Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

История одной иконы

20 июня 2014 года

В нашем храме преподобного Серафима Саровского есть бесценная икона, перед которой молились мученики и исповедники прошлого века. Это образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», одухотворенный, с особой мягкостью и добротой ликов.

Данный образ сам страстотерпец. Во времена гонений он принял на себя прямые удары: слепые духом разрубили его топором на четыре части… Враг рода человеческого теряет силу там, где святые иконы, старается уничтожить их. Иконы – не только украшение храма. Каждая – оконце в невидимый мир, всегда с ней свет, надежда и утешение. Иконы – детища Церкви, выработаны веками, за них заплачено кровью мучеников. Они вышли из священного писания и срослись с литургической жизнью. Язык икон постигаешь, если любишь церковную службу. Каждый образ – опытный поводырь в духовном нашем карабканье. Что мы знаем об иконе «Скоропослушница»?

Три года назад о ней написала редактор православной газеты Мария Курякина. «Еще одна почти отреставрированная икона для храма прп. Серафима Саровского – «Скоропослушница» (105 на 70 см). По ней пошли глубокие продольные трещины, и пришлось вынимать левкасные вставки предыдущей реставрации 2005 года. В процессе работы обнаружилось, что авторская живопись была частично закрыта тонировкой. Когда произвели расчистку, образ просветлел. На его обратной стороне обнаружена интересная надпись, выполненная типографским способом: «Икона сия написана и освящена на святой горе Афонской в русском святого великомученика и целителя Пантелеимона монастыре, от коего и послана для храма Казанской Божией Матери в благословение христолюбивым жителям, в благоугодную помощь, покров и заступление всем, с верою и любовию притекающих ко Всеблагой Владычице мира и умильно молящихся перед Ее пречистым образом». Год под надписью рассекает трещина, и он читается нечетко, но иконописец Надежда Королева предполагает, что это – 1890...» [1].

Икона «Скоропослушница» попала в Саров из села Бабина Первомайского района Нижегородской области. Считается, что Бабино основано в ХVII-ХVIII веках князем Кочубеем – он имел в нем своих крепостных. Село немалое, 3 улицы, 6 прудов. Земля, не заглушаемая тернием, работящие люди. В 1925 году здесь проживал 1161 человек, в 2002 году – 88... [2]. При въезде в село слева во чистом поле стоит небольшой очень старенький крестик. Летом соловьи поют, увидеть можно – никого не боятся. Да и кого бояться? Людей-то нет! Ржавые замки на избах. Сейчас, говорят, 18 пенсионеров прописано. Два раза в неделю привозят кое-что из продуктов. До автобусной остановки далеко надо топать. Храма нет – села нет. Школы нет, работы нет, магазина нет. Нет. А что же «да»? Жгучее напоминание? Наша история через лупу?

В 1864 году в Бабине была построена деревянная церковь, освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм уютный, притягивающий. Иконостас с позолотой, красивые иконы. Одна из них, «Скоропослушница», была привезена с Афонского Пантелеимонова монастыря. Сама Пресвятая Богородица проповедовала на Афоне веру во Христа и получила от Господа эту землю в Свой Удел. Паломничество на Афон в конце ХIХ веке не было большой редкостью. Тысячи христиан тянулись на землю подвигов святых. К концу ХIХ века русский Пантелеимонов монастырь стал самым большим монастырем на Святой Горе по численности насельников и по площади. Здесь жило более 1000 монахов. Интересно, что в то время это было равночисленно населению Бабина. Именно в Пантелеимонов монастырь отправлялись русские паломники. Наши земляки не были исключением: о паломничестве на Святую Гору Афон можно прочесть, например, в письмах ученика преподобного Серафима протоиерея Авраамия Некрасова, а в житии Пузинских мучениц упоминается крестьянин Илюша, который «скопил денег и уехал на Афон… и привез оттуда святыни всякой чуть не вагон, икон много…» [3]. Списки чудотворных афонских икон пользовались на Руси большой любовью и почитанием. Многие из них прославились чудесами. Благодатью от иконы «Скоропослушница» укреплялась вера, прозревали слепцы, исцелялись хромые, бесноватые.

