Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Становление отношений Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ и Русской православной церкви

Третье пленарное заседание

Дом ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ, 9 марта 2000 года

Щелкачев Александр Владимирович

Наука имеет общие корни как с магией, которая характеризуется тенденцией к насильственному подчинению и преобразованию окружающего мира, так и с мистикой, стремлением через познание мира и Бога обрести смысл жизни. Сегодняшний кризис науки и основанной на ней техники, обслуживающей потребительскую цивилизацию — новую вавилонскую башню, может быть преодолен только при возвращении к духовным приоритетам. Именно важно, что при возвращении, создании новых концептуальных оснований науки и техники, для чего необходима или по меньшей мере весьма желательна помощь церкви.

Что касается протестантизма, мне казалось, лучше его не выделять. Было бы желательно избежать объявления науки каким-то протестантским продуктом. Если мы будем так говорить, это будет иметь что-то общее со всякими нацистскими концепциями, «немецкой наукой» и так далее. Поэтому второй пункт я бы сформулировал так: изучение связей научного универсализма современного типа с богословскими и философскими концепциями Средневековья, Ренессанса, Реформации и Новейшего времени. Раскрытие возможностей создания еще более мощного универсализма при обращении к православной богословской традиции.

И третье положение. Приветствовать решение Министерства высшего образования о введении специальности «теология» с учетом разнообразных культурообразующих конфессиональных традиций, существующих в нашей стране. Оказать поддержку практическому внедрению этого постановления в жизнь. Объяснять общественности, что действия по изъятию теологии из программ государственного высшего образования и ее замене религиоведением исходят от бывших преподавателей научного атеизма и означают отход от светского принципа поликонфессионализма к атеистическому моноконфессионализму, когда государство признает научным лишь одно мировоззрение, атеистическое.

Иерей Кирилл Копейкин

Одной из приоритетных является сегодня задача восстановления на новом историческом этапе и в новых формах существовавшей прежде связи богословия, философии, фундаментальных наук и различных областей прикладной технической практики. Практическая задача взаимодействия церкви и науки — осознание высшего смысла процессов познания и технического преобразования мира и общества и направление этих процессов к Богу. В этом плане представляется чрезвычайно значимым переориентация фундаментальной науки с проблематики внешнего преобразования мира на познание самого человека, на поиск глубинных соответствий между внутренним универсумом человека и внешним универсумом космоса. Одна из первых задач, которые надлежит разрешить, это осмысление результатов современного фундаментального естествознания и опирающихся на него областей техники в контексте христианской традиции, а также уяснение методологического предела возможностей объективирующего знания современного типа. Эти задачи не могут быть плодотворно решены без создания междисциплинарных церковно-научных центров, без осуществления образовательных программ по специальности «теология» в светских вузах.

Было предложение по поводу совместного научного или координационного совета с участием церкви, Академии наук... Представляется, это должен быть межведомственный научно-координационный совет по фундаментальным проблемам выживания нации.

Скрипка Сергей Георгиевич

Я хочу сказать о межконфессиональном взаимодействии. Это некий вывод из проблемы многонационального и многоконфессионального состава сегодняшней России. Нельзя зацикливаться в рамках только одного вероучения, хотя бы потому, что мы сейчас фактически находимся опять на этапе выбора веры. Для большей части населения любая религия, в том числе и традиционное православие, достаточно далека и непонятна. Само распространение сектантства это показывает, и без возрождения традиционных для России религий мы будем иметь наплыв всех этих тоталитарных сект. Предлагаю внести в итоговый документ следующие тезисы.

Исходя из многонационального и поликонфессионального характера России и учитывая растущую значимость международного сотрудничества научных сообществ, мы считаем необходимым координировать и объединять усилия представителей всех традиционных конфессий России. Конкретно это могло бы выражаться как в согласовании собственных программ от уровня городских общин и до всероссийского уровня, так и в совместном участии представителей всех традиционных религий России в региональных и национальных программах, мероприятиях и проектах. В дальнейшем, если наши усилия по созданию в той или иной организационной форме постоянно действующих координационных и рабочих структур увенчаются успехом, необходимо обеспечить прямое участие и сотрудничество представителей всех этих общин в данных структурах. Кроме того, исходя из несомненного приоритета организационного потенциала и государственного авторитета Русской православной церкви, мы полагаем, что именно ее представители, как миряне, так и церковные иерархи, должны выступить инициаторами межконфессионального сотрудничества в возрождении России и российской науки.

Фадеев Владимир Константинович

Сейчас существует необходимость построения структуры православной церкви по взаимодействию с крупнейшими научными центрами, включая Ядерный центр ВНИИЭФ. Это нужно для самих научных центров, потому что пастырское окормление творческих коллективов смогло бы улучшить внутреннюю атмосферу в коллективах и дать творческий, духовный заряд, который, несомненно, положительно отразился бы на работе. Здесь же нужно отметить, что существует подобный опыт взаимодействия между Русской православной церковью и различными подразделениями российской армии. Отец Константин Татаринцев по этому вопросу уже говорил.

Мы хотим выступить с инициативой, которая уже звучала в этих стенах. Учитывая неоднократные пожелания верующих сотрудников института, физиков-ядерщиков иметь небесного молитвенного покровителя, предложить считать таковым покровителем преподобного Серафима, заступника и молитвенника земли Саровской.

