Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви

Краткий обзор событий

Несомненно, что широкий общественный интерес к истории Отечества, к Православию и духовной жизни возродился в связи с 1000-летием крещения Руси, отмеченного в июле 1988 года. С 1988 года в окрестностях Сарова по инициативе и при участии саровчан проводились творческие встречи с деятелями культуры России и священнослужителями. Мероприятия имели различные названия. Неотъемлемой частью этих встреч были сообщения о Серафиме Саровском. В историю эти встречи вошли как «Серафимо-Дивеевские чтения».

Участник этих встреч академик И. Р. Шафаревич вспоминает: «Серафим Саровский был великим святым Русской земли. А великие святые замечательны тем, что творили чудеса не только при жизни, но и после смерти. Не чудо ли, что в Сарове, в центре науки, где долгое время разрабатывалось смертоносное оружие, вдруг возникла церковная община, положено начало Серафимо-Дивеевских чтений… Я хорошо помню свой первый приезд в ваши края. В Дивееве на встречу собралось много людей, тех самых, что в силу своей профессиональной деятельности со студенческой скамьи были оторваны от всего человеческого, от всего святого, и я предвидел сухое и напряженное общение. И был поражен тем, с каким вниманием и пониманием работники секретного центра отнеслись к нашей миссии. Был верно задан тон всей беседе, задавались тонкие, прочувствованные вопросы. Я думаю, что ни в одном физическом институте Москвы или Ленинграда ничего подобного произойти не могло, и отношу царившую атмосферу духовности, взаимопонимания и взаимоуважения за счет благотворного влияния святых Саровских мест. Тогда же стало ясно, что без поддержки городских властей проведение такой встречи было бы невозможно...» [18].

Апрель 1988 года

В стенгазете «Интеграл» одного из отделений ВНИИЭФ было опубликовано интервью архиепископа Горьковского и Арзамасского Николая, которое затем было перепечатано в институтской газете «Импульс» [19].

Март 1990 года

По действовавшим тогда законам регистрацию религиозных объединений проводили местные власти. Попытка регистрации православного прихода

в 1990 году была воспринята властями Арзамаса-16, по-видимому, как шаг

к открытию города, и в регистрации было отказано.

«…Учитывая специфику города, исполнительный комитет городского Совета народных депутатов (г. Арзамас-16) решил в регистрации религиозного общества православного исповедания отказать…» [8].

26 сентября 1990 года

Арзамас-16 по приглашению сотрудников ВНИИЭФ посетил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай. Информация об этом событии была представлена в первом номере газеты горкома КПСС «Панорама» [20].

1991 год

25 февраля 1991 года. Определением Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Священного Синода архиепископ Нижегородский

и Арзамасский Николай возведен в сан митрополита.

Возобновились службы в ближайших к Сарову монастырях: Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре и Рождество-Богородичном Санаксарском мужском монастыре.

30 июля – 2 августа 1991 года

Состоялось первое посещение закрытого города Арзамаса-16 Святейшим Патриархом, приуроченное к переносу мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево. Оно сопровождалось огромным стечением жителей закрытого города, не имевшим аналогов ни до, ни после того. Алексий II освятил на Дальней пустынке камень и крест. К приезду Патриарха Алексия II была выстроена и освящена часовня на кладбище – первое храмовое сооружение на саровской земле, где возобновилась церковная жизнь после 1927 года.

В эти же дни на Дальней пустынке был установлен памятник преподобному Серафиму работы В. М. Клыкова. Установкой памятника руководил его автор.

В дни Дивеевских торжеств городской Совет Арзамаса-16 учредил постоянное дежурство своих представителей в Дивеево, на случай организации помощи. Местные газеты подробно рассказали об этих событиях [21, 22].

24 сентября 1991 года

8-я сессия городского Совета народных депутатов г. Арзамаса-16 18-го созыва приняла решение: «Обратиться в Нижегородский областной Совет

народных депутатов с просьбой ходатайствовать перед Президиумом ВС РСФСР о присвоении городу его исторического названия – Саров». (В сентябре 1991 года при голосовании депутатов городского совета «за» название «Саров» проголосовало 89 депутатов из 107, «против» – 10, «воздержалось» – 8. - прим. автора-составителя).