Священник Пустынский

Кто же молился перед нашей «Скоропослушницей» в прошлом веке? Какой дар Богу принес он? Еще до революции к храму в Бабине (тогда Ташинского уезда Нижегородской губернии) был рукоположен Иоанн Николаевич Пустынский. Фамилии такого типа давались обычно в духовной семинарии или академии, и называются они семинарскими. Род священнослужителей Пустынских известен в Нижегородской губернии. В городе Сергаче хранится память о священнике Иоанне Иоанновиче Пустынском, служившем там в первой половине ХIХ века. Его стараниями был построен каменный храм в честь святителя Иоанна Милостивого. Денег у горожан на строительство храма не было, но отец Иоанн нашел выход – на собственные средства он построил сарай, в котором наладил производство кирпича. Кирпич продавали и на вырученные средства строили храм. Строили целым городом, каждый верующий человек помогал, чем мог. Кто мял глину, кто делал и обжигал кирпич, кто собирал дрова на обжиг. Так всем миром и воздвигли храм. Известно, что отец Иоанн отошел ко Господу в 1848 году, похоронен на кладбище в Сергаче напротив алтаря построенной им церкви [4].

Род Пустынских продолжал нести свое служение Церкви. В ХХ веке священнику Иоанну Николаевичу Пустынскому предстояли испытания особенные. Известно, что отец Иоанн был уважаемым пастырем, удостоенным звания протоиерея. Какой ценой хранило духовенство верность пастырскому служению? Официальным презрением, материальной нуждой, лишением прав. Декрет 1918 года отделил Церковь от государства. Монастыри и приходы ожидала обычная по тем временам участь: притеснения, навязывания невыполнимых условий. Революционный шторм перелицовывал сознание, однако официальный атеизм приводил к противоположному результату. Вера в Бога не исчезала, а укреплялась в избранных.

Авторитет отца Иоанна был велик и за пределами села. Когда от него потребовали уплаты налога под угрозой закрытия храма – неподъемную для села сумму, существенно помогли жители окрестных сел и поселка Ташино (ныне это Первомайск), что в 25 км от Бабина. Вот что пишут об отце Иоанне местные исследователи: «Знали ташинские крестьяне о праведности священника Иоанна Пустынского, который был рукоположен к храму села Бабина. Это ему собирали окрестные мужики необходимую сумму, чтобы он мог уплатить завышенный налог властям, дабы те не закрывали церковь. И все равно его упекли за колючую проволоку» [5]. Из материалов, представленных иеромонахом Дамаскиным (Орловским) [6] известно: власти арестовали священника, обвинив в том, что он уговаривал крестьян помочь с уплатой налога, и отправили в лагерь. Не сохранилось сведений о том, сколько времени отец Иоанн пробыл в местах лишения свободы, но известно, что вернулся он с подорванным здоровьем. На его место в Бабине уже был назначен другой священник, и отец Иоанн стал служить в селе Усы (на карте Нижегородской области мы нашли поселок Усов в Лукояновском районе, может быть, это одно и то же?). Вскоре протоиерея Иоанна снова арестовали. По воспоминаниям сельчан весной 1932 года смертельно заболевшего священника освободили, и сразу после этого он скончался. Заключение и испытания не сломили исповедника, он говорил: «В тюрьме спасение. От востока до запада все там узнаешь» [6]. Похоронен отец Иоанн на кладбище Бабина – села, где он прослужил Господу четверть века.

Каким был отец Иоанн? В 7 км от Бабина расположено Суворово (бывшее Пуза) – село, известное святыми мученицами и исповедницами. Строки о священнике из села Бабино, его молитвенном подвиге и чудесном исцелении встречаем мы в житии прославленных во святых Пузинских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии, расстрелянных в 1919 году. Прмц. Евдокия предсказала скорую свою кончину и то, что хожалка Поля принесет ей «хлеб из Бабина». После расстрела во всей округе «не давали молиться за нее до сорока дней, а в Бабине священник все время молился. И на дому у Дуни служил панихиды. Этого священника она исцелила: он очень сильно заболел горлом… Поля спрашивает: «Обедня будет?» А сестра отвечает: «Батюшка сильно хворает, скоро умрет, доктора сказали». И вдруг пошел звон к утрене, и батюшка идет ни в чем невредимый. В церкви к Поле батюшка подошел и рассказал, как он от Дуни получил исцеление. Входит к нему сначала апостол Фома, потом преподобный Серафим, старец Никодим и с ними Дуня: «Я ее лик не видел, но она вошла с ними, взяла за горло и сказала: «Вставай, здрав будешь, иди служи обедню, жалко, ты у меня у живой не был». Лица всех видел, а ее не видел, слыхал только голос». Святые сказали ему, что с ними Дуня» [3].

