Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Саров православный

Потаенное Православие

    Двадцатые и тридцатые годы прошлого века стали временем небывалых по размаху и жестокости гонений на Православие в нашем государстве. Закрывались монастыри и храмы. Репрессиям подвергались священнослужители, монашествующие и простые миряне. В марте 1927 года комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) приняла решение о ликвидации Саровской обители. И вскоре из монастыря вывезли мощи преподобного Серафима, братия частью разошлась, а остальные были рассеяны по тюрьмам и ссылкам. В дальнейшем монастырская территория использовалась новыми властями для различных целей. Здесь разместили детскую трудовую коммуну, а затем саровская земля стала частью лагерной системы ГУЛАГа. В 1938 году в Сарове был создан машиностроительный завод. Все это время православные паломники продолжали приходить к святым местам в его окрестностях, связанным с молитвенными подвигами преподобного Серафима Саровского.

    Коренные перемены в судьбе монастырского комплекса произошли в сороковых годах ХХ века, когда здесь организовали секретный объект для разработки ядерного оружия. В 1947 году постановлением Совета Министров СССР объект был отнесен  к особорежимным предприятиям с превращением его территории в закрытую зону. Крестный ход паломников в Саров 1 августа 1947 года оказался последним, затем периметр зоны протяженностью 56,4 км был взят под войсковую охрану. Выполняющий научно-технические задачи государственной важности, окутанный тайной Саров отдалился от внешнего мира.

    Жители поселка, превратившегося затем в город, трудились в научных, конструкторских, производственных подразделениях «объекта», различных городских организациях. Повсюду и непрестанно  их мировоззрение формировалось в духе коммунистической идеологии – официальной идеологии советского государства. Атеизм был положен в основу воспитательной работы среди населения, которую вели партийная и комсомольская организации, учреждения образования, средства массовой информации. В подавлении и недопущении среди местных жителей религиозной деятельности участвовали так же отделы милиции и госбезопасности.

     В апреле 1949 года в стенах храма, освященного в 1903 году во имя преподобного Серафима Саровского, открылся городской театр. Церковный алтарь был превращён в театральную сцену.  Печалью отозвалось в сердцах верующих людей разрушение в 1951 и 1954 годах двух величественных соборов на Монастырской площади. Во всей Нижегородской области в начале 60-х годов осталось всего лишь 48 действующих  церквей. Казалось, что с «религиозными пережитками» навсегда покончено.

    Но это было совсем не так. В Сарове сохранился и продолжал существовать сокровенный мир Православия.   Кто же пребывал в нём?

    В городе проживало немало верующих людей, воспитанных в православных семьях. Стремясь к совместной молитве, они образовывали неформальные общинки, существовавшие в условиях полулегальности. Многие из горожан, собиравшихся на богослужения, были выходцами из деревень, расположенных в окрестностях Сарова.  Они объединялись вокруг единоверцев, имевших опыт воцерковленной жизни и знавших порядок церковных служб. Среди таких подвижников веры были Алексей Федорович Кармишин, Иван Ивин, Евдокия Дмитриевна  Дворяшина, Анна Комарова, Елена Каныгина, Вера Федоровна Федотова, Мария Ильинична Савосина, Акулина Максимовна Шанина, и др. По 10 – 30 верующих (насколько позволяло помещение) собирались на богослужения в домах, расположенных в разных районах города. Достоверно известны десять таких мест.  По воскресеньям и в дни церковных праздников эти люди ходили молиться на Дальнюю пустынь, которая занимала особое место в жизни верующих людей. В православные праздники туда приходили до сотни человек. Вот что говорила об этом святом для каждого верующего человека месте саровчанка, ныне схимонахиня Дивеевского монастыря, матушка Серафима (Савосина):

– В Сарове было много верующих людей. От них маленько мы подхватили. Но главное дело, на Пустынке была невозможная благодать! Тишина, молитва, птицы поют. Солнце

играет, как на Пасху.…Скажу вам, – батюшка Серафим пребывает на Дальней пустынке, он свою обитель не бросит. Я люблю Саров, люблю Пустынку.

    Ни сильные морозы, ни милицейские оцепления на пути к месту богослужений, ни угрозы наказания на работе не могли их остановить.

    О. К., участница этих богослужений, так вспоминала эти годы:

– Бабы говорят: Ольга, ты ходишь на Пустынку, а говорят, будут штрафы давать! А я отвечаю: Я зарплату отдам, и все равно буду на Пустынку ходить.

    Молясь на Пустынке Господу, Пресвятой Богородице они всегда возносили молитвы и своему заступнику – преподобному Серафиму Саровскому. Вот с какой любовью сказала о нем участница тех богослужений Анна Васильевна Сустатова:

– Батюшка Серафим – наш святой. Он всю землю нашу освятил, а мы её осквернили. Он защититель наш, спаситель наш. Мы ему молимся, нашему молитвеннику и заступнику. Его знает вся Россия.

    И еще они ездили в Арзамас и Полховский  Майдан, Саконы и Бутаково, Темников и Надёжино, где оставались действующие церкви. Всё это в радиусе 50-70 км от Сарова. Некоторые верующие бывали даже в церквях Москвы и Загорска. Православные саровчане причащались там, крестили детей, участвовали в  совершении других таинств и обрядов. Почему они не могли жить иначе, подобно всем остальным? Татьяна Алексеевна Кармишина передала нам как завещание слова своего отца Алексея Федоровича Кармишина, который внес немалую лепту в православную жизнь Сарова того периода:

– Если в Бога не верить, то зачем жить, как же и быть, на что же надеяться?

    Возрастало утеснение верующих саровчан, которые, по мнению власти, «разжигали религиозный дурман». В октябре 1959 года, «идя навстречу пожеланиям трудовых коллективов», исполком Городского Совета народных депутатов запретил паломничество к святым местам на Ближнюю и Дальнюю пустынки.  Верующих  предупреждали, их фамилии вывешивали на доски позора, мешали молитвам, приходили с угрозами в дома, где совершались богослужения.  А они терпели и уповали на то, что Господь не оставит верных своих.

    И время перемен пришло. Заметным событием для верующих города стал первый за весь советский период Крестный ход в день прославления преподобного Серафима Саровского. Состоялся он 1 августа 1983 года. Вот что рассказала участница того крестного хода Александра Федоровна Сазонова:

На день памяти Преподобного мы пошли отсюда с Западной (дом №62 на улице Западной, где  проводились богослужения – М.Ч.). Мы с Машей Медведевой взяли большую икону преподобного Серафима Саровского на полотенце и понесли по улице, Рабочему поселку. Шли мы низом – вдоль Саровки, мимо хлебозавода. С нами шли тетя Дуня Дворяшина,

моя сестрица (Вера Федоровна Федотова – М.Ч.), еще кто-то шел. Нас шло немного, но в пути присоединялись новые люди. Мы уже не боялись. Шли