Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви

Соборные слушания «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий»

Новый Город. 2000.

18-20 марта 1998 года, Москва

(В сокращении)

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, Главы Всемирного Русского Народного Собора

Преосвященные архипастыри, многоуважаемые представители науки, высших органов государственной власти, дорогие отцы, братья и сестры!

Приветствую вас, в очередной раз собравшихся по инициативе Всемирного Русского Собора. Деятельность Собора, как и прежде, направлена на достижение его основной цели: дать нашему народу прочную духовную и нравственную опору в решении проблем общенационального и планетарного масштаба.

В этот раз вы собрались обсудить важнейшие для человечества проблемы развития современной науки и техники. Куда ведет нас расширение научно-тех-нического знания? Во зло или во благо используются плоды, взращенные руками инженеров и ученых? Как сделать, чтобы люди могли своевременно предвидеть негативные последствия тех или иных открытий? Эти вопросы давно обсуждаются как среди широкой общественности, так и в научном мире. Ваше высокое собрание отличается тем, что оно определило одной из своих задач исследование этих сложных вопросов с духовных позиций, подход к выработке православной точки зрения на проблемы, связанные с процессами научно-технического развития.

Это очень важное и своевременное намерение, имеющее большое значение как для всего нашего общества и государства, так и для Русской православной церкви.

Наука и техника - это не только открытия, формулы, изобретения, все новые и новые рукотворные чудеса, которым поистине уже несть числа. Это в первую очередь люди, создатели всего этого богатства, такого привлекательного и нужного, но такого небезопасного. Вопрос о том, что движет этими людьми, определяет их духовную ориентацию, веру, идеалы, очень значим для нас. Ведь по слову Священного Писания, в руке Божией «и мы и слова наши, и всякое разумение и искусство делания» (Прем. 7. 16).

Современную науку и технику часто и справедливо упрекают в том, что их развитие приводит к опасным для человечества результатам. Действительно, очень проблематичны и тревожны возможные последствия научных работ, например, в области генной инженерии или клонирования живых организмов. Неоднозначны результаты распространения современных компьютерных технологий, создания глобальных информационных сетей. Будучи, по видимости, безусловным благом, предоставляющим человеку дополнительные степени свободы, новые технологии также могут вести и к новому порабощению людей, превращению человеческого сознания и личности в объект технологических манипуляций. Опасность подобного развития событий нельзя преуменьшать.

Наряду с этим следует признать совершенно неправильными звучащие иногда призывы к тому, чтобы совсем отказаться от современной техники, насильственными внешними мерами ограничить ее развитие. Ошибочны и попытки объявить всю область научно-технического знания чем-то принципиально враждебным Богу и церкви.

Отказаться от науки и техники сегодня невозможно, да и не нужно. Важно только, чтобы они не служили построению новой вавилонской башни - глобального культа потребления, не вовлекали человечество в порочный круг создания и удовлетворения все новых и новых сиюминутных потребностей, а присущими им средствами способствовали устроению мирной, достойной и справедливой жизни, спасению людей от нищеты, голода, болезней, невежества. Наука должна служить насущным нуждам людей: в этом и заключается ее предназначение.

Вместе с тем данное служение не следует понимать как сугубо утилитарное. В этом высоком собрании не лишним будет вспомнить, что заповедали сегодняшним научным работникам великие ученые прошлого. Цель науки и главный долг ученого - это поиск истины. Поэтому православный взгляд на проблемы науки и техники заключается, в частности, и в том, чтобы отвергнуть многочисленные попытки поставить науку на службу не истине, не потребностям гармоничного устроения жизни, а частным корыстным интересам, в первую очередь, интересам господства и наживы. Мы знаем, что критерий для уверенного отделения зерна от плевел в этой сложной области может дать вера, духовный опыт и духовное водительство церкви. Вот почему такой актуальной представляется тема «Вера и знание», вынесенная в заглавие настоящей встречи.

Ученого, изобретателя, конструктора часто называют «творцом», «создателем». Действительно, их трудами в земном мире появляются вещи, ранее в нем не существовавшие, которые еще несколько лет назад нельзя было даже представить. Это великая ответственность пред Богом и людьми. Ведь Творец и Создатель у мира один. Вот почему посреди своих трудов ученый должен пребывать

в должном смирения и благоговении пред Богом, направляя свои усилия на то, чтобы в меру возможностей содействовать воплощению Божия замысла о мире и человеке. История убедительно свидетельствует: в ином случае всякий ученый, сколь бы талантлив и трудолюбив он ни был, становится легко уязвим для тяжких духовных болезней: гордыни, самомнения, ложной уверенности в неограниченных правах своей научной мысли. Святая Библия предупреждает нас: «Не есть мудрость знание худого. И нет разума, где совет грешников» (Сирах. 19. 19).

Особые проблемы связаны с состоянием отечественной науки и техники. Россия - великая научная держава. Открытия и изобретения, сделанные в нашей стране, стали отправными точками многих ведущих направлений мировой науки и техники. Тяжелый кризис, который переживает Россия в последние годы, привел к существенному ослаблению ее научно-технического потенциала. И надо помнить, что если наша страна в самые короткие сроки не сумеет восстановить былое могущество в этой области, в наступающем столетии она столкнется с серьезными испытаниями. В нынешней ситуации само национально-государственное существование России оказывается неразрывно связанным с состоянием ее науки, образования, высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности. Так что судьба России в наши дни находится во многом в руках людей, которых принято называть научно-технической интеллигенцией. Не только духовная жизнь этих людей, но и их житейские проблемы, душевное состояние, а также патриотизм, готовность мобилизовать все свои таланты и силы для служения Отечеству - все это не может не волновать церковь.

