Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Серафимовские колокола

26 июня 2013 года

Неожиданное открытие сделал в прошлом году на Саровской колокольне житель нашего города Глеб Витальевич Комаревский... 

Жарким днем 26 июля 2012 года на Монастырской площади людей было немного: молебен и освящение нового креста для колокольни ожидались только к вечеру; стоять на солнцепеке приходилось лишь строителям – монтажникам и ответственным за предстоящий подъем. Среди последних заметил Валентина Александровича Степашкина, начальника отдела исторических исследований Городского музея. Естественно разговор зашел о ближайших мероприятиях и последующей реставрации колокольни.

– А что с колоколами, которые сейчас на открытом ярусе?

– Пока решили не трогать.

– Можно на них посмотреть?

– Да, время позволяет.

Поднимаемся на ярус звона, где на временных деревянных опорах расположились колокола в основном современного литья (рассказ о них – отдельная тема). Но глаз сразу останавливается на двух покрытых многолетней патиной «старичках». С одним все становится ясно после прочтения хорошо читаемой надписи – отлит на заводе Бакулева в городе Слободском Вятской губернии, 24 пуда 38 фунтов. Такого колокола, судя по архивам нашего монастыря, на Саровской колокольне не было, но экземпляр ценный – звучание, несмотря на неродной язык, отменное.

А что с другим? На первый взгляд – совсем простенький, хоть и литья первой трети XIX века: орнамент незатейливый, икон и текста на стенках нет. Видимо, в свое время был отобран для какого-нибудь большого набора на одной из многочисленных ярмарок, и теперь «отбился от своих», висит среди молодых собратьев. Но, может быть, имеются какие-нибудь надписи, оттиски на сторонах, которые не видны с места звонаря?

Обходим балку с подвешенными колоколами. Точно, есть гравировка! Короткая, но поражает, как молния: «Старца Серафима». Не может быть! Ведь в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» прямо сказано, что батюшка Серафим, опекая дивеевских сестер, «…заботился о Рождественской церкви, много жертвовал для нее; сам посылал купить колокола на нее…». Известно даже, что один из купленных им колоколов сейчас хранится в музее Дивеевского монастыря. Неужели и тот, который перед нами, Серафимовский?

На всякий случай находка тут же фотографируется и исследуется более тщательно. Итак, вес – 24 фунта, язык – жесткого крепления, кованый, похоже, что родной (редкая сохранность). Судя по следам от яблока языка на ребре звукового вала, колокол использовался в зазвонный группе, т. е. играли на нем правой рукой. В короне шесть проушин, все целые. На тулове видны вмятины от ударов – это следы из советского периода, когда по игровым церковным колоколам стучали кувалдами и молотками, как по сигнальным рельсам. Именно так и раскололи колокол, хранящийся в Дивеевском музее. Этот, однако, выдержал.

Понятно, что вскоре обнаруженный колокол снимается с временных балок и перемещается под монастырскую охрану. Остается окончательно убедиться, что он – именно из набора батюшки Серафима. Самое простое – сличить гравировки на нем и на экземпляре, находящимся у дивеевских сестер.

Вместе с руководителем экскурсионно-паломнической службы Саровского монастыря Светланой Николаевной Рубцовой едем в Дивеево к «главной по монастырским колоколам» – матушке Артемии. Она показывает их бесценный музейный экспонат, разрешает осмотреть и сфотографировать. Но и без тщательного исследования идентичность гравировок очевидна.

Так часто случалось на проходивших в России ярмарках: все колокола, отобранные для одного набора, гравировались однотипными надписями с именем приобретателя или благодетеля, давшего деньги на покупку. Так было и в 1831 году: колокола для Рождественской церкви были подписаны гравером с однозначным указанием, от кого они – от «старца Серафима». Получается, обнаруженный у нас колокол – тоже Серафимовский, родной брат дивеевского.

О дивеевском музейном колоколе, кстати, многое известно: удалось найти того, кто передал его в монастырскую обитель. Это – саровский ученый, физик-экспериментатор Федоиль Хозич Насыров, выпускник Харьковского университета, специалист по ядерной и атомной физике. Он был направлен на наш «объект» зимой 1951 года и, кроме основной деятельности, увлекался собиранием редких рукописных книг, много путешествовал, бывал в окрестных молельных домах. Однажды, при посещении такого молельного дома, где хозяйкой была дивеевская монахиня Мария, увидел стоящий за занавеской на печи колокол. Мария пояснила: «Да он не звонит, с трещиной», но Федоиль Хозич купил его. «Приобретение с трещиной», долгие годы хранилось дома, а в 1991 году было передано в возрождающийся Дивеевский монастырь.

Очевидно, что очень большой денежной ценности аналогичные колокола не имеют – они достаточно простого литья и стандартного для тех лет профиля. Сейчас нередко «всплывают» и более старые колокола. Некоторым из них двести – двести пятьдесят и даже более лет: литые изделия при грамотном хранении живут долго, несмотря на меняющееся отношение власти к вере и к церкви. Но обнаруженный колокол – совершенно особенный, потому что он – от Серафима Саровского! И если любое колокольное звучание часто отождествляют с «молитвой в звуке», то звон найденного в Сарове колокола можно назвать «молитвой от батюшки Серафима»!

К большой радости, обнаруженный колокол находится в рабочем состоянии. Пока, правда, не до конца ясен его путь в Саров. Но такие колокола, как и намоленные старинные иконы, «не отчитываются» перед человеком, а сами выбирают место и время своего нового явления. Хочется верить, что и остальные колокола из Серафимовского набора, как и их найденные родные братья, будут обнаружены и займут достойное место на звоннице.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Глеб Комаревский

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.