Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О храмах

Покровский храм в селе Большое Череватово Дивеевского района открылся на праздник Рождества Христова в 1993 году. В Сарове живут многие уроженцы этого села. А настоятелем там служит саровчанин – иерей Максим Поздов. Так что это наш общий праздник.

Покровская церковь привлекает внимание своим необычно большим куполом в восточном стиле. Она – старинная. В XVII веке была деревянной, двухпрестольной – в честь Николая Угодника и Покрова Пресвятой Богородицы. К 1851 году ее отстроил в камне Василий Ксенофонтович Владимирский, благочинный Ардатовского уезда. Церковь стала трехпрестольной, добавился правый придел в честь Живоначальной Троицы. Последний священник, который в ней служил до закрытия в 1937 году – митрофорный протоиерей Иаков Виноградов. Его арестовали и увезли прямо из храма в одном подряснике (прим. – Иаков Львович Виноградов, 1876 г. р. –  уроженец с. Васильев Враг, Арзамасского района, был приговорен «тройкой» к расстрелу и вскоре расстрелян).

Мы познакомились со старостой – Анной Григорьевной Исаевой, которая трудилась при церкви с 1993 года, она как раз тогда вышла на пенсию. Сама родом череватовская, но, как и многие односельчане, работала в Сарове. Прежний настоятель благословил Анну Григорьевну дожить в добром здравии до 80 лет, когда 7 января 2013 года храм отметит 20-летие своего возрождения. А до нее был старостой ныне покойный Петр Федорович Дьянов. Он жил в Сарове с детьми, а в родное село приезжал по праздникам.

Бабушка Анна еще застала былое великолепие и пение клироса до 40 человек! Она помнит, как закрывали храм 28 сентября 1937 года, последняя служба была на Воздвиженье. После закрытия церкви на селе говорили, что там Божия Матерь плачет, а свечи и лампадки сами собой зажигаются. Аннушке тогда было пять лет, она с ребятишками ходила ночью смотреть, так ли это. А два года спустя она – уже первоклассница – видела, как иконы поволокли из храма, топтали ногами, а потом вывозили на грузовиках. Ребята набрали полные пригоршни «тарарушек» – позолоченных украшений с иконостаса. Отец за это отругал ее с братом. Сказал, что из церкви ничего нельзя брать, даже если сломали иконостас.

Перед властями встал вопрос, что делать с храмом? В сельской библиотеке собраны архивные документы по истории прихода и села. Среди них есть официальное решение исполкома Горьковского облсовета депутатов трудящихся от 24 марта 1941 г. о закрытии церкви в с. Большое Череватово и переоборудовании ее под клуб по «ходатайству граждан». Прилагается смета. Разбор и заделку «кумпола» проектировщики оценили в 2 тыс. рублей, которые предполагали выручить от «реализации излишнего железа и кирпича». Там же – чертеж будущего клуба с красным флагом на обрубленной колокольне. Ломать – не строить. Но война помешала осуществиться безбожным планам.

Местные жители предложили использовать храм под зернохранилище. Благодаря этому колхоз перекрывал это здание железом, и оно не так разрушилось. Правда, там устроили проезд в алтарь, навесили ворота и держали колхозные сельхозмашины.

Как повсеместно в округе, церковь лишилась колоколов. Раньше у нее было крыльцо с расписным фронтоном с изображением Господа и 12 апостолов. Оно разрушилось, когда сверху сбрасывали 8-тонный колокол. Колокол не разбился, но промял каменную паперть на метр. Теперь эти ступени обновлены. Колокол раскололи железными бабками и сдали на лом. А когда-то его отливали тут же, неподалеку. Заезжие мастера вырыли яму, сделали формовку из знаменитой местной белой глины, собрали медь, дали присадку олова, серебра, и получился знатный колокол. До разорения Покровского храма, там была богатейшая колокольня. Рассказывают, что последний колокол мужики променяли на ящик водки незадолго до передачи храма верующим в 1993 году. А сейчас на звоннице установлены пять новых колоколов, отлитых в г. Каменск-Уральске, за них колхоз по бартеру отдал тонну пшеницы…

20 лет назад в возрождающийся Покровский храм был назначен священник с соответствующей фамилией – о. Игорь Покровский. Он привел храм в нормальное состояние, поставил котельную, приготовил трубы под газ. Батюшка ездил вместе с прихожанами собирать картошку и продавать ее для церковных нужд. Тогда все было разбито, на окнах стояли одни решетки без стекол. Чтобы служить на Рождество, окна забили досками и заложили тряпками. Сложили печь, но все равно местами лежал снег. А в алтаре поставили буржуйку, чтобы не замерзли Святые Дары. В храме возвышалась гора стружек и мусора, они сгодились на растопку, так как ни дров, ни угля не было. Протапливала печь Анна Григорьевна, эта работа была ей привычной, она прежде топила печи в сельской школе.