15 октября 1991 года сессия областного Совета поддержала просьбу горсовета г. Арзамаса-16 и ходатайствовала перед Президиумом Верховного Совета о присвоении городу исторического названия Саров [23].

26 сентября 1991 года

В отделе юстиции Нижегородского исполкома областного Совета в закрытом городе Арзамасе-16 зарегистрирован православный приход. Первым настоятелем стал священник Владимир (Алясов), председателем приходского совета –

начальник лаборатории ВНИИЭФ кандидат физико-математических наук

А. В. Кондрашенко.

Сентябрь 1991 года

В соответствии с договоренностью, достигнутой во время визита сотрудников журнала «Наш современник» (По приглашению городской общественной организации «Философский клуб» в Арзамасе-16 в 1991 году побывали сотрудники редакций «Наш Современник», «Литературная Россия» и «Москва». - прим. автора-составителя) в Арзамас-16, в Москве в редакции журнала с участием представителей ВНИИЭФ состоялся круглый стол «Ядерный щит и национальная идея».

Через некоторое время в журнале «Наш современник» была напечатана лишь краткая информация об этом мероприятии [24].

14 июня 1992 года

Приказом директора ВНИИЭФ В. А. Белугина православному приходу передано здание церкви Всех Святых, в котором находился хозяйственный магазин. В ноябре 1992 года на куполе церкви восстановлен крест.

14 июля 1992 года

Верховный Совет РФ принял закон «О закрытых административно-территориальных образованиях», создавший законодательную основу закрытых городов России. В ст. 1 этого закона, в частности, говорится: «Населенные пункты, расположенные в ЗАТО, имеют официальные географические названия и вносятся в соответствующие картографические и иные документы…».

Февраль 1993 года

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освящает возрожденный саровский храм Всех Святых.

Июнь 1993 года

В городском Совете г. Арзамаса-16 состоялся «круглый стол», краткий отчет о котором в местной газете был озаглавлен «Ядерный комплекс будет уменьшаться, как шагреневая кожа» [25].

Некоторые характерные высказывания и предложения, высказанные в ходе обсуждения: «Нам трудно получить информацию от руководства…», «Нам сложно посадить государство за стол переговоров…», «Нужно заботиться о сохранении человечества в целом, а все другие интересы должны отойти на второе место…», «Провести у нас конференцию ВНИИЭФ, ВНИИТФ, Лос-Аламоса, Ливермора, на которой представители ученых и администрации выскажут свои предложения и о развитии научных направлений, и о каких-то организационных мероприятиях, об обмене опытом…»

За многочисленными жалобами и утопическими предложениями оказалось неуслышанным замечание о необходимости информирования общественности России: «Все надежды возлагаются только на верховную власть – президента, Совмин… Остается совершенно неиспользованным ресурс общественного мнения. Его не следует переоценивать, но именно общественное мнение предотвратило поворот северных рек, может быть, оно сумеет предотвратить и разрушение крупнейшего научного центра страны …».

Рупором общественного мнения широкой общественности в дискуссии по проекту переброски северных рек в Среднюю Азию был Союз писателей СССР. Кто мог взять на себя его роль в дискуссии о ядерном наследстве СССР или хотя бы предоставить возможность ознакомить общественность страны

с этой неожиданно возникшей проблемой? Страна была охвачена кризисом власти, и казалось, что все интеллектуальные силы направлены только на политическую борьбу.

 

Июль – август 1993 года

В Дивеево и Сарове отмечалось 90-летие со дня канонизации Серафима Саровского. В торжествах участвовали Патриарх Алексий II, церковные иерархи, руководство ВНИИЭФ, областные и городские власти.

