Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви

Зачем собор-то собирали?

Панорама. 1996. № 4 (196). 22-28 января.

Л. Ковшова

Хочу поделиться впечатлениями о мероприятии под названием «Саровский собор». Первое и самое яркое - полный зал. Я думаю, и самое понятное. Морозным утром в выходной день людей погнало сюда, конечно же, не любопытство, не желание себя показать и других посмотреть, а боль души и надежда.

А вдруг да можно будет всем вместе что-то изменить в той беспросветной жизни, в которую мы неожиданно рухнули, как в яму?!

Но вот открылся Собор, потекли то горячо, то равномерно-бесстрастные выступления, и зал начал потихоньку рассасываться.

Если смысл Собора был в объединении людей, то, мне кажется, этого не случилось. Просто потому, что объединения ради объединения не бывает. Подобная затея заведомо обречена на провал. Объединяться можно вокруг ясной или общей цели, основополагающей идеи. А ее я либо не увидела, либо ее вовсе не было, либо она была, но являлась «фигура умолчания».

По крайней мере, осталось четкое ощущение того, что меня, как и других в зале, хотят использовать для какой-то неназванной цели. Может быть, это ощущение возникло тогда, когда оказалось, что Саровский собор должен стать частью более общей структуры - Всероссийского Русского Собора, главой которого является патриарх Алексий II. Тот самый, что обещал в 93-м году предать анафеме тех, кто прольет кровь своих соотечественников, а потом - вместо анафемы - обнимался с Ельциным. Тот самый, что в 95-м от лица русского народа, как всегда неспрошенного, приносил покаяние немцам за Великую Отечественную войну (Удивительно долгоживущей оказалась провокация так называемых демократических СМИ, которую растиражировали, как ни странно, их политические противники. А. Поздняев на вопрос из зала ответил следующее: «На третьем Соборе патриарху задавали этот же вопрос и он ответил следующее. Находясь в Германии, мы посетили все места массового захоронения советских солдат и отслужили заупокойные службы. Мы приняли покаяние германского правительства и германской церквей за совершенное немецким народом в годы войны. И по долгу христианина мы принесли ответное покаяние за чрезмерно долгое разделение Германии». - прим. автора-составителя). Может быть, когда А. К. Поздняев, представитель III-го Всероссийского cобора, с гордостью говорил, что на этот собор были приглашены и присутствовали там Лужков, Гайдар, Шумейко и тому подобные деятели, и порицал писателя Василия Белова, который, увидя названных господ, покинул Собор. (А у меня при этом известии тепло дрогнуло сердце: «Мы с Вами, Василий Иванович! Не гоже решать судьбу России с предателями».) Может быть, когда Б. В. Певницкий с жаром утверждал, что в нашем городе «нужен представитель президента» (А. Поздняев ответил на этот вопрос: «Например, Белов ушел из зала, когда на трибуне оказались те, о ком Вы говорили, а Распутин остался». - прим. автора-составителя). Не знаю, что сыграло решающую роль, но для меня лично скорее чувствами, чем разумом, определилось одно, что я этому Собору чужая и он мне тоже.

И не только мне, но и моим детям, друзьям, а, возможно, и тем, кто покинул зал Дома ученых, унеся невостребованные силы и боль души. А жаль...

К. Кондырин. Зачем собор-то собирали?

А вот на этот, вполне логичный и закономерный вопрос Л. Ковшовой после двух дней работы собора и не смогли ничего внятного ответить его организаторы.

Но ведь если собор собирают, значит это кому-то нужно. Нужно настолько, что эта важнейшая весть неоднократно звучала по всероссийскому радио. Это вам не какое-то там заседание совета трудового коллектива Федерального ядерного центра. Это СОБОР.

Правда, соборонование получилось какое-то уж очень странно-однобокое, напоминающее скорее очередную тусовку «научно-демократического бомонда» города в лице перманентного кандидата хоть в какие-нибудь депутаты Б. Певницкого и его верноподданной свиты: В. Анненкова, И. Жидова, Д. Сладкова, подкрепленной на этот раз «орудиями главного калибра» - В. Белугиным, Ю. Завалишиным, Р. Илькаевым, Ю. Трутневым и другими. Чтобы быть поближе к народу, прибыл на собор и глава представительной власти города А. Солодовников. Однако вовсе не эти уважаемые люди были самыми почетными гостями собора. Странно но факт - в центре светского собрания почему-то оказался главный Нижегородский поп Николай (московский патрон которого совсем недавно просил прощения у немцев за беды, причиненные им русскими по итогам второй мировой войны?!).

Что же конкретно обсуждали собравшиеся?

