Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Святой хлеб — просфора

2 января 2016 года

Завершились краткие образовательные курсы для работников православных приходов Сарова. Каждый из слушателей подготовил четыре письменные работы, которые были направлены в отдел образования и катехизации Нижегородской епархии.

Представляем вашему вниманию работу Лии Коршуновой — о просфоре. Эта тема близка автору, поскольку она несет послушание просфорницы при храме Всех Святых.

Просфора — это святой хлеб, на котором совершается Божественная литургия.

Из просфоры во время проскомидии приготовляется Агнец — вынимается частица в форме куба. А проскомидия (греч. «принесение») – это первая часть литургии, во время которой священник на жертвеннике готовит хлеб и вино для совершения Таинства Евхаристии.

Форма и состав просфоры символичны. Она состоит из двух частей, которые изготавливаются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и XC (Иисус Христос), под перекладиной — NIKA (греч. «победа»). Эта печать обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия в человеке.

Нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека, а верхняя часть с печатью — духовному началу в нем. Святая (крещенская) вода в составе просфоры знаменует благодать Божию, а дрожжи — силу Духа Святого, дающего жизнь всякому созданию.

Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.

В церковном уставе говорится о том, что хлеб, приносимый для таинства, должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непересоленный, свежий и чистый».

Просфора, являясь символом обоженной твари, может приобретать разные значения в зависимости от хода богослужения, знаменуя собою и отдельного человека, и все человечество в целом.

Когда из первой служебной просфоры вырезается четверочастный Агнец, то это одновременно символизирует и Рождество Иисуса Христа из пречистого чрева Девы Марии, и отделение безгрешного и очищенного Божественным естеством человеческого естества Иисуса Христа от среды грешного человечества, от среды мира сего, от земной жизни. Это отделение было произведено посредством злобы самих людей, преследовавшей Христа от рождения и приведшей Его к крестной смерти. В связи с этим Агнец из просфоры вырезается копием. А всего во время богослужения используются пять служебных просфор: агничная, богородичная, в честь всех святых, за живых и об упокоении усопших рабов Божиих.

Мудрость устройства просфоры позволяет ей быть и символом Церкви, и восстанавливаемой в ней через причастие Христу Богозданной человеческой природы.

Просфоры являются знамением обоженной твари, знамением Церкви как вечного Царства Божия. К нему стремится человек, приносящий просфору, и желает этого тем, за кого вынуты из нее частицы.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Лия Коршунова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.