Октябрь 1993 года

Делегация Арзамаса-16 приняла участие в Международном конгрессе «Культура и будущее России» (Москва – Ярославль, 3 – 9 октября 1993 г.). (Состав делегации: А. Агапов, В. Лукьянов, Б. Певницкий, А. Ронжина, Ю. Щербак, Д. Сладков. - прим. автора-составителя). Рабочая группа «Саров–Арзамас-16» конгресса выступила с обращением к творческой и научной общественности России, правительству, министерствам и ведомствам РФ, местным органам власти, предпринимательским кругам: «В настоящее время назрела необходимость решения следующих проблем, имеющих общероссийское значение:

– всесторонняя разработка нравственных, культурных и религиозных проблем, связанных с существованием ядерного оружия, а также проблематикой российской военной культуры;

– практическая помощь в развитии культуры закрытых городов и территорий России, установление постоянных связей между учеными, работниками культуры и образования, жителями этих городов – с творческой и научной общественностью России, деятелями культуры, науки и искусства.

Для решения этих проблем конгресс «Культура и будущее России» предлагает осуществить ряд мероприятий по следующим направлениям:

– возрождение Сарова – уникального центра православной церкви, российской культуры и обороны Отечества;

– культура и образование в закрытых городах России;

– культурное и природное наследие закрытых городов и территорий России».

Было предложено провести под эгидой Совета народных депутатов г. Арзамаса-16 семинар с участием городской общественности, работников культуры, науки и образования, а также представителей конгресса «Культура и будущее России», ряда организаций Москвы и Нижнего Новгорода [26].

Январь 1994 года

Правительство РФ выпустило распоряжение, подписанное вице-премьером О. Сосковцом, которым городу Арзамасу-16 совершенно неожиданно предписывалось использовать во всех картографических и иных документах наименование «Кремлев». Это наименование фигурировало с 1954 года в закрытых документах.

27 марта 1994 года

Одновременно с выборами в городскую Думу г. Кремлева состоялся опрос населения Арзамаса-16 о предпочтительном названии города. За «Саров» проголосовал 71 % участников опроса и только 6,4 % – за «Кремлев».

Несмотря на такие внушительные результаты и мнение российской общественности, первому составу Городской Думы навязывается бессмысленная дискуссия об имени города, городские власти под надуманным предлогом пересматривают и имевшиеся ранее планы установки в городе второго памятника работы В. Клыкова – Георгию Победоносцу. («Некоторые представители городских властей считают, что ветераны Великой Отечественной войны не воспримут памятник Георгию Победоносцу, не пойдут к нему» [27].)

6 – 13 мая 1994 года

Состоялся очередной Международный Конгресс «Культура и будущее России».

Участники конгресса приняли обращение [28].

Июль 1994 года

Состоялся очередной визит Патриарха Алексия II в Саров.

В связи с переименованием города в Кремлев Патриарх сказал следующее: «Для меня непонятно решение переименовать город Арзамас-16 не в Саров (то наименование, которое было присуще ему 290 лет), а в Кремлев. Я думаю, что это не имеет совершенно никакого отношения к городу и ко всем традициям...» [29].

Ноябрь 1994 года

В Москве в Доме Союза кинематографистов России состоялась встреча представителей творческой интеллигенции Москвы и делегации сотрудников ВНИИЭФ «Ядерный щит России: нравственность, идеология, политика». (В тот момент ВНИИЭФ не обладал ресурсами, необходимыми для проведения даже такого мероприятия, и спонсором встречи было СП «Евросиб СПБ». - прим. автора-составителя).

Несмотря на присутствие на встрече большого числа журналистов, информация о произошедшей встрече появилась лишь в газетах г. Арзамаса-16 (Кремлев) [30].

Декабрь 1994 года

Первый номер журнала «Атом», учрежденного ВНИИЭФ, открывается напутствием настоятеля Саровского храма Всех Святых о. Владимира (Алясова) [31].

