Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Дети о традиционных ценностях

27 января 2017 года

Постепенно мы будем выкладывать на сайт «Православный Саров» работы участников VII Серафимовских детских и юношеских чтений. Это действительно интересно. Познакомим читателей лишь с двумя работами, которые заняли первые места в своих секциях.

Шитая молитва

Так называется работа трех пятиклассниц Саровской православной гимназии – Маши Мочкаевой, Маши Карасевой и Алены Малышевой, которую они представили на секции православного искусства. Девочки рассказали, как они приняли участие в создании пелены «Нерукотворный образ» и литургического комплекта из воздуха и двух покровцов. Их работа еще не закончена, но они уже ощутили себя подмастерьями вышивальщицы – руководителя швейной мастерской Саровского монастыря Марии Геннадиевны Цыбряевой.

Нельзя не рассказать об этой мастерице. Мария Цыбряева с детства увлекалась различными видами рукоделия, потом по крупицам начала осваивать вышивку. Еще в начале 1990-х годов духовник благословил Марию осваивать церковное шитье и попросил сшить ему облачение. Девушка не знала, как выполнить поручение. Два месяца она ходила на богослужения в единственный тогда в городе храм Всех Святых, не пропуская ни одной службы. Вставала поближе к солее и, не отрываясь, рассматривала священническое облачение. Одно время Мария общалась с известной в Сарове вышивальщицей икон Светланой Пупыниной, многому научилась у нее, но захотела двигаться дальше.

Она случайно узнала о Школе церковной вышивки и золотного шитья и мастерской «Убрус» на подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге и поступила туда на курсы дистанционного обучения. Мастерица изучила иконографический канон и рисунок, церковное искусство, различные техники шитья. Она продолжает учиться до сих пор у художников и искусствоведов, которые реставрируют произведения древнерусского церковного искусства. А теперь приобщает к этим традициям девочек, одноклассниц своего сына. Они видели вышитые Марией Геннадиевной иконы, закладки для Евангелия и уже давно просили научить их вышивать. Но мастерица терпеливо ждала, когда они немного подрастут.

Начиная со второго класса, она проводила для ребят мастер-классы по народным промыслам: делали игрушки, рисовали и лепили, а также вместе с другими мамами шили русские рубахи и сарафаны для сценического выступления. И вот, девочки уже доросли до серьезной работы, ведь церковная вышивка требует терпения, смирения и усидчивости. Мария Геннадиевна предложила детям вышивать вместе с нею воздух.

Девочки узнали историю русского золотного шитья, которое достигло необычайного расцвета. Большие изделия вышивали соборно и с молитвой, это считалось делом богоугодным. Каждая вещь делалась для храма. Например, в царской семье это могло быть связано с прошением о рождении наследника или о благополучном окончании военного похода. Этим дорогим искусством занимались в женских монастырях, великокняжеских, боярских или купеческих мастерских. В советский период истории секреты мастерства были утрачены, а сейчас возрождаются вновь. Во время экскурсий в храмы и музеи Нижнего Новгорода и Арзамаса девочки рассматривали исторические предметы церковного и бытового обихода. «Нам очень повезло, – считают они, – что мы смогли прикоснуться к нитям, связующим века истории».

Во время «девичьих посиделок» они вместе с наставницей красили шелковые нитки травами и чаем, вили шнуры, запяливали огромные деревянные пяльцы, учились переводить прорись на ткань. Пятиклассницы познакомились с техникой «сажения» жемчуга по бели, т. е. по накладной белой нити, с различными видами швов: «враскол», счетными прикрепами «городок», «клопчик», «ягодка», «косой ряд»… Узнали много новых слов, материалов и инструментов.

«Мария Геннадиевна объяснила, что выполненные работы будут «вкладом», то есть подарком в храмы, – пишут девочки. – Нам очень приятно участвовать в соборной вышивальной работе и представлять себя теми девицами, которые рукодельничали при лучинах сотни лет тому назад…» «Больше всего мне нравится видеть их глаза за работой, – делится мастер. – Моя идея – дарить детям тепло своих рук, чтобы они не забыли русских традиций».