О. Игорь Покровский пробыл настоятелем в Череватове пять лет, потом сменилось еще три настоятеля. Сейчас сыновья о. Игоря уже сами стали священниками, продолжив эту известную династию.

Нынешний настоятель – о.  Максим Поздов, можно сказать, вырос на глазах прихожан саровского храма Всех Святых. Сейчас он живет с семьей в Большом Череватове. О. Максим рассказал, что его отец родом из д. Маевка, которая входит в Череватовский приход, поэтому сельчане его приняли как своего. О. Максим: «Люди здесь живут очень хорошие, им действительно нужна вера, они любят богослужение. Коренных местных жителей осталось очень мало. Но сюда приезжают верующие из разных краев. За счет них и держится храм. Традиционно много саровчан. Вся молодежь из Череватова перебралась в Саров, а в селе доживают свой век старики. Но и у молодых есть любовь к родному храму, поэтому их тянет сюда».

Когда мы приехали в Большое Череватово, о. Максим был занят – крестил младенцев, и те заливались криком. «Это они соединяются с Богом», – сказала бабушка Анна. По поручению священника нас встретил краевед Евгений Белоглазов, он с радостью показал нам храм и местные достопримечательности. Но, чтобы их по-хорошему изучить, одного дня мало, надо там пожить. Сам же Евгений Александрович приехал из казачьей станицы на Кубани. Он удивился, когда впервые увидел Дивеевские соборы, на Кубани таких больших храмов нет, все взорвали. Когда в 1991 году в Дивеево привезли мощи батюшки Серафима, Евгений продал дом и всей семьей переехал в Большое Череватово...

Мы стояли в пустом центральном приделе и, задрав голову, осматривали огромный храм. Когда-то он был весь расписан, а сейчас там только остатки живописи. Оказывается, пожарные поливали стены из гидрантов, смывали роспись, чтобы не заводилась плесень, было чисто и свежо. Но с другой стороны, если бы в церкви не хранился колхозный хлеб, ее бы вконец разорили. А сейчас вокруг Большого Череватова зерно не выращивают, все поля брошены, заросли кустарником и молодыми сосенками да березками.

В центральном приделе читают акафист Покрову Божией Матери. Люди пишут записочки с молитвенными прошениями Царице Небесной и оставляют их прямо там, ощущая Ее незримое присутствие и помощь.

По словам местных жителей, в этом храме служили владыки. Это подтвердил Евгений, который, убирая сгнившие бревна, обнаружил, что амвон был расширен. Для чего это могло быть? По его мнению, для того, чтобы служил владыка в большом облачении…

Сейчас бич сельских церквей – воры. Недавно они залезли и украли 8 старинных икон. А первое время храм даже не запирался, там ничего ценного не было. Анна Григорьевна как староста порой ходит по селу, собирая средства на нужды храма. Сразу смотрит в красный угол, у кого какие иконы. У некоторых сельчан остаются дома старинные иконы, а возвращать их в храм они не спешат. Предполагаю: «Может быть, на то – Промысл Божий. Вернули бы люди иконы, а их – глядишь, украдут. Дома целее будут». «Может, оно и так», – вздыхает бабушка Анна. И я чувствую, что она с моими доводами не согласна. Иконы должны быть на своем месте…

Двадцать лет назад храм в Большом Череватове покрыли железом на деньги, которые выручил о. Владимир (Шикин) от продажи своей уникальной скрипки. Тогда он помогал восстанавливать храм в селе, а потом перебрался в Дивеево. Теперь иеромонах Владимир похоронен за Троицким собором Дивеевского монастыря. Его могилку посещают многие паломники. А Покровский храм ветшает, и силами сельчан его не поднять. О. Максим – молодой и неопытный в хозяйственных делах. Ему очень нужны помощники, квалифицированные и добросовестные специалисты для дальнейшего восстановления храма.

В Большом Череватове и окрестных деревнях жили подвижники благочестия: блаженная Мария Ивановна (Федина) и дивеевские монахини, вернувшиеся из мест лишения свободы, схиигумен Серафим (Миклашевский). Там восстанавливается часовня на месте деревянного храма на погосте, бытует много местных преданий. Мы обязательно расскажем о том, что узнали от библиотекаря Галины Дмитриевны Сергачевой, хранительницы истории села. Еще вернемся в Большое Череватово.

М. Курякина, фото А.Виноградовой

 

 

Паломничество