородные порывы. Героические стремления, присущие молодым душам, зачастую либо безвременно гаснут, либо принимают извращенные экстремистские формы.

В результате, у большой части молодежи формируется прикладной характер мировоззрения. Если они и не примыкают к лагерю беспринципных циников, то либо замыкаются на личной карьере, либо уходят в виртуальный мир, но в любом случае не могут вырваться из сферы чисто материальных интересов. Это обусловлено прежде всего уверенностью в том, что «я не могу изменить ситуацию», а значит надо подчиниться общим законам, быть как все, либо спрятаться от мира, замкнуться.

Для преодоления этой ситуации надо обратить особое внимание на детей среднего школьного возраста. Именно тогда ребенок предпринимает первые попытки осознать свое место в обществе и мире. Но школьники среднего звена оказываются самыми брошенными. С ними трудно разговаривать, они уже пытаются быть взрослыми, еще оставаясь детьми. Это возраст, когда ребенок менее всего способен управлять собой. Он полон комплексов и сомнений, а оттого бывает иногда вызывающ и развязен. Его слишком легко сломать, загнать в себя, обескрылить.

А между тем, существует колоссальный опыт воспитания ребенка, как личности, сознающей себя не беспомощным лишним кусочком пазла, а человеком, от каждого поступка, от каждого решения которого может измениться судьба мира. Человеком, несущим ответственность не только за себя, но и за ближнего.

Одним из тех, кому удалось найти волшебный ключик к душе ребенка, кому удалось в совершенстве постичь детскую психологию и отнестись к ребенку не как к будущему человеку, а как к человеку настоящему, был Януш Корчак. «Нет детей – есть люди!» – это  его слова. Но, к сожалению, имя Януша Корчака, его подвиг, его работы сегодня в России почти забыты. И мы считаем необходимым напомнить о нем, и побудить неравнодушных к судьбе следующих поколений, обратиться к его уникальному наследию.

Театры очень мало спектаклей адресуют школьникам с 4 по 7 класс. Трудно найти материал, который был бы для них интересен, и в то же время доступен. Очень трудно удержать их внимание. Формат разговора, предлагаемый Корчаком в «Детях Библии» - разговор на равных, доверительный и требующий взгляда в глаза собеседника, должен найти отклик в сердце подростка, помочь ему выйти из толпы своих сверстников, и, не рисуясь, высказать свою искреннюю позицию (такая же интонация будет поддержана и в предполагаемом конкурсе сочинений). Зритель спектакля включается в действие и исполняет свой вариант того или иного фрагмента сюжета, либо отвечает на вопросы, возникающие в ходе проживания библейских событий.

Через проект хотелось бы донести мысль, что можно жить по правде сердца даже во времена рабства (как мать Моисея, дочь фараона и другие персонажи спектакля), даже в оккупированной фашистами стране, в гетто, в концлагере (как тысячи известных и безымянных героев Второй мировой войны, а в их числе и Я.Корчак), тем более в наши дни. Хочется противопоставить позиции «я ничего не могу изменить» - значимость каждого поступка человека, влияние каждого принятого им решения на жизнь общества и на ход истории.

Вопросы, которые ставит в своем произведении Корчак, усиленные эмоциональным театральным действием, вызовут зрителя на размышления о том, что важнее всяких законов и установлений законы нравственные, данные человеку самим Создателем. О том, что каждый человек, совершая нравственный поступок, даже вопреки общепринятому мнению, даже под страхом наказания и лишений, становится лучше сам и улучшает мир.

Для педагогов же вовлеченных в проект (через приход учеников на спектакль или через участие их в конкурсе сочинений) не лишним будет вспомнить об открытиях Корчака в области педагогики, о необходимости направлять ребенка прежде всего к определению для себя нравственных, высших критериев в отношениях с жизнью. А достигнуть этого можно лишь предельно уважая мнения и искания ребенка-человека.

Проект проведет своих участников сквозь время. Через погружение в библейские времена (спектакль «Дети Библии. Моисей), осмысление событий Второй мировой войны (публикации в СМИ, баннеры, передвижная выставка) – к  размышлению о том, что является основополагающей ценностью для нас сегодняшних (конкурс сочинений «Что дороже жизни»).

Мы надеемся, что в ходе реализации проекта будет пробужден интерес к творческому и педагогическому наследию Януша Корчака, которое в наши дни особенно актуально.Будет частично заполнен «театральный вакуум» для  школьников среднего звена.Будет продолжен разговор со школьниками, побуждающий их к формулировке, а, следовательно, и осознанию собственной позиции в основополагающих вопросах бытия (такой разговор был начат объединением еще во время проведения конкурса сочинений «ВРЕМЯ СЕМЬИ» в 2008 году, и поддерживается во всех осуществляемых нами проектах). Дети приобретут опыт неформального, личностного прочтения библейских текстов. А дети-участники спектакля получат навыки театрального и музыкального искусства, обретут новый опыт в общении с другими детьми.


 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Роман Сванидзе

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.