Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Новомученики и исповедники. Святой узник Сарова

30 мая 2011 года

Радостное открытие

Постепенно мы начинаем узнавать свою историю. После обретения 20 лет назад мощей батюшки Серафима у людей возник интерес к монастырскому периоду Сарова. За эти годы опубликована масса книг, сделано много открытий и, наконец, восстановлен Саровский монастырь, для желающих проводятся экскурсии по святым местам.

Но мы практически ничего не знаем, например, о том периоде, когда в Сарове находился исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). Кто здесь сидел, какие люди, как протекала их жизнь? Старожилы говорить об этом не любили. И сами бывшие узники. И те, кто их сажал и охранял. В 90-е гг. они еще были живы, но страх заставлял людей молчать и, казалось, они все унесли с собой в могилу.

Но наступило время, когда тайное становится явным. Открываются архивы, «разгибаются книги совестные» – протоколы допросов осужденных, публикуются мемуары. И нам еще предстоит узнать много нового…

Величайшей радостью для меня было найти в Интернете историю двух сидельцев Саровского ИТЛ, оба – духовного звания. Один из них – канонизирован, как святой (!), а второй – нет. Второй был соузником и благодетелем первого, его впоследствии осудили по уголовной статье (нарушение паспортного режима) и расстреляли на Бутовском полигоне. Расскажем об этих людях, пострадавших за то, что не отреклись от Христа. 

От редактора

Святой узник Сарова

Пять лет, с 1932 по 1937 год, отсидел в Саровском ИТЛ выдающийся пастырь своего времени, впоследствии причисленный к лику святых. Это – священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский (1877- 1955). В его лице жители Сарова могут приобрести еще одного молитвенника пред Богом. Хорошо, чтобы в наших храмах появилась его икона.

 

Из Жизнеописания митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая

Будущий святой (в миру Феодосий Никифорович Могилевский) родился на Пасху, 9 апреля, в семье псаломщика. Окончил Екатеринославское духовное училище и семинарию. Был учителем церковно-приходской школы. В 1904 году пострижен в монашество в Ниловой пустыни. В 1905 году был рукоположен в иеродиакона, а вскоре – в иеромонаха. В 1911 году окончил МДА, был инспектором Духовных Семинарий. В 1919 году рукоположен в епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. В 1923-1925 годах возглавлял Тульскую и Одоевскую епархию, боролся с обновленцами, захватившими большинство храмов. В 1925 году арестован, провел более двух лет в заключении. В 1927 году назначен на Орловскую кафедру. В 1932 году вновь арестован и отправлен в Воронеж. По словам следователя, осужден «за популярность в народе». Был сослан в Саровский ИТЛ. В 1941 году возведен в сан архиепископа и вскоре вновь арестован и заключен в саратовской тюрьме, а потом направлен в Казахстан, в Актюбинскую область. Здесь жил в сарае у одной местной жительницы и собирал милостыню. В 1945 году был освобожден и назначен управляющим новообразованной Алма-Атинской епархии. С 1951 года одновременно управлял и Семипалатинской епархией. В 1955 году возведен в сан митрополита.

Скончался в Алма-Ате 25 октября 1955 года. На погребении присутствовало около сорока тысяч человек. Канонизирован 20 августа 2000 года Архиерейским Собором РПЦ в сонме новомучеников и исповедников веры православной. Память священноисповедника Николая Алма-Атинского празднуется: 25 октября (по н. с.), в день обретения мощей — 8 сентября, а также в день Собора новомучеников и исповедников Российских (перех.).

 

«Я перецеловал в монастыре все решеточки и окошки»

Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года епископ Николай был осужден на 5 лет лишения свободы по «политической» статье 58-10 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти, а равно распространение, изготовление или хранение запрещенной литературы). Через четыре месяца после вынесения приговора Владыку из Воронежа отправили в Мордовию в г. Темников, оттуда в Чувашию в г. Алатырь и, наконец, в Саров.

Трудно было Владыке в годы лишений. Но Господь не оставил его. В течении пяти лет пребывания Владыки в лагерях ему помогала его духовная дочь Вера Афанасьевна Фомушкина, хорошо знакомая ему по Орлу. Она решила, что не должна оставлять своего духовного наставника в это трудное время и, оставив все, последовала за ним. Вера Афанасьевна приезжала в те пункты, куда этапировали Владыку, находила там верующих людей, которые помогали кто чем мог в эти голодные годы, собирала милостыню и передавала Владыке передачи, которыми он делился с другими заключенными. Вспоминая свои странствия по лагерям, Владыка много рассказывал о Сарове, где он пробыл довольно долгое время:

«После закрытия и разорения монастыря в его помещениях был образован исправительно-трудовой лагерь, в который я и попал. Когда я переступил порог этой святой обители, сердце мое исполнилось такой невыразимой радости, что трудно было ее сдержать.