1–3 февраля 1995 года

Контакты, завязавшиеся на круглом столе в Доме Союза кинематографистов, привели к тому, что представители ВНИИЭФ были приглашены на II Всемирный Русский Народный Собор, состоявшийся в Москве в Свято-Даниловом монастыре. Представители ВНИИЭФ приняли участие в работе секции «Национальная безопасность». (Представители Сарова были на всех последующих ежегодных Соборах ВРНС и на некоторых Соборных слушаниях. Отчеты об участии наших представителей подробно освещались в местной прессе. Газета «Город №» (ее преемник газета «Новый город №») за освещение деятельности ВРНС удостоилась Благодарственного письма митрополита Кирилла. - прим. автора-составителя).

В выступлении заместителя Главы Собора митрополита Смоленского

и Калининградского Кирилла содержалось предложение о целесообразности проведения местных соборов, на которых обсуждались бы местные проблемы.

Предложение была услышано саровскими участниками собора, получило понимание и поддержку настоятеля саровского храма Всех Святых о. Владимира (Алясова).

Представители Сарова были приняты в Нижнем Новгороде митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем и после беседы о целях Саровского Собора было получено его благословение на подготовку и проведение этого мероприятия.

Обращение к горожанам о подготовке Саровского Собора было опубликовано в местных газетах в августе 1995 года [32].

Июль – август 1995 года

21 июля 1995 года Государственная дума РФ приняла закон «О переименовании города Кремлев Нижегородской области в город Саров».

Депутаты Государственной думы РФ проголосовали почти единогласно (при четырех «против» и одном воздержавшемся).

14 августа 1995 года Президент РФ подписал этот федеральный закон.

13 – 14 января 1996 года

Состоялся Саровский собор.

Без сомнения это было важное общегородское событие. С ликвидацией городского Совета общественная жизнь в городе сводилась к предвыборным кампаниям и бесплодным межпартийным перепалкам в местной прессе.

В течение двух дней было заслушано более 10 специально подготовленных и согласованных с организаторами докладов, в которых затрагивались общегородские проблемы. Собрано большое число предложений о перспективных направлениях деятельности. В краткие сроки была издана стенограмма Саровского собора [33].

На соборе было принято решение об учреждении общественной организации «Сарово-Дивеевский собор».

Краткая, и весьма емкая оценка Саровского собора была дана внешним экспертом: «Первая попытка православной общественности закрытого города науки выработать свой взгляд на местные проблемы в их увязке с общероссийскими» [34].

Реакция местной прессы была весьма противоречивой. Это и краткая информация [35], и публично высказанное непонимание происходящего, и сомнение: «Нас задвигают в новую идеологическую колею». «Мастера риторики пытаются убедить нас, что вплотную подходят «последние времена», и претендуют на роль духовных вождей нации. Берутся напомнить нам, в чем основные цели и смысл народной жизни, собираются противостоять нравственному одичанию людей, то есть нас с вами. Бывшие коммунистические идеологи ревностно наблюдали из зала за новыми пастырями…» [36]. И, наконец, активное неприятие и ложь. Эта публикация в газете местной организации КПРФ [37] – яркая иллюстрация трудностей, с которыми сталкиваются попытки «прочерчивать среднюю линию общественного развития».

Обстановка заполитизированности не позволила реализовать многие инициативы, прозвучавшие на Саровском соборе. Например, необходимость привлечения общественности к работе над Уставом города (К мнению общественности городские власти не прислушались, в результате Городская дума первого созыва так и не смогла разработать и принять Устав города. - прим. автора-составителя), учета общегосударственных интересов на территории Сарова, инициативы о внесении дополнений, учитывающих специфику ЗАТО, в Уголовный и Административный кодексы и ряд других.

Большая часть представителей городского руководства, добровольно высказавших согласие участвовать в работе правления Саровского собора, быстро перестала проявлять интерес к деятельности организации. Возможно, какую-то роль в этом сыграл официальный отказ в регистрации Устава Сарово-Дивеевского собора с невнятной формулировкой, пришедший из Нижнего Новгорода.