И здесь уже не место иронии. Проблемы, затронутые в выступлениях участников собора, имеют исключительно важное значение.

«Демографической катастрофой» определили ситуацию со здоровьем россиян врачи С. Оков и В. Пономарева. Ежегодно население страны сокращается на 2 млн. человек. Лишь 2 процента женщин города рожают малышей без патологий. Становятся обычным явлением 15-, 14- и даже 13-летние мамаши. Многие из нас не доживут до пенсии, ибо средняя продолжительность жизни мужчин составляет всего 57 лет.

От насильственной смерти ежегодно погибает в два раза больше людей, чем погибло наших солдат за все 10 лет войны в Афганистане. Неуклонно молодеет криминальная среда. Безудержно растет число тяжких преступлений, совершаемых с особым цинизмом унижения человеческого достоинства жертвы. Ах, как радостно екало бессердечное сердце ненавистников всего советского, социалистического, когда молодые недоумки оскверняли маленькую статую В. И. Ленина в парке Зернова! Вот только теперь им самим приходится хорониться от выросших зверенышей за оконными решетками и стальными дверями с хитроумными запорами.

А ведь не так давно, сокрушался на соборе Б. Певницкий, многие квартиры в городе вообще не запирались. Почему же все это стало возможным?

Убедительный ответ на этот вопрос прозвучал в выступлении Т. Левкиной. Он прост: дети сейчас никому не нужны. Нет былой системы работы с неблагополучными семьями. Недавно это было одним из приоритетных направлений деятельности парткомов, профкомов, комитетов комсомола. Побуждаемые парторганизациями, не стояли в стороне и руководители коллективов. Сейчас этого ничего нет. Утеряно, как осторожно выразилась Т. Левкина. Нет, уважаемая Татьяна Ивановна, не утеряно. Намеренно разрушено. Сегодняшние правители России растят новый класс - класс собственников, готовых в любой момент полоснуть клыком по горлу соперника. К сожалению, такого вывода мы не услышали и от организаторов собора. Ну, а что же предложено в качестве лекарства от страшных болезней общества? Закон божий.

Эту мысль в весьма ненавязчивой форме «ввернул» на соборе Р. И. Илькаев, сказав, что главным институтом, ответственным за нравственное воспитание подрастающего поколения, должна стать православная церковь.

С дрожью в голосе и с какой-то рабской согбенностью А. Федоров стал униженно требовать, чтобы отец Николай дал высочайшее благословление на открытие в Сарове мужского монастыря и приказал (!) А. Зубилину ввести в школах города изучение Закона божьего.

Но отец Николай в этом вопросе был более чем осторожен, обратив внимание присутствующих, что подавляющая часть россиян еще психологически не готова к этому, что «ведь только наш президент сразу взял свечку в руки». Нравственность, пояснил он А. Федорову, состоит прежде всего в законопослушании, а закон, как известно, отделил церковь от школы и от государства. Кроме того, следует также уважать чувства неверующих и атеистов.

Собору предшествовало одно событие, весьма тревожное, знаменующее собой новый возможный этап взаимоотношений государства и церкви. В дни празднования Рождества президент Ельцин открыто высказал мысль об идеологической роли православной церкви в переустройстве России. А пикантность-то ситуации состоит в том, что церковь всегда пыталась скрыть глубинную идеологическую сущность религии. «Учение Христа - не идеология», - заученно твердят иерархи церкви. Врете, господа. Шила в мешке не утаишь. Теперь вы затребованы главой государства, ибо без идеологии оно существовать не может.

Становится страшно, ибо практически вся история человечества покрыта обильной кровавой пеной войн, проходивших, как правило, под религиозными знаменами. Да, что там история! А наш, 20-й, век тому не свидетель? Резня армян турками. Последователи учения Аллаха в Ливане убивают друг друга лишь за то, что одни из них шииты, а другие сунниты. Двадцать лет кровавого противостояния католиков и протестантов в Ольстере. Наконец, Югославия. Нужны еще примеры? Их тысячи. Только давайте не будем здесь делать исключения для православия. Не на севере ли Нижегородской губернии кострами пылали скиты староверов? Не своих ли братьев-славян пораскидала по странам и весям наша «веротерпимая» православная церковь всего лишь за то, что кто-то из них был духобором, хлыстом или молоканином? Посмотрели бы вы, какой яростью горели глаза «борца за свободу совести» И. Жидова, сдиравшего с демонстрационных стендов Саровского собора печатные материалы «всяких там кришнаитов»... (Полагаю, что читатель самостоятельно, по совокупности представленных материалов, признает эту публикацию интересным историческим свидетельством. Считаю возможным заметить: кришнаиты избегают контактов и тем более конфликтов с православными, поэтому листовок кришнаитов не могло быть на Соборе в принципе. С другой стороны, я не понимаю сочетания слов «свобода совести». Совесть либо есть, либо ее нет. - прим. автора-составителя).