Мы также хотим отметить, что в жизни церкви всегда имел большое значение подвиг мученичества. Страна прошла через большие репрессии, естественно, они не минули и наши края. В связи с этим мы хотим обратить внимание на необходимость углубить историко-архивные исследования времени сталинских репрессий на земле Сарова, чтобы имена людей, сотворивших подвиг мученичества, были занесены в синодик для поминовения, и мы знали, как происходил подвиг мученичества и исповедничества в конце 10-х и в 20-е годы применительно

к Саровской земле.

Мы считаем необходимым предложить для организации успешного взаимодействия между церковью и научными центрами, а также для помощи в воцерковлении той части научной общественности, которая к этому стремится, рассмотреть возможность создания на базе СарФТИ (МИФИ-4) отделения Православного Свято-Тихоновского богословского института. Это пока только набросок, безусловно, такой вопрос должен решаться в диалоге с представителями СарФТИ, с его ректором Ю. П. Щербаком. Кстати, у нас на приходе уже существует опыт чтения православных курсов, которые читаются, в частности, и в СарФТИ. В качестве одного из вариантов можно предложить придать этим курсам статус факультативных занятий в дополнение к существующей физико-технической программе института.

Для поддержки духовной и молитвенной жизни в тех подразделениях, где существует такая потребность, где есть достаточное количество верующих, наверное, возможно открытие домовых храмов, часовен и молитвенных комнат непосредственно на территории рабочих помещений и площадок.

И, проводя ту же параллель с работой священства в российской армии, мы хотим отметить необходимость оформления допуска и пропуска на закрытые площадки для священства, которое будет окормлять творческие научные коллективы. Молитвенное присутствие священника в коллективе смогло бы дать дополнительный творческий заряд для верующих ученых и специалистов.

В отношении проблемы «вера и знание», «наука и религия» мы полагаем, что здесь необходимо вернуться к традиции русских ученых, которые считали: «Наука и религия — суть две родные сестры». Это слова М. В. Ломоносова.

Кондрашенко Алексей Валерьевич

Первое. Присутствие тоталитарных и деструктивных сект в закрытых городах Минатома несет прямую угрозу техногенных катастроф. Необходимо поставить этому законодательный заслон. Думаю, что представители других конфессий также к этому присоединятся.

Второе. Фадеев В. К. уже сказал, и о. Владимир Воробьев говорил утром об открытии здесь филиала Свято-Тихоновского института. Давайте прямо и скажем: необходимо открыть в Сарове филиал Православного Свято-Тихоновского богословского института. А как это технически делать, и кого еще привлекать, это мы решим у себя в Сарове.

Третий пункт дался нам тяжелее всего. Необходимо соглашение между Московской патриархией и Минатомом, в результате которого стала бы возможна просветительская работа православного священства и богословов в закрытых институтах, КБ, заводах. Об этом уже отчасти говорилось по итогам работы второй секции.

Необходимо разрешить закрытым научно-техническим библиотекам иметь в фондах просветительско-богословскую православную литературу. Здесь, кажется, средства могли бы найтись, и у приходов на местах могут найтись отдельные пожертвования. Здесь никакого противоречия нет — в научно-технических библиотеках должна быть качественная богословская литература.

Ну и, наконец, последний пункт. Необходима подготовка и издание просветительской богословской литературы, ориентированной на научно-инженерное сословие. Сейчас такой литературы крайне мало. Очень радостно, что появились первые ростки. Отец Александр Любимов показал мне образцы такой литературы, которую издает их приход, но этого, конечно, недостаточно. Надо это делать на более масштабном уровне, как в качественном, так и количественном отношении.

Протоиерей Владимир Воробьев

Когда я выступал в первый день, я не рассказал о том, что лишь недавно, в феврале увенчалась успехом наша длительная шестилетняя борьба за то, чтобы специальность «теология» была введена в государственный классификатор образовательных направлений и специальностей. Сейчас уже подписано решение Министерства образования о том, что это совершилось. Теперь теология приобрела права гражданства, и сейчас дорабатывается образовательный стандарт, который обеспечит правовую базу для преподавания богословских, можно сказать, христианских наук, в гражданских учебных заведениях. Это, я думаю, довольно значительное достижение, которое сделает дипломы наших университетов конвертируемыми на Западе. До сих пор наши отечественные специалисты в области гуманитарных наук не воспринимаются на Западе потому, что у нас не преподается теология.

Теология — это наука, которая насчитывает, по крайней мере, полторы тысячи лет существования. По существу, это комплекс очень развитых наук, это множество библиотек, это колоссальные сокровища научной литературы, за этим много институтов, университетов, музеев, и в европейских странах, и в Америке. Поэтому, естественно, нам тоже надо иметь эти сокровища науки. Это было отражено в решениях нашей четвертой секции, которые я прочитаю в конспективном виде. Мы думаем, что это нужно, отредактировав, вставить в итоговый документ.

Первое. Выразить озабоченность состоянием нравственности молодежи и детей. Указать на гибельность для новых поколений состояния безверия, отсутствия духовных идеалов, забвения должного патриотизма, любви и благодарности к своей родине, незнания духовных основ национальной культуры, исторических корней национального и государственного бытия.