«Вот и привел меня Господь в Саровскую пустынь — думал я — к преподобному Серафиму, к которому в течении моей жизни неоднократно обращался я с горячей молитвой». Я перецеловал в монастыре все решеточки и все окошечки. В те времена была еще цела келья преподобного Серафима.

В этом лагере было много лиц духовного звания. Был там иеромонах из Петербурга о. Вениамин фон-Эссен. Он был замечательным художником. Лагерное начальство учитывало способности и таланты заключенных и ему было поручено писать разные плакаты и даже картины для оформления лагеря и каких-то учреждений. В его распоряжение отвели большую светлую комнату и предложили подобрать способных помощников. Отец Вениамин, воспользовавшись доверием, подобрал себе помощников из духовного звания, в число которых попал и я. Это была великая милость Божия!

Первое время нелегко ему было с такими «помощниками», но скоро мы научились всему: резать бумагу на равные части, растирать и разводить краски, точить карандаши и делать другую подсобную работу.

Вере Афанасьевне каким-то образом удавалось передавать нам кагор и просфоры. Они были испечены в виде обыкновенных булочек довольно темного цвета. И мы в той комнате, что была отведена нам для художественной работы, на этом приношении совершали Божественную Литургию. Антиминс нам так же достала и передала Вера Афанасьевна.

Я все то время, что пребывал в Сарове, так и считал, что нахожусь на послушании у преподобного Серафима, этого земного Ангела и небесного человека, по молитвам которого Господь посылает нам такое утешение, что мы можем служить в заключении Литургию и причащаться Святых Христовых Таин. И не только я, но и все мои солагерники так же считали, что Господь даровал нам большую духовную радость — быть в послушании у преподобного Серафима в Саровской пустыни».

Тропарь святому священноисповеднику Николаю, глас 7:

Яко светозарное светило, / лучами Божественных дарований сияющее, / яви тя Солнце Правды Христос Бог наш, / тьму безбожия и злонравия далече отгоняюща, / и зарями богопознания осияюща вопиющих верно: / Радуйся, святе Николае, / Христов исповедниче и Казахстанский чудотворче.

Кондак святому священноисповеднику Николаю, глас 8:

Избранный от Предвечнаго Архиерея и Церкви Зиждителя, / данный Казахстану ходатаю изрядный и заступниче пречудный, святителю Николае, / ублажая подвиги и труды твоя, / любве ради Господа тобою подъятыя, / восхваляем дивнаго во святых Своих Бога нашего, / давшаго тебе благодать величия Своего / и научившаго нас любовию пети тебе: / Радуйся, святе Николае, / Христов исповедниче и Казахстанский чудотворче.

Цитата

«Радуйся, в разоренной обители Саровской заточения и лишения лютая радостне претерпевый. Радуйся, сия, яко сладостнейшее келейное послушание преподобному Серафиму восприявый».

Из Акафиста

Терпя великие скорби, святитель никогда не унывал, но говорил: «Жизнь, пресыщенная благами земными, приводит к окаменению сердца, к охлаждению любви к Богу, к ближнему. Человек от излишеств становится жестоким, не понимающим чужого горя, чужой беды… Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость».

По материалам книги Веры Королевой «Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский». М.: Паломник, 2000. Опубликовано в электронной библиотеке Якова Кротова  http://krotov.info/history/20/1940/1945mogilev2.htm

Справка

На 1 января 1935 года в системе Отдела мест заключения (в тюрьмах и колониях) НКВД СССР находилось 254.354 заключенных.  Функционировало 15 лагерей, в том числе: Темлаг Мордовской АССР (заготовка дров и делового леса для Москвы) - 33.048 человек, Саровский лагерь НКВД (лесозаготовки и лесопиление) - 3337 человек.

Тимофеев В. Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события. Учебное пособие. - Чебоксары, 1999. http://samlib.ru/s/shewljakow_m_w/lager.shtml/.

 Саровский ИТЛ был организован 22.08.34, согласно приказу 0048 НКВД «выделить из Темниковского ИТЛ Саровское ЛО, реорганизовав его в самостоятельный ИТЛ». Подчинялся УНКВД по Горьковскому краю. Закрыт согласно приказу 0166 НКВД  от 30.12.35: «Ликвидировать Саровский ИТЛ в целях развертывания Саровской трудколонии для несовершеннолетних с 01.01.36».

Из справочника «Система исправительно-трудовых лагерей в СССР». http://www.memo.ru/history/nkvd/gulag/r3/r3-298.htm

 

 

Наша история / Новомученики и исповедники. Митрополит Николай Казахстанский/
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина, фото – с сайтов http://drevo-info.ru/, http://www.cirota.ru/ http://myrt.ru/. Опубликовано в газете "Православный Саров" №3 от 27.05.2011г.

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.