Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Село с 400-летней историей

25 сентября 2013 года

Верующие Сарова – частые гости в Троицком храме села Аламасово с его почитаемой Тихвинской иконой. Но многие не задумываются о том, какая древняя история у этого села. Прикоснемся к ней, а для этого воспользуемся краеведческим материалом, который собрали сельские активисты. Его нам предоставила школьный учитель Марина Николаевна Мартынова.

Предыстория

Наш Вознесенский район расположен на Приволжской возвышенности по берегам рек Мокши, Сармы, Варнавы, Сатиса, Луктоса, Ведяжи. В районе песчаные и супесчаные почвы, наболее плодородные – возле сел Бутаково, Новоселки и Криуша. Здесь богатый растительный и животный мир. Водятся волки, зайцы, барсуки, лисицы, кабаны, куницы. В лесах и на полях много птиц, а водоемы богаты рыбой.

В отдаленные времена поверхность нашего района несколько раз покрывалась морями, об этом напоминают окаменелые останки обитателей моря. После ухода моря и ледникового периода территория края покрылась дремучими лесами: основной растительностью был сосново-березовый лес, позднее появились ели и дубы. Лишь в XIX веке обширные дубравы оказались полностью вырублены. Остаток дубрав имеется сейчас только в примокшанской пойме с. Суморьево.

Ученые считают, что одними из первых наш край заселили финские племена Городецкой культуры. Их потомки – мордва, в их святилищах в лесах и возле источников воды собирались на моления сотни людей. Они поклонялись могучим силам природы и берегли ее. До нашего времени вблизи Вознесенского района сохранилось лишь одно древнее святилище мордвы – урочище с огромным валуном неподалеку от п. Сарма (у д. Кавлей).

В 1237 году монголо-татары вторглись в «царство мордвы». Было дано сражение у селения Торжок Вознесенского района. В бою пало много воинов, до сих пор за местностью сохранилось название «татарское кладбище». Проводились раскопки, найдены экспонаты, находящие сейчас в музеях Москвы. Об этом сражении упоминается в Лаврентьевской летописи – под 1239 годом «взяша татарова мордовскую землю… Тогда же бе пополох зол по всей земле и сам же видяху…»

От Аномаса до наших дней

Среди дремучих лесов на притоке Мокши – р. Сатис раскинулось старинное село Аламасово. О нем сохранилось много архивных документов. Одно из его ранних названий – деревня Миевлей: «А в той деревне дворы в междоусобье выжжены, а селятся мордва ново…»

Деревню стали называть Аномасово по имени первопоселенца Отюжи Аномасова. В 1614 году в ней было всего три двора. Предание о существовании поселения в устье р. Сатис было записано монахами Саровского монастыря и хранится в его архивах: «Село Аномасово есть поселок мордвина Аномаса, переселившегося с кочевья Торжка». До сих пор  среди лесов Мордовского государственного заповедника видны курганы мордвы. Поныне в селе сохранилось название улицы – «Мордовский порядок», а также – Мордовский пруд.

В 1696 году «покидная усадьба, деревня Миевлей Отюжки Аномасова», была отдана во владение его потомкам за принятие ими христианской веры. Из архивных документов конца XVII века мы узнаем, что «аномасовская мордва писалась уже новокрещенными, а общественными делами правил правнук Отюжки Аномасова Мишка Чекашев».

С усилением крепостных отношений к концу XVII века мордва ушла в Саровские леса по левому берегу течения р. Сатис. Поселок заселили русские из разных  мест. Они устроили на реке сторожевые места – балки. А деревня стала селом в конце XVIII века, когда в 1795 году была построена Троицкая церковь. Приход был назван Новотроицким, по нему и село должно было называться Новотроицкое. Но оно сохранило старое название в измененном виде: было Аномасово – стало Аламасово.

В начале XIX века село относилось к Тамбовской губернии, а затем перешло в Нижегородскую. Земли были подзолистыми, поэтому помещиков здесь не было. В селе жили государственные крестьяне, им земля давалась на 20 лет. Зимой крестьяне на лошадях работали на вывозке леса на р. Сатис, а весной они его сплавляли по Сатису, Мокше и Оке. С открытием Илевского чугунолитейного завода много крестьян работало на подвозке руды из с. Череватово в с. Илев. Руду брали и в Аламасове, но очень мало, т. к. местная руда содержала мало железа, и хозяева завода забраковали ее. Еще крестьяне работали на добыче известняка. Рыли колодцы, называемые дудками, и поднимали известняк. Из него в специальных горнах выжигали известь. Такие горны существовали в селе до 1960-х годов.