И в то же время к кому только не обращались некоторые представители руководства ВНИИЭФ и города за помощью. Были, например, даже такие инициативы: «Уникальность закрытых городов Сарова и Лос-Аламоса: концентрация национальной и мировой научной элиты, многолетнее проживание в условиях воздействия малых доз радиации, смена четырех поколений и многое другое, – послужила основанием для обращения главы администрации Сарова Г. Каратаева, министра по атомной промышленности В. Михайлова, заместителя научного руководителя ВНИИЭФ И. Софронова в Международную академию информатизации с предложением об изучении этих городов под эгидой ООН и ее Европейской экономической комиссии. Появление такого обращения руководители МАИ назвали главным итогом своего визита в Саров» [38].

Отметим, что еще раньше Саров и Лос-Аламос были объявлены городами-побратимами.

Отказ Нижегородских властей в регистрации устава Сарово-Дивеевского собора затруднил внесение в проект устава необходимых уточнений, и организаторы приняли решение об участии в деятельности ВРНС в форме не самостоятельной организации, а Сарово-Дивеевского отделения ВРНС.

5 – 6 апреля 1996 года

Представители Сарова приняли участие в Саровских чтениях «Серафим Саровский и духовное возрождение России», организованных в закрытом городе Новоуральске (бывший Свердловск-44), и выступили с докладами: «История Саровского монастыря» (А. Подурец), «Деятельность исторического объединения «Саровская пустынь» (А. Агапов), «Экскурс в историю Серафимо-Дивеевского монастыря» (И. Коноплева), «Возрождение православных традиций. Первый Саровский собор» (И. Жидов). Участники Саровских чтений приняли итоговый документ, в котором, в частности, говорится: «Встречи жителей наших городов, подобные прошедшей в закрытом городе Новоуральске, при учас-тии Русской православной церкви, связанные с духовным наследием преподобного Серафима Саровского, существенно дополняют связи, существующие между нашими регионами. Они должны систематически проводиться и впредь, давая возможность обмениваться опытом в областях духовной и культурной жизни» [39].

29 мая 1996 года

В Саров прибывает делегация Президиума ВРНС, которую возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Общественная организация «Сарово-Дивеевский Собор» официально получает статус Сарово-Дивеевского отделения Всемирного Русского Народного Собора.

Сопредседателями новой общественной организации становятся первый заместитель научного руководителя ВНИИЭФ Р. И. Илькаев и настоятельница Свято-Дивеевского монастыря игуменья Сергия [40].

И вновь публикации в местных СМИ искажают смысл происходящих событий, вновь пытаются оказать давление, например, публикация в газете «Городской курьер» [28], озаглавленная «Осторожно, национализм! Кое-что о соборности»: «Я хотел бы обратить внимание общественности на то обстоятельство, что вокруг Сарово-Дивеевского отделения Всемирного Русского Народного Собора объединились высокие должностные лица нашего города. Хочется верить, что они не поддерживают сомнительную идею объединения русского, а не российского народа».

5–6 августа 1996 года

По инициативе ВРНС в Дивеево проведены соборные слушания «Дивеево – село и монастырь. Сегодняшние проблемы и совместные перспективы развития». «В работе участвовало около 60 человек: саровчане, администрация и жители Дивеево. Слушания проходили в деловой, рабочей обстановке, без каких-либо непримиримых противоречий. Возможно, «дух мирен» сохранялся благодаря присутствию и выступлениям настоятельницы монастыря игуменьи матушки Сергии. За два дня работы прозвучали основные проблемы, волнующие дивеевцев, и были намечены пути решения некоторых из них» [42, 43].

12 ноября 1996 года

В Москве по инициативе Сарово-Дивеевского отделения ВРНС под председательством митрополита Кирилла прошли соборные слушания «Ядерные вооружения и национальная безопасность России». В слушаниях приняли участие ведущие ученые и специалисты, видные политики, общественные деятели, военачальники, представители церкви.

Итоговые документы соборных слушаний направлены в Государственную думу РФ и Правительство РФ.

Сарово-Дивеевским отделением подготовлена и издана книга, в которую вошла стенограмма соборных слушаний и откликов на соборные слушания.

В частности, это позволяет читателю самостоятельно оценить правдивость освещения произошедшего события [44–55].