Иеромонах Дамаскин и другие

Аресты не миновали и других клириков храма в Бабине. Репрессировали и местного дьякона Евгения, и псаломщика. Псаломщик Александр Михайлович получил 10 лет. Он был родом из Пузы, однако, освободившись, вернулся в Бабино, здесь и доживал свой век.

Приходским священником в Бабине после ареста протоиерея Иоанна, стал иеромонах Саровского монастыря Дамаскин. Вот кто еще молился у иконы «Скоропослушница»!

1927 год стал годом закрытия крупных монастырей епархии – Дивеевского, Саровского, Понетаевского. Насельники остались без крыши над головой, без средств к существованию. И обители разлились в округе, как реки в половодье. В местных селах давали приют монашествующим, и Бабино не было исключением. Саровский иеромонах Дамаскин нашел здесь пристанище. Это был ревностный пастырь. Однажды в его приходе без исповеди умер старик-прихожанин. Узнав об этом, священник сильно сокрушался: «Теперь я должен всю жизнь о нем молиться, ибо дам за него ответ»[6]. Некоторые сведения о судьбе иеромонаха Дамаскина можно найти через интернет в архивных данных общества «Мемориал», Книге памяти Нижегородской области. Родился отец Дамаскин (в миру Ситников Дмитрий Семенович) в 1884 году в селе Костемерово Скопинского уезда Рязанской губернии, стал насельником Саровского монастыря, принял постриг и сан священнослужителя. После закрытия обители скитался, потом служил в Бабине. Был арестован в 1935 году и через 12 дней отпущен. Затем арестован в 1937 году и осужден «тройкой» по обвинению в антиколхозной агитации. Расстрелян 16 декабря 1937 года.

Настал час. Каждый показал, на что способен. Удивительно, но в переписи 1937 года при полном разгуле безбожия большинство населения огласило себя верующими. Шло время новомучеников. Говорят в народе: каков поп, таков и приход. Отец Иоанн показал высокий пример служения Богу, и вырвать корень духовной жизни в селе было не так-то просто. Храм в Бабине разоряли в конце 30-х годов (скорее всего, в 1938-м). Ни один местный житель не участвовал в этом – никто! не поднял руку на святыню. Никого не нашлось. А в других селах сыскивались, чаще хулиганы подростки – уличные «смельчаки».

Бабинцы отказались разорять храм – прислали людей из соседнего села Хозина. И сошел на землю ангел-губитель. Сбрасывали вначале кресты, потом вытаскивали из церкви иконы. Что творилось! Иконы рубили топором, ломали, бросали в кузов грузовика. Две приезжие комсомолки усердствовали, утрамбовывая ногами обломки икон. Одна села в кабину грузовика, другая в кузов – поехали. В пути та, что была в кузове, слетела под колеса машины и погибла. Горестное, трагическое время ставило свою разъедающую печать на души, на судьбы детей, внуков, села, страны… Ночью из груды похищенных икон исчезла одна. Чудотворную икону «Скоропослушница» спасли. Благочестивая христианка сохранила ее до наших дней. После ее смерти родственникам женщины приснился сон, что образ нужно передать в Саровский монастырь [1].

Монахини из Понетаевки

Хочется рассказать еще о двух монахинях, возносивших свои молитвы у нашей иконы «Скоропослушница». Это насельницы Серафимо-Понетаевской обители монахиня Елена и ее старшая сестра схимонахиня Анатолия. Они появились в Бабине после закрытия своей обители. Монахини принесли с собой ту духовную атмосферу, которая была в Понетаевке. Около церкви им выстроили сторожку. Особенно запомнилась жителям мать Елена, высокая, статная. Владея опытом, полученным в монастыре, она как регент возглавила хор певчих. Результат был значимый. В 30-х годах монахини из села исчезли – обычная история тех, кто не скрывал своей веры и пострига.