Второе. Указать на необходимость адекватного изучения христианских наук, истории христианства и, в частности, православия, христианского искусства, культуры, литературы.

Третье. Рекомендовать создание подразделений теологии в образовательных учреждениях (кафедр, отделений, факультетов) с использованием появившейся правовой базы. Это то, о чем я только что сказал.

Четвертое. С целью оказания помощи в организации работы по воспитанию молодежи в духе традиционных в России ценностей, причастности к сокровищам христианской науки и культуры всемерно содействовать созданию пунктов дистанционного обучения, в просторечии — филиалов, Православного Свято-Тихоновского богословского института в Сарове и других подобных центрах России.

Пятое. Использовать имеющийся опыт по созданию православных общеобразовательных школ.

И еще два пункта, которые относятся не к нашей секции, а ко всей конференции.

Обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением вернуть территорию и оставшиеся здания Саровского монастыря Русской православной церкви, сделав это в год двухтысячелетия Рождества Христова и в канун столетия со дня канонизации великого русского святого, почитаемого во всем мире, преподобного Серафима Саровского.

Содействовать введению обязательного курса «Основы христианской этики» во всех учебных заведениях, где доминирует христианское по происхождению население.

Создать православную школу сразу — трудно, для этого нужны и кадры, и много всего другого, но мы думаем, что это чрезвычайно важное направление деятельности. Просто нужно начинать это делать. Можно было бы прямо написать, чтобы это не волновало представителей других конфессий, что создавать такие школы необходимо в соответствии с конфессиональной принадлежностью большинства учащихся. Это могут быть исламские школы, могут быть и другие... Но надо сказать, что в других конфессиях с этим гораздо все лучше, там все это уже есть и особых проблем не возникает. Основные проблемы возникают в связи с созданием православных школ.

В Москве нет никаких проблем с созданием государственных, подчеркиваю, государственных еврейских школ. У нас там четыре государственных еврейских школы. В то время как православные школы в лучшем случае негосударственные. У нас есть негосударственная православная школа, но создать ее стоило огромного труда, она существует без бюджета, без государственного финансирования. В то время как четыре иудейские школы без проблем существуют на бюджете. Точно так же и в высших учебных заведениях. Существует не вполне, может быть, официально, но фактически существует факультет при МГУ, который просто готовит мулл. В то время, как по Конституции там запрещается преподавание религии и так далее, факультет существует. Это объясняется просто тем, что он оплачивается Арабскими Эмиратами, и все законодательство, все конституционные препятствия при этом легко обходятся. А вот создать какое-то православное образование, даже в пределах, допустимых законом, сегодня оказывается очень трудно.

Недоступ Александр Викторович

Возможно, многовато, но тема очень острая, поэтому, позвольте, я прочитаю то, что у нас получилось.

Участники конференции считают высшим моральным приоритетом самоотверженную работу ученых над созданием, совершенствованием и поддержанием боеспособности современного оружия, обеспечивающего сохранение военного паритета, защищающего высшие интересы народа России, его жизнь в настоящем и будущем, возможность материального и духовного развития. Вся так называемая пацифистская деятельность исходит из кругов, недооценивающих последствия остановки разработок современного оружия России или непосредственно заинтересованных в ослаблении государственной и военной мощи России, в ее подчинении интересам мировой закулисы.

Участники конференции считают недопустимым целенаправленное отвлечение от своих обязанностей под воздействием представителей зарубежных стран научного и производственного потенциала атомных закрытых городов, созданных на средства народа России для решения важнейших государственных задач по обеспечению обороноспособности и независимости нашей страны. Вместе с тем, сохранение и развитие Россией своего мощного ракетно-ядерного потенциала как оружия сдерживания является сильнейшим фактором стабилизации в мире, предотвращающим сползание к губительной для мира однополюсной системе.

С этих позиций порочной и губительной не только для России, но и для подавляющей части населения нашей планеты, является так называемая концепция безъядерного мира, развязывающая руки потенциальным агрессорам, претендующим на установление мирового диктата. Недопустимо призывать к безъядерному миру без ограничения на обычные вооружения, которые ликвидировали бы монополию сил в обычных вооружениях одного государства или группы государств до появления в мире нового стабилизирующего фактора, который был бы не менее эффективным, чем ядерное оружие.

Участники конференции считают также недопустимым ратификацию договора СНВ-2 ввиду его несимметричности и предоставления больших односторонних преимуществ США. В сложившейся ситуации следует коренным образом пересмотреть договор СНВ-2, а не вести переговоры об СНВ-3. США ежегодно ставят и решают вопрос об обеспечении надежности своих ядерных сил, о готовности начать ядерные испытания независимо от мнения других стран, и сохраняют возможность их проведения. Мы считаем необходимым ежегодно обсуждать в Правительстве и Федеральном собрании России вопрос о целесообразности начала ядерных испытаний, а также иметь соответствующую готовность к их проведению.