В последнее время с трибуны Всемирного Русского Народного Собора неоднократно звучали весьма актуальные высказывания о важности духовного влияния церкви на всех, кто по своему профессиональному долгу работает

с людьми: учителей, журналистов, творческих работников. Сегодня не меньшее внимание должно быть отдано специалистам, работающим в новейших областях знания, самой широкой научно-технической общественности. И настоящее Собрание - лишь начало многообещающего движения по объединению наших усилий. Люди, создавшие самые современные научные знания и новейшие технологии, нуждаются в прочной опоре - духовной традиции православия. В этом возможный ответ России на те сложнейшие проблемы, которые уже встали перед ней и с которыми она столкнется в недалеком будущем.

В древних стенах Свято-Данилова монастыря я еще раз сердечно приветствую всех вас, священнослужителей и мирян, инженеров и ученых, общественных деятелей, государственных мужей, и призываю благословение Божие на ваши грядущие труды.

Ганичев Валерий Николаевич

Сегодня в этом духовно-освященном месте нашего Отечества - Свято-Даниловом монастыре - открывается Соборная встреча «Вера и знание: наука

и техника на рубеже столетий». Эта мировоззренческая встреча организована ВРНС. Собор стал подлинной платформой, на которой сходятся для обсуждения кардинальных национальных интересов русские люди. Собор ставит перед собой созидательные цели, не являясь ни политической партией, ни политическим движением, а являясь тем местом, где обсуждаются стратегические вопросы бытия русских, ищутся ответы на вопросы эпохи, объединяются усилия для укрепления духовных основ жизни нашего народа.

Сегодня на повестке дня нашей Соборной встречи вопросы веры и знания, непосредственно связанные с поисками ответа на главные вопросы всего человечества, а, следовательно, и нас, русских.

Нас всех пугает, когда лишенные духовных корней, безразличные к нравственности, разнузданные в своих чувствах люди становятся к атомному реактору, пульту управления современным химическим производством, колбам с болезнетворными бактериями, наконец, на вузовскую кафедру.

Многие годы и даже столетия исторические лукавцы, гордецы и шарлатаны, а по церковному - слуги дьявола, пытались отграничить веру от знания, противопоставить науку религии. Ныне пришло время, когда мы можем трезво, без политической и идеологической предвзятости и вульгаризации, рассудительно и полезно для общества обсудить глобальные проблемы соотношения веры и науки, их иерархии, исследовать проблематику духовно-нравственных оснований профессиональной деятельности, этики служения в российской науке, судеб научно-технического и культурного достояния России в XXI веке.

Наука и техника за последнее столетие добились феноменальных успехов. Вера, религия во многих государствах и обществах, в сознании многих людей оттеснились на задний план. Ныне, когда приходит практическая расплата за безнравственность научного, политического и общественного поиска, за ослабление совести, за преступление против духа, нам предстоит по-новому взглянуть на многие мирозданческие, мировоззренческие вопросы.

Наш народ, как и все человечество, расплачивается за высокомерие и нравственную глухоту науки, за бездеятельность власти и равнодушие общества, расплачивается роковыми последствиями Чернобыля, высыханием и загрязнением рек и водоемов, озоновыми дырами в атмосфере, исчезновением многих видов животных и растений.

Природа, обиталище человека, гибнет. Было бы наивно и даже преступно перекладывать трагические экологические и общественные итоги XX века только на науку. Свою долю вины должны взять политики, капитал, церковь и те, кто причисляет себя к творческой интеллигенции. Здесь, как никогда, уместны слова великого философа и ученого России Ивана Ильина. Он писал: «Если священнослужитель мертв в молитве и корыстен в обряде, если художник льстиво служит своим и чужим больным страстям, если ученый излагает выводы в угоду силе и непременно приспособляет научное творчество, то значение этих явлений всегда имеет трагическую глубину. Те люди, которые по своему основному делу стоят ближе всего к итогам духовной значительности, которые взяли на себя непосредственное служение, раскрытие и осуществление самого добра, самой красоты, самой истины, которые добровольно приняли на себя величайшее бремя ответственности, эти люди, если они попирают требования творческой совести, являют поистине величайшее падение, ибо высота их задания и размер их ответственности суть величайшие».

Здесь в зале в основном те, у кого высота задания и ответственность перед людьми суть величайшие. Мы надеемся на откровенный и во многом спасительный для общества и времени разговор.

В нашей встрече участвуют видные ученые, академики, в том числе президент Российской академии наук Ю. С. Осипов, богословы, священнослужители, писатели, представители высшей школы, военные специалисты, государственные и общественные деятели.

В Соборных слушаниях принимают участие представители местных отделений Собора. Особо хотелось бы отметить ученых Сарово-Дивеевского отделения из РФЯЦ-ВНИИЭФ, активно работающих по подготовке уже третьей встречи. По представительности и значимости поставленных вопросов эта встреча вполне может считаться и Пятым Всемирным Русским Народным Собором. Пожелаю плодотворной работы ее участникам.

| Оглавление |