Есть сведения, что мать Елена отбыла срок и вернулась в Арзамас (ее сестры уже не было в живых) – туда, где был действующий храм. Вернулась, потеряв и кров, и здоровье, но не свое внутреннее устроение. И в Арзамасе монахиню полюбили.

Со слов жительницы города Валентины М., мать Елена отличалась незаурядными талантами регента и иконописца – именно клиросным пением и иконописным мастерством и славилась Понетаевка. Живет в человеческой памяти то, чем щедро делилась монахиня: тепло любви, ненавязчивое умное слово. О почитании Угодника Божия Николая матушка Елена говорила так: «Святитель Николай – самый главный начальник города Арзамаса! Без его ведома тут ничего не происходит». Своей жизнью монахиня несла людям пример веры. На вопрос, почему матушка всегда бодрствует и когда же она спит, поделилась: «А мне некогда спать. В 12 ночи Спасителя надо встречать («Се Жених грядет в полунощи…»), в полтретьего – Матерь Божию, а в 5 часов – как же опять не отдать честь Пресвятой Богородице?!»

Валентина М. хотела узнать, сколько лет матушке. Монахиня отшутилась: «Если скажу, врачи лечить откажутся. Придет время – узнаешь». И настало то время. 2 апреля 1975 года матушка Елена отошла ко Господу. Стоит в храме гроб с телом монахини. Идет отпевание. В момент прощания к усопшей перед Валентиной подошла незнакомка – высокая красивая женщина в монашеском одеянии, перекрестилась и произнесла: «Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоея монахини Елены, прожившей от начала своей жизни 85 лет». Искали потом незнакомку – не нашли, пропала.

Но вернемся в Бабино. В 60-х годах церковь, которую после закрытия отдали под зернохранилище, а потом вручили школе, сгорела. Долгие годы еще собирались на богослужения по домам. два хора в разных концах села – по 15 человек певчих. Пели стройно и слаженно – регент матушка Елена оставила о себе достойную память. И в советское время Бабино не оскудевало духом. Анна Рябова, уроженка села, 1922 года рождения, выбрала путь иночества, стала монахиней на Святой Земле. Присылала родным святыньки, а когда возрождался Дивеевский монастырь, собирала и передавала большие пожертвования. Отметим, что жители Бабина часто посещали прмч. Евдокию при жизни, а после ее кончины ходили в Пузу на могилку и по вере своей получали исцеление. Случаи излечения жительниц Бабина Анны Силаевой в 1967 году, и Наталии О. в 1983 году отмечены в житии мучениц [3].

Что двигало теми, кто служил Церкви все эти годы? Не «здравый» смысл, не самосохранение – совсем другие законы жизни. Духовные. Эти люди в страданиях взыскали силу взвалить на себя чужие грехи, обратить горе в молитвы – за всех, за вся, за живущих ныне. Услышим ли мы их проповедь? Они принесли ее горячим служением Господу, смиренным житием, мученической кончиной. Икона «Скоропослушница» – свидетель этому. Наша икона – их икона. Любовь Пречистой Богородицы обращена к нам. Ко всем. Разделим с ней свои слезы, умножим с ней свою радость!

В 2013 году в Бабине на месте, где был храм (оно совсем сровнялось с землей), поставлен крест. И при въезде в село вас встретит новый поклонный деревянный крест. На кладбище могилу отца Иоанна украшает крест, поставленный жителем Бабина. Рядом захоронение других служителей клира, монахинь, нашедших приют в селе.

Один русский философ сказал, что все хорошее на Руси от деревянных домиков. Все дороги начинаются тут. Опять дышит весной земля. Воздух чистый и свежий. Тишина. Все замерло в ожидании.

 

Список литературы:

1. Газета «Православный Саров», №3 от 27 мая 2011 года. М. Курякина «Служба спасения икон».

2. Лысов Н. И. К корням. Н. Новгород: ООО Типография «Поволжье», 2010. -276 с.

3. Дивеевские предания. Составитель А. Стрижёв. Москва, «Православный паломник», 1996, с. 464.

4. Сайт прихода церкви во имя Святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, Лысковская и Лукояновская епархия, Сергачское благочиние.

5. Шамшурин В., Алексеев В. У истока Алатыря, Нижний Новгород, 2003.

6. Иеромонах Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия, книга I. Тверь: Булат, 1992. 237 с.


 

Присаровье

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Валентина Сидорова, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.