Участники конференции считают необходимым сохранение высокого патриотического и морально-нравственного потенциала ученых, работающих над созданием современного оружия. В этом отношении является жизненно необходимым расширение их контактов с Русской православной церковью как исторически исконной носительницей высших духовных ценностей, традиционных для народа России. Чрезвычайно важным является для церкви возврат принадлежащих ей храмов и помощь в их воссоздании. По тем же причинам абсолютно оправданным является недопущение проживания и работы в закрытых городах представителей тоталитарных сект и других деструктивных организаций, а также особо опасных преступников и рецидивистов, что требует соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации.

В этой связи участники конференции поддерживают деятельность совета по биомедицинской этике при Московской патриархии. Мы убеждены, что лишь постоянное сотрудничество ученых медиков, врачей, биологов с Русской православной церковью и взвешенная оценка предполагаемых исследований с позиций православной этики может быть гарантией от злоупотреблений, циничных экспериментов над людьми, основой праведного врачевания.

Участники конференции поддерживают новую редакцию Концепции национальной безопасности РФ, особенно ее части, где говорится о необходимости сохранения и совершенствования ядерной мощи России. Вместе с тем мы с тревогой констатируем, что в этом документе недостаточное внимание уделяется преодолению крайне негативных тенденций в сфере демографических процессов, имеющих место в стране в последние десятилетия. Это продолжающийся процесс вымирания народа России, высокая заболеваемость населения. Необходимо внесение таких изменений в Концепцию национальной безопасности РФ, которые бы намечали реальные пути по выходу из демографического кризиса, создающего прямую угрозу безопасности России.

Мы оцениваем это явление также с религиозной точки зрения. В связи

с огромной ролью России в современном мире как единственной великой державы, нравственные ценности которой традиционно основываются на православии, в отличие от утилитаризма и потребительского сознания западной цивилизации, вымирание народа России и утрата экономической и политической самостоятельности будет означать победу концепции униполярного мира с неизбежным протекторатом США.

Это основная часть нашего резюме и, кроме того, есть еще три дополнения, не имеющих прямого отношения к нашей секции.

Для решения целого ряда проблем, жизненно важных для нашей страны, в частности, для обеспечения нравственной поддержки разработчиков ядерного оружия и всех тружеников оборонной отрасли, ВРНС и Русской православной церкви необходимо иметь свою светскую газету, чтобы она давала читателю достаточно полную и правдивую информацию по самому широкому кругу вопросов, чтобы она стала массовой, семейной. Для тех же целей необходимо последовательно и неотступно добиваться своего телевизионного канала. Мы считаем необходимым создание всероссийской ассоциации православных ученых во имя преподобного Серафима Саровского, о чем уже говорилось.

Жидов Игорь Георгиевич

Мне показалось, что наша конференция вправе поручить оргкомитету, возможно, вне рамок итогового документа, сделать обращение, возможно, и не одно, по поводу ситуации вокруг храма Серафима Саровского. Обращение к российской общественности, обращение к горожанам Сарова. Эти обращения должны отличаться. И мне показалось важным подчеркнуть в итоговом документе момент, который затрагивался на нашей конференции: если наука и религия находят общие точки соприкосновения и взаимно полезны, то современная российская культура бросает нам вызов — и науке, и церкви. Мне показалось возможным и полезным появление такого документа как обращение нашей конференции к деятелям российской культуры. Есть к ним и социальный заказ: показать проблемы современной российской науки, проблемы современной науки и религии. Помню, был такой эпизод на одной из наших первых встреч с российской интеллигенцией. Мне, физику-ядерщику, приехавшему из Сарова, кричали из зала: «Ты порождение Берии, мы с тобой говорить не хотим!» Я ответил им: «Как так, порождение Берии? А кто фильм „Девять дней одного года“ снимал, а кто такие книги писал как „Иду на грозу“? Берия? Это не Берия, а вы меня в Саров загнали бомбу делать. Это вы меня как физика породили, а теперь от своего чада отрекаетесь!» Они задумались, и начали обсуждать спокойно.

И мне кажется, одни только ученые, как ни странно, не могут нести всю ответственность за последствия технического прогресса, за то, что именно они делают. Часть этой ответственности несут и деятели культуры. И мы к ним — своим собратьям и оппонентам, возможно, должны сделать совместное обращение: Русская православная церковь и ученые обращают внимание на важность проблемы современного состояния российской культуры.

Белов Петр Григорьевич

Первый и второй вопрос: «Зачем сотрудничество церкви и науки?» Если интерпретировать научные центры как мозги нации, а нашу православную церковь — как совесть нации, то нужна консолидация усилий для мобилизации всей нации на самосохранение. Нужна национальная идея национального самосохранения. Что говорить о народах России, о занимаемой нами территории, о нашем укладе духовной и общественной жизни. Действительно, если народы — это цель самосохранения, то территория — это источник наших ресурсов, наших потребностей, а уклад духовной и общественной жизни — это способ удовлетворения наших потребностей.

Давайте проанализируем нашу Концепцию национальной безопасности, что там сказано и по каким вопросам. Там бессмысленный перебор угроз, вызовов и прочего. Где конкретные меры по сохранению народов? Здесь уже говорилось о демографической ситуации, но в Концепции вы ничего этого не найдете. Где конкретные меры по сохранению уклада духовной и общественной жизни? Появились некоторые призывы, но не более того. Здесь это уже подчеркивалось.