В настоящее время эта книга стала библиографической редкостью, но рекомендуется студентам при написании рефератов, активно цитируется самыми различными исследователями. Следует отметить, что порой весьма своеобразно и выборочно.

 

30 марта 1997 года

По инициативе Сарово-Дивеевского отделения ВРНС в Сарове проведены соборные слушания «Образование и нравственность». По их итогам общественность категорически потребовала остановить внедрение в саровских школах учебных программ так называемого «сексуального воспитания».

Декабрь 1997 года

Указом Президента РФ № 1300 утверждена «Концепция Национальной безопасности России», содержащая, в частности, следующее положение: «Обеспечение национальной безопасности России включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения». (Это положение сохранено и в новой редакции, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.)

18 – 20 марта 1998 года

По инициативе Сарово-Дивеевского отделения Всемирного Русского Народного Собора в Сарове и Сергиевом Посаде прошли Соборные слушания «Вера

и знание: наука и техника на пороге XXI века».

Слушания открыл Святейший Патриарх Алексий II, в их работе приняли участие президент Российской академии наук Ю. Осипов, министр науки и технологий РФ В. Фортов, церковные иерархи, ведущие ученые и богословы России.

Издана стенограмма слушаний [2]. К сожалению, не удалось документировать работу секций, о содержании этой части конференции можно судить по публикациям в газете «Город №» [56].

Ноябрь 1999 года

Делегация Сарово-Дивеевского отделения ВРНС приняла участие в проведенных в г. Новоуральске Вторых Саровских чтениях на тему «Российская провинция, соборность и их роль в нравственном развитии общества», прошедших при поддержке Фонда В. А. Язева.

7 – 9 марта 2000 года

В Сарове и Москве прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы взаимодействия Русской православной церкви и ведущих научных центров России».

Силами Сарово-Дивеевского отделения подготовлена и издана стенограмма конференции [57]. Выступая на конференции, директор ВНИИЭФ Р. И. Илькаев принес от лица института извинения за разрушения и утраты монастырского наследия и поставил задачу восстановить первый в России и мире храм Серафима Саровского.

Июль 2000 года

На Дальней пустынке преподобного Серафима по инициативе руководства ВНИИЭФ воздвигнута и освящена часовня-алтарь.

31 июля 2000 года

Патриарх Алексий II освятил крест и закладной камень в основании нового храма во имя великомученика и целителя Пантелеймона на территории больничного городка ЦМСЧ-50. Инициатива строительства храма исходила от начальника медсанчасти С. Б. Окова. Организацию строительства взял на себя В. М. Карюк.

Декабрь 2000 года

В Сарове широко обсуждается подготовка к предстоящему празднику – 100-летию прославления Серафима Саровского. Городские и областные власти находят возможность профинансировать строительство нового театрального здания.

30 марта 2001 года

В Сарове под эгидой Приволжского федерального округа организуется попечительский совет по подготовке к 100-летию канонизации Серафима Саровского, куда входят областные и городские руководители, руководство ВНИИЭФ, представители церкви.

Апрель 2001 года

На первом заседании попечительского совета по подготовке к празднованию 100-летия канонизации Серафима Саровского принята программа мероприятий. В заседании приняли участие митрополит Арзамасский и Нижегородский Николай, директор ВНИИЭФ Р. И. Илькаев, бывший директор ВНИИЭФ В. А. Белугин.

9 мая 2001 года

«В Серафимо-Дивеевском монастыре прошла однодневная научная конференция «Духовное наследие Сарова», посвященная жизни, наследию и влиянию Серафима Саровского. В ней участвовали саровчане, нижегородцы, а также внушительная делегация англичан различных конфессий, объединенных любовью к святому Серафиму.

Среди англичан были православные епископы Московской и Константинопольской патриархии, преподаватели кафедры богословия в Кембридже. Епископ Василий, викарий Сурожской епархии, выступил с докладом о том, каким должно быть богословие XXI века [58].

21 июня 2001 года

В Нижнем Новгороде скончался митрополит Арзамасcкий и Нижегородский Николай.

| Оглавление |