Угрозы глобализации

Одиннадцатиклассник нижегородского лицея № 87 Александр Астафьев в рамках направления Серафимовских чтений «Духовная безопасность в современном обществе» представил свое исследование глобализации.

Юноша обстоятельно раскрыл предысторию и само происхождение этого понятия. Термин «глобализация» или система глобального взаимодействия между общностями людей появился в 1985 году. Он был введен в оборот американским социологом Роландом Робертсоном с благими намерениями. В идеале глобализация должна была облегчить возможность людям всего мира объединиться и работать вместе ради всеобщего блага. Но, как это часто бывает, утопия о всеобщем благоденствии потерпела фиаско.

Основа современной глобализации построена на экономическом объединении. При капиталистических отношениях стремление к максимальной прибыли ведет к постоянному расширению сферы своих экономических интересов. Следующим шагом становится стремление к политическому господству; к тому, что мировое пространство должно стать единообразным: в экономике, в политике и идеологии.

В современном обществе глобализация играет разрушительную роль. Она обеспечивает господство ограниченной группы наиболее экономически и технологически развитых стран т. н. Западного мира и поддерживает высокий уровень их благосостояния за счет эксплуатации ресурсов планеты в ущерб остальным странам.

Одним из средств достижения мирового господства является разрушение традиционных укладов подчиняемых обществ. Заменив веками культивируемые ценности и заставив верить в свои, зачастую искусственно создаваемые, идеалы, Запад может манипулировать людьми и целыми народами, как пастух стадом. Александр рассмотрел плюсы и минусы глобализации и пришел к выводу, что отрицательные стороны перевешивают. Сюда относятся: унификация культур (уничтожение национальных особенностей для облегчения управления); cоздание быстро распространяющихся глобальных проблем (вспомним теорию «управляемого хаоса», когда в подчиненных странах намеренно создают проблемные ситуации, чтобы избежать консолидированного сопротивления). При глобальном распределении труда уничтожаются национальные экономики и производства; внутренняя политика подчинена не собственным, а глобальным интересам; а национальный бизнес не может конкурировать с транснациональными корпорациями. С помощью этих инструментов глобализации Западный мир уничтожает экономическую, политическую и культурную независимость стран, превращая их в источники сырья и рынки сбыта, укрепляя тем самым свое господство и власть над миром.

Особый интерес представляет проведенный Александром анализ негативного влияния глобализации на традиционные ценности народов России. Автор выделяет ряд традиционных ценностей: культурно-исторические (основа для самоидентификации граждан); общественные и семейные ценности (определяют структуру взаимодействия в обществе и в семье, понятие нормы, передачу устоев народа от поколения к поколению), религиозные ценности (определяют морально-этический облик и путь духовного развития народа, объединяют и защищают его от морального разложения и распада).

Юноша приводит яркие характерные примеры, поясняя на них методы насаждения враждебной идеологии. Например, споры о количестве «жертв сталинских репрессий». Сочинители страшилок соревнуются во лжи – кто больше! 40 млн, 60, 80 и, наконец, 150! Старшеклассник приводит ссылки и конкретные имена авторов лживых информационных вбросов. На основании анализа открытых данных по демографии он делает вывод, что таких фантастических жертв быть просто не может. Далее он приводит скан докладной записки на имя секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева от 1.02.1954 года. В этом документе говорится, что всего с 1921 по начало 1954 года по политическим обвинениям было приговорено к смертной казни 642 980 человек, к лишению свободы – 2 369 220, к ссылке – 765 180. Таким образом, цель очернителей – создать ощущение «недостойности» своего прошлого, ошибочности нашего национального пути развития. Автор объясняет методы разложения и других традиционных ценностей, приводит примеры разрушения ценностей народов Европы.

Исследование завершают рассуждения старшеклассника о том, как можно противостоять глобализации. Он делает вывод, что хоть глобализация и усиливается, и напирает на нас со всех сторон, пытаясь уничтожить наше национальное сознание, но если мы хотим устоять перед обезличиванием, нам необходимо укреплять наши традиционные ценности. Именно в этом залог нашей самостоятельности.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.