Идет борьба за сознание нации, идет война. СМИ ломают волю нации к сопротивлению. Проанализируйте, что нам преподается. Нужны очень конкретные и серьезные меры по этому вопросу.

Я хотел бы поделиться своими впечатлениями о работе первой секции. Это субъективное, частное мнение. Я согласен с коллегой Жидовым, что там преобладало неуместное эстетство. Там было много времени уделено выработке новой методологии, якобы — прежняя себя исчерпала. Действительно, системного подхода у нас не было.

Я хотел бы поделиться своими впечатлениями и о пятой секции. Пришел туда и увидел, что разработчиками ядерных вооружений обсуждались не нравственные проблемы разработки ядерных вооружений, а нравственные проблемы биоэтики. Это важно, но это неуместно. Коллега передо мной выступал. Зачем ему подписываться под этими проблемами? Я не знаю, может, руководство и подпишет, покажет свою компетентность в этих вопросах. Ну что, ядерным центрам делать нечего, как только этим заниматься? Нужны системные подходы, которые покажут, куда наши усилия должны быть направлены. На что. На то, чтобы обратить внимание нации, обратить внимание Президента, руководства на необходимость крайних и неординарных мер. Именно мы должны стимулировать решительный поворот к спасению.

И последнее. Иллюстрация того, что я наблюдал на секциях несистемность. Когда я пытался поднять вопрос о нравственных проблемах разработчиков ядерного оружия, мы ведь приехали к вам в Ядерный центр, я попытался показать, может, полушутя упрекнуть: как вы можете результаты своего труда носить на носителях типа железнодорожного ракетного комплекса и так называемого наземного мобильного «Тополя», на которые нас сориентировали. В течение восьми лет ракетные войска идут по ложному пути развития. С помощью этой схемы я хочу показать несостоятельность такого способа базирования...

Я хочу поддержать предложение о включении в Совет безопасности Святейшего Патриарха.

Я хотел бы просить участия директоров научных центров в работе научного совета при Совете безопасности, вместо разного рода Карагановых, Кокошиных, Роговых. Именно там формируются идеи.

Мохов Вячеслав Николаевич

И программа наших работ, и высказывания многих лиц говорят о том, что все понимают: недостатком деятельности собора и других подобных организаций является малая конкретность.

Вот и сейчас мы находимся в Ядерном центре, специалисты по ядерному оружию принимают в конференции активное участие. И я не знаю ни одного специалиста по ядерному оружию, который бы не возражал возмущенно против СНВ-2. Доводы всем известны. Жидов сказал, что это обсуждали медики. Нет, это обсуждали физики, которые имеют отношение к ядерному оружию.

Жидов Игорь Георгиевич

Я обращаюсь к В. Н. Мохову. У вас есть возможность профессионально выступать в министерствах, главках, но не следует требовать подписи у священников по нашему конкретному делу. Нам нужно овладевать информационными технологиями. А это один из примеров, когда мы и вопрос не решаем, и подставляем своих пастырей под критику, прося их подписаться под профессиональной рекомендацией: «Батюшка, подпиши, что СНВ-2... и так далее». Не надо подписывать.

Второй пример из той же серии. Позвольте, я встану на защиту Святейшего Патриарха. Вводить ли Святейшего Патриарха в Совет безопасности? В крайнем случае, уместно было бы обратить внимание Отдела внешних церковных сношений на то, что возникает необходимость в расширении его деятельности, и только после тонких, конфиденциальных бесед и обсуждений рекомендовать на соборе, а не у нас, не на конференции, участвовать, например, владыке Кириллу в работе Совета безопасности. Не дело Патриарха, молитвенника России, терять время и здоровье, слушать глупости, которые там происходят, возлагать на него такую дополнительную нагрузку.

Протоиерей Владимир Воробьев

В отношении Патриарха сказано совершенно правильно. Я не буду говорить о том, что он достаточно пожилой человек, а нагрузка его превышает возможную и для молодого. Так что это для него просто непосильно.

Но, кроме того, я бы сказал, это и не его дело. Понимаете, Совет безопасности — это какой-то консультативный орган. Там должны быть профессионалы. А Патриарх у нас — это, по существу говоря, этнарх, это авторитетный глава нации, и вводить его в Совет безопасности, в качестве какого-то чиновника... Это странно, это не соответствует его положению в нашем государстве, в нашем народе. Так что это предложение ни в коем случае нельзя помещать в наш итоговый документ.

Что касается общих утверждений типа иметь надлежащие информационные технологии, это мы подписать можем. Подписывать ли конкретные рекомендации по типам вооружений — «Тополь» или еще что-то? Я не знаю, не в курсе. Я думаю, для священников не обязательно разбираться в видах вооружений. И это было бы неправильно.

Обсуждался вопрос о покровителе ученых, которые занимаются ядерными вооружениями. Так формулировать вопрос было бы неправильно и не нужно. Взять и объявить покровителя атомной бомбы и ядерных вооружений. Здесь, в Сарове понятно, о чем речь. Но когда это будет вынесено на широкое обсуждение, когда это услышат люди, которые никогда в Сарове не были, вашей здешней обстановки не знают (а мы ее почувствовали немножко, нам понятно, что вы хотите сказать), это будет просто анекдот, понимаете, это будет предметом многих издевательств. Преподобный говорил: «Стяжи мир и вокруг тебя спасутся», — и мы его объявляем покровителем атомной бомбы. И будут издеваться над всем нашим документом.