И лишь скрытый, но очень коварный враг России, с ее многоконфессиональностью, массой межнациональных браков и т. д., может сегодня ратовать за превращение православия в государственную идеологию. Очень хотелось бы надеяться, что этой смертельной опасности для России просто не понимают наши федоровы. И уж совсем страшно было бы предположить, что они сознательно выполняют кощунственный политический заказ - раздробить Россию на 50 рахитичных, но зато независимых суверенных государств.

Конечно же, не обойдено молчанием на соборе то незавидное положение, в котором сегодня оказался ВНИИЭФ. Естественно, что наиболее глубоко все беды прославленного института чувствует и знает Д. Сладков. Это и старение ВНИИЭФ, и скрытая безработица, и расслоение коллектива по уровню доходов, и разрушение былого морального единства коллектива, и т. д., и т. п. Но более похвально то, что Дмитрий Владимирович знает и пути выживания коллектива. Главный из них - это превращение института во Всероссийский центр новых технологий, создание на базе города Сарова этакого «интеллектуального заповедника». А для этого нужно превратить Саров в истинный город образования, в своеобразный инкубатор выращивания российской научной элиты.

Но, Дима, милый (прости мне эту фамильярность), когда ты, наконец, поймешь, что нынешним правителям России не нужен не только Ядерный центр, им наука российская как таковая не нужна. О каких дворцах и храмах науки в Сарове ты грезишь, когда почти 2 млн. подростков России не посещают школу? О каких «интеллектуальных заповедниках» ты говоришь, когда в Японии к 2005 году планируют внедрение обязательного высшего образования, а мы все никак не решим, быть нашему среднему образованию 9- или 11-летним? О каких инкубаторах научной элиты можно рассуждать, когда средняя зарплата сотрудника МИФИ-4, по словам его ректора Ю. Щербака, выступившего на соборе с интересным сообщением, составила в 1995 году аж 200 тыс. рублей?

Здесь впору в набат бить, а ты...

А ты очень ловко вел собор, искусно обходя эти острые вопросы. Но здесь, как назло, под самый конец работы слово попросил московский эмиссар III Всемирного русского народного собора писатель А. Поздняев и... и все испортил. Простите, плевать ему было на все наши саровские проблемы. Эмиссар был деловит: главная задача собора - это создание в Сарове организационной структуры Всемирного русского собора. Зачем? О-о-о! В этом-то все и дело. На носу президентские выборы. Поэтому уже сейчас в недрах своей администрации президент создал штаб по своим выборам. Ну и что, если этот штаб будет работать на народные деньги? Подумаешь, если функции организации выборов для администрации президента не предусмотрены Конституцией. Впервой, что ли?

Именно поэтому в постановляющей части итогового документа собора практически ни одно из предложений выступивших не нашло какой-либо организационной поддержки.

Однако главного организаторы собора не упустили. В документе записали: Саровскому собору войти в организационную структуру Всемирного Русского Народного Собора, создать организационный комитет, получить благословение священника Николая, и... за работу!

Теперь, уважаемая Любовь Петровна Ковшова, Вам понятно, зачем огород городили? Теперь тебе, читатель, ясно, почему о Саровском соборе несколько раз сообщало всероссийское радио (мол, а вы там во Пскове, Тамбове и в Биробиджане чего дремлете)?

Однако, к великому огорчению организаторов, из собора вышел большой ПШИК. А дело в том, что итоговый документ собора так и не был принят. Не принят его единственно возможным демократическим путем - голосованием. Ибо никакого голосования по нему просто НЕ БЫЛО. И вот теперь организаторы собора озадаченно чешут затылки - что же делать?

На этом, собственно, можно было бы поставить точку. Но в голове все время крутится один вопрос: на какие шиши собор собирали. И кто же оплатил весь этот пшик-собор, другими словами, деньги на ветер выбросил? А деньги, по-моему разумению, немалые.

Руководство института на это явно не пошло бы. Ведь за октябрь еще не все остатки выплатили людям, а за декабрь, говорят, вообще ни копейки не давали. Уж третий месяц не платят взносы во внебюджетные фонды. Мы понимаем, это не из-за вредности - денег нет. Неужели вот просто за так собор в ДУ пустили? Тогда молодцы. Скоро и мы туда «за так» на партсобрание попросимся. Уж очень там хорошо. Уютно. Мне понравилось.

| Оглавление |