После революции землю отдали в личное пользование крестьянам. В 1928 году в селе создали коммуну, которая просуществовала около двух лет. После ее реорганизации образовали колхоз «Путь Ленина», а в 1931 году в Аламасове возник колхоз «Красный боец». В жизни села отразились все этапы новейшей истории страны: революция, гражданская война, коллективизация и т. д. И судьба сельского храма повторила судьбу многих других. В 1937 году он был закрыт, священник арестован. С храма сбрасывали и разбивали колокола, а иконы верующие разобрали по домам и спасли от уничтожения. В том числе главную святыню – Тихвинскую икону Божией Матери из Саровского монастыря.

Веру истребить не смогли

До закрытия Саровского монастыря через с. Аламасово туда шли и ехали паломники со своими нуждами. Старожил села Матрена Забродина поведала нам такую историю:

– Один мужик ехал в Саров на богомолье, а на дрогах вез больного сына. Остановился у нас в селе, попросил испить. А у сына в ноге как будто собака брехала. Разговорились. Мужик рассказал, что везет сына к Преподобному в надежде, что тот его исцелит. Как-то раз сын поругался с матерью и в сердцах сказал ей: «Я тебя, старую, кормить не буду, лучше собаке отдам». И в этот момент у него в ноге залаяла собака. Так и мается до сих пор. Сельчане просили отца заехать к ним на обратном пути, чтобы узнать, чем дело кончилось. Тот заехал и сказал, что собака больше не лает...

Дивеевская земля – особая, святая, поэтому истребить веру в здешних краях было не так-то просто. Об этом свидетельствуют газетные публикации и документы 1930-х годов:

– «Имеют место исключительно безобразные факты потери всякой бдительности по отношению к религиозным организациям со стороны низовых советских органов. Например, в с. Аламасове Вознесенского района община верующих заключила договор с попом на поставку яиц ему в оплату за требы. Сельсовет не только зарегистрировал этот «договор» как официальный акт, но штрафовал верующих за невыполнение яйцезаготовок для попа…

В этом же Вознесенском районе до 50 % учительствующих являются выходцами из поповских семей, в ивановской школе был случай, что вместо сына учителя в школе вел занятия его отец – поп...

В с. Нарышкино церковники, организовав борьбу за открытие закрытой церкви в селе, добились организованного невыхода колхозников на уборку урожая…

В Пузинском избирательном участке Дивеевского района из чернильниц были приготовлены церковные лампадки…

В пределах края «работает» свыше 1500 человек попов. В р. п. Вознесенское работает 28 церквей, попы организуют молебны у святых источников; наличие религиозного влияния даже на учительство района...

В Дивееве работает 32 церкви, кроме того в районе проживает много монашек и монахов» (Информация отдела культуры и пропаганды ленинизма Нижегородского крайкома ВКП (б) о состоянии антирелигиозной работы в крае. 1935 год).

В документах архивного фонда Исполнительного комитета Горьковского областного совета имеются сведения о том, что на момент 31 мая 1944 года Троицкая церковь в с. Аламасово не использовалась, а с 1 июля 1945 года была переоборудована под склад. В зимнем храме хранили ГСМ, а в летнем – соль, зерно. В 2000 году на сходе села было решено восстановить церковь. Вскоре она была открыта благодаря трудам и молитвам: В. П. Семина, В. В. Забродина, И. Г. Баранова, А. А. Пешехоновой, А. А. Гариной, А. В. Ваняевой, К. П. Баландиной, А. Н. Жоголевой, П. Д. Разумовой.

Земля Серафима Саровского

Православная жизнь нашего села – как и всей Нижегородской земли – тесно связана с именем прп. Серафима Саровского. С особой любовью относятся к нему и православные Вознесенского района. В окрестностях Саровского и Серафимо-Дивеевского монастырей много культовых мест и предметов, хранящих память об этом святом. В нашем районе таких святынь несколько:

В Казанской церкви с. Бутаково хранится камень, на котором, по преданию, молился батюшка Серафим в келье. После разорения Саровского монастыря камень был перенесен верующими в храм с. Бутаково, который не закрывался в советское время.

В живописном местечке у с. Бутаково  находится Марьинский источник, в его водах православные видели изображение Пресвятой Богородицы и батюшки Серафима. До 1930-х годов там стояла построенная монахинями часовня. Она была сожжена, а в 1991 году – восстановлена в камне. Благодаря воспоминаниям старожилов были сохранены ее форма и размеры. В часовне много икон, особенно – прп. Серафима.

В с. Сар-Майдан вам поведают легенду о Холодном роднике, на котором молился Преподобный. По другой версии, он явился местному пастуху, чтобы утешить того перед кончиной. На этот родник верующие ходят 1 августа, его вода обладает чудодейственной силой.

Жители нашего села приходят к источнику батюшки Серафима, который находится на левом берегу р. Сатис в Мордовском заповеднике, этот родник носит название «Гремячий». При советской власти его засыпали, заваливали мусором, привозили щебень на самосвалах, но он по прежнему оживал и дарил свою благодать. Многие верующие в водах источника видели изображения Преподобного.

 


 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.