Надо сказать по-другому. Мы работали в Сарове. Естественно, мы молимся преподобному Серафиму Саровскому о том, чтобы наша работа была на пользу Отечеству, помогла обрести мир. В акафисте замечательно сказано: «...Отечеству нашему щит и ограждение...» Это имеет духовный смысл. И этот духовный смысл постарались уничтожить те, кто уничтожил монастырь, кто унес отсюда мощи, кто гнал нашу церковь. Этот духовный смысл они постарались уничтожить. Хотя это невозможно, он все равно остался в мире. Так вот, по воле Божией получилось так, что даже здесь, где все уничтожено, получилось — «щит и ограждение». В другом, правда, смысле, в том смысле, который сейчас возможен для живущих здесь ученых. Быть «щитом и ограждением» в молитве мы пока не можем, но работать над оружием, которое будет ограждать Родину, мы можем, и отдаем на это все силы. И действительно, получилось так, что ваша работа — «щит и ограждение» для страны, но в другом смысле.

Первушин Виктор Николаевич

Нехорошая тенденция — смешивать православную церковь и обком партии. Дело в том, что цель обкома партии — создание царства на земле. А Иисус Христос был распят за то, что отказался быть царем земного царства. Есть хорошая тоненькая брошюрка митрополита Антония Храповицкого «Иисус Христос и еврейская революция». Там хорошо проводится сравнение. Церковь — это царство небесное, а царство небесное внутри нас есть. Это ведь мир душевный. Хотите обрести мир душевный, вас беспокоят эти вопросы — идите в церковь. Вот и все. От церкви надо требовать умиротворения от всех страстей. А вы требуете, чтобы церковь возглавила победный путь к земному царству.

Диакон Николай Лызлов

Несколько слов по теме. Действительно, не дело церкви заниматься конкретными проблемами, в том числе и вооружениями. Но не надо забывать, что мы собрались не на Собор Русской православной церкви. Организация, от имени которой мы сейчас выступаем — это Всемирный Русский Народный Собор. В его названии не упоминается ни православие, ни церковь. Вот это, как раз, к вопросу о технологиях.

Да, действительно, церкви в ее полноте, поместному собору, скажем,

и не нужно выступать по конкретному вопросу о типах вооружений. Но мы, миряне, собравшиеся с участием церковнослужителей в одну из общественных организаций, от имени этой общественной организации вполне можем высказаться (при этом я не говорю конкретно об СНВ-2). Вот это и есть информационная технология. Такие организации типа Всемирного Русского Народного Собора, которые сами не являются церковными ни в юридическом, ни в каком отношении, и должны стать буфером, используя который священноначалие может выступать, если захочет, конечно, по каким-то вопросам. Не от церкви, а от церковного объединившегося народа. От имени Всемирного Русского Народного Собора можно выступать и по конкретным вопросам земной жизни.

Щелкачев Александр Владимирович

Конечно, не подобает священникам, да и всем остальным, выступать

по вопросам, которых они не знают. Но надо с уважением отнестись и к мнению специалистов, которых этот вопрос беспокоит. Вполне могли бы все, в том числе и Всемирный Русский Собор, указать на необходимость того, чтобы специалисты, прежде чем будет окончательно решен вопрос об этом договоре, могли по СМИ ознакомить со своим мнением население и всех тех, кто будет решать этот вопрос. Надо потребовать полного ознакомления, надо отметить, что большая часть специалистов этим договором обеспокоена. Так, как церковь, например, когда решается вопрос о подлинности мощей, говорит о необходимости более подробных исследований, потому что есть беспокойство. И надо указать, что беспокойство есть и что необходимо провести детальные дебаты.

И еще по поводу заступника-покровителя. В Русской православной церкви у каждого человека не обязательно должен быть лишь один покровитель. Это складывается из духовной молитвенной практики. И поэтому можно просить благословения преподобного Серафима, но покровителей может быть и два, и больше.

Незнамов Василий Петрович

Я хотел бы сменить тему разговора, поскольку здесь собрались представители науки и представители священства, церкви. Не секрет, что в последние годы мы живем в эпоху падения нравственности и расцвета псевдонравственности, и в то же время — в эпоху расцвета псевдонауки. Но в тех предложениях, которые здесь прозвучали, как-то нет призыва к миссионерству. А когда я был на первом заседании секции, которую вел о. Владимир Воробьев, мне очень понравились яркие примеры миссионерства. В том числе то, что делается сегодня. Например, создание Свято-Тихоновского богословского института — это яркий пример подвига миссионерства в сегодняшнем мире. Или создание православных школ. Группы миссионеров, которые исколесили Якутию, Камчатку, весь наш Север. Все это тоже примеры. Но с другой стороны, и с ученых никто не снимал ответственности за миссионерскую деятельность, направленную против псевдонауки. А ведь помните, в нашем Ядерном центре у многих стояли стаканы, которые Чумак и еще кто-то «освящали» и «заряжали» по телевидению. Это же не секрет. Это яркий пример упадка науки и расцвета псевдонауки. Мне хотелось бы, чтобы в наших итоговых документах был призыв к объединению церкви и ученых в миссионерской деятельности против лженауки, против псевдонравствености.

Недоступ Александр Викторович

Несколько слов по поводу полемики на пятой секции. Тема данной конференции «Проблемы взаимодействия Русской православной церкви и ведущих научных центров России», а не взаимодействия Федерального ядерного центра и Русской православной церкви, поэтому мы и сочли возможным говорить о биоэтике и биомедицинских технологиях, которые убивают людей и физически,

и духовно. И я прошу выйти за рамки Сарова, и адресовать свои слова русским людям, живущим под угрозой не только возможной радиации, но и постоянного физического уничтожения, которое делается с ведома медицины.

Этому надо противостоять. И коллега, который был 20 минут на нашей секции, почему-то сделал вывод, что мы говорили только о биомедицинских технологиях. Мы заседали три дня и примерно 90 % времени посвятили проблемам ядерного оружия, а 20 минут уделили биомедицинским технологиям. И почему это вызывает такое неприятие?

Мы будем говорить везде, где только можно. И я считаю себя вправе и здесь говорить об этом тоже. Если это не воспринимается в одной среде, нужно идти в другую, в третью. Говорить об этом, кроме как в среде ученых, верующих, патриотов, — негде. Это первое.

Второе. Об информационной войне. Вопрос был поставлен так: «Могут ли православные участвовать в ведущихся сейчас информационных войнах?» Могут, конечно.

«Могут ли использовать в своих целях применяемые „грязные“ методы и средства?» Нет, не могут. Не всякие средства можно использовать. Ну что сделаешь, не всякие. Доренковские и энтэвэшные методы на свое вооружение мы брать не можем. Мы не такие. У нас другие средства. Не все, что они берут на свое вооружение, можем брать мы.

В отношении введения Святейшего Патриарха в Совет безопасности. Эта идея родилась на медицинской секции Рождественских чтений. Мы недоучли, конечно, возраст Патриарха. Но наше предложение было не только о Патриархе, но, может, и о лице, обладающем и духовным, и медицинским образованием. Ну, например, о таком, как владыка Константин. На эту публику в Совете безопасности нужна нравственная управа, там должны находиться один, двое, трое, имеющие совесть, являющиеся для остальных нравственной уздой. Вовремя остановить, подсказать, что нравственно, что безнравственно. Политики-то могут сделать все, что угодно, а надо понять, что можно, а что нельзя. В Совете безопасности нужен наш духовный представитель. Пусть он будет молодой, красивый, образованный, но он должен быть. А Святейшего Патриарха просить, может быть, действительно неразумно, я согласен.

Иванов Владимир Александрович

В отличие от некоторых утверждений, мне показалось утром, что у нас нет какого-то антагонизма секций, нет разброда и шатаний. Наоборот, меня поразила степень нашей симфоничности. Все отдельные партитуры складываются в единый концерт, в совместное звучание. Аспекты отражены разные, а направленность одна и та же. И о. Владимир утром говорил, и после обеда я слышу: «Наша инертность виновата... Мы не успеваем на потребу дня со своими разработками...»

У Бруно Ясенского есть эпиграф в книге «Человек меняет кожу», не помню, это его собственное или он у кого-то позаимствовал. Звучит он так: «Не бойся врагов своих, самое большое зло, которое они могут тебе причинить — это убить тебя. Не бойся друзей своих, самое большое зло, которое они могут тебе причинить — это предать тебя. Бойся равнодушных, потому что с их молчаливого согласия происходят все убийства и все предательства в мире». Мне кажется, если эта мысль нашла отражение в документе, это хорошо. Если же нет, хорошо бы, чтобы она там была.

Относительно нашей собственной ответственности за развитие идей. Я не слышал после обеда того, о чем мы говорили — о необходимости общего языка общения, минимальной базисной осведомленности сторон о воззрениях и концепциях друг друга. Иначе мы будем разговаривать как глухой со слепым. Вряд ли это будет продуктивно.

Я согласен с прозвучавшими мыслями о том, что нам надо очень четко различать научные и квазинаучные концепции и течения. Это совершенно необходимо. Потому что наука — только тогда наука, когда делает удовлетворительные аппроксимации в приближении к объективной истине. Если она этого не делает, то она — не наука, а какая-то имитация науки. А имитация науки часто бывает весьма целесообразна коммерчески, и поэтому этого нужно всячески избегать.

В документе, который я видел утром, фигурирует только Российская академия наук. Мы, чтобы различать, еще с прошлых времен называем ее «большой». А остальные — маленькими. Но «большая» академия — это сосредоточение максимум половины научных сил страны. Значительная часть научных сил рассредоточена по вузам, ведомственным академиям, научным центрам, по Минатому и так далее, поэтому упоминание только лишь Президиума РАН кажется мне зауженной трактовкой.

И, конечно, проповедь веры. Я хотел бы, чтобы мы действовали по принципу: «Идите и учите народы».

О вундеркиндах и элитарных школах для талантливой молодежи. Опыт был всякий, и положительный, и отрицательный. Зачастую такие школы превращались в рассадники касты избранных, элитарных личностей, которые становятся не столько гениями, сколько нахалами, простите за грубость. Этого надо избежать.

И, наконец, речь шла о восстановлении и строительстве новых храмов. Я полностью это поддерживаю, но нужно чтобы храм не был стенами, а был Храмом. Надо, чтобы там были служители Божии. Надо уделить внимание образованию не только священнослужителей, профессионалов с мирской точки зрения, но и околоцерковного народа. Иначе мы со своей миссионерской деятельностью застрянем, забуксуем.

Протоиерей Дмитрий Смирнов

Есть вещи, о которых нужно говорить как можно чаще и по разным поводам. Мне кажется, что у нас должна прозвучать фраза о состоянии семьи у нас в России, о том, что приоритетом государственной политики должно стать поощрение семьи как таковой. Потому что редкостью становится нормальная добрая многодетная семья. Это первое.

Второе. Владимир Ильич Иванов сказал: «Можно воспитать не гениев,

а нахалов». Я знаю о таких перерождениях в ряде московских школ. Тем не менее, эффект от того, что там собирались сами по себе замечательные люди, выдающиеся в разных направлениях, не только в математике, давало вполне определенный эффект для дальнейшего развития. Мне кажется, в Сарове создание такой школы было бы очень уместно.

Третье. По поводу введения Патриарха либо «молодого-красивого» в Совет безопасности. Понимаете, мне эта идея нравится только по одной причине — она говорит о нашем здоровом романтизме. Мы плохо понимаем, что реально существует на свете. Например, митрополит Ювеналий был в комиссии по идентификации останков царской семьи, и его вообще никто ни разу никуда не приглашал, и мнения его никто никогда не слушал. То же самое было и по храму Христа Спасителя. Там есть представитель церкви, но лишь как свадебный генерал.

И в данном случае будет то же самое. Нужно честно представлять — церковь пользуется авторитетом в народе. А для чиновника имеет значение только чистый прагматический интерес. Так что это предложение утопично. Я говорю на основе своего опыта, потому что находился близко.

Куприянов Вячеслав Глебович

У меня замечание к заявлению, которое было утром. Не хватает в этом собрании гуманитариев, и на будущее хорошо бы было обеспечить их присутствие. Появился тезис, кажется, у Владимира Махнача: «Науки должны быть не иные, как...» По отношению к наукам не должно быть: «Науки должны быть не иные, как...» Иначе у нас появится особая православная логика, которая отличается от аристотелевой, от буддистской... Некоторые высказывания нужно либо корректировать, либо обсуждать. Со своей стороны, я бы мог порекомендовать гуманитариев, которые занимаются информационными технологиями. Они помогли бы нам разобраться в идеологических спорах, в которые мы, так или иначе, вмешиваемся.

Илькаев Радий Иванович

Подошло к концу наше итоговое заседание. Вы прекрасно понимаете, что даже после самого прекрасного заседания всеобщего счастья не будет. Самое главное, что мы после каждого обмена мнениями делаем пусть небольшой,

но шаг в том направлении, куда мы хотим. И я думаю, что здесь такой шаг сделан.

К сожалению, я не мог присутствовать на секциях, но мои коллеги мне уже рассказывали об очень интересных беседах. И сейчас я с огромным удовольствием слушал ваши выступления.

Думаю, что к итоговому документу нужно подойти очень осторожно и аккуратно. Я прекрасно понимаю Владислава Николаевича Мохова. Вне всякого сомнения, он прав как специалист в своей оценке договора СНВ-2. И все знают о том, что это за договор. Не думайте, что нашей точки зрения никто не знает. Нашу точку зрения мы обсуждали и докладывали многократно, и все о ней прекрасно знают. Но вписывать нашу профессиональную точку зрения в решение этой конференции, я думаю, не следует.

Наша цель — объединить ученых и церковь для того, чтобы мы решали принципиальные задачи в интересах нашего народа и государства, создавать вокруг собора ядро нации, которое может повести нас вперед. И ни в коем случае не создавать в обществе источник нового раздражения, источник новых споров.

Позицию, безусловно, нужно формулировать, и она формулируется. Но в решениях конференций, подобных сегодняшней, этого не надо делать ни в коем случае. Так, с Моховым, например, я согласен, а вот с выступлением г-на Белова о том, что подвижный комплекс вреден, я не согласен. Я лично изучал эти вопросы. И, по моему мнению, в сравнении с подводной лодкой, начиненной соответствующими боеприпасами, подвижный комплекс дешевле, может быть, на порядок и существенно лучше по безопасности.

Вопросы эти совершенно конкретны, и вовлекать в сферу нашей профессиональной деятельности ученых другого профиля и церковных деятелей, я считаю, было бы неправильным. А что касается образовательной части, расширения преподавания гуманитарных знаний, я считаю, здесь были прекрасные предложения, которые должны войти в решения конференции. Мне кажется, здесь было очень много толковых практических предложений, и их обязательно нужно вписать в решения. Сразу все не получится, но шаг в нужном направлении будет сделан.

Мне кажется, что саровская часть нашей конференции прошла очень интересно, что основная задача, которую мы ставили, выполнена. Дай Бог, чтобы и следующее заседание в Москве прошло так же деловито и конструктивно.

Спасибо вам всем за участие, за то, что вы приехали к нам в институт,

в Саров. Приезжайте к нам почаще.

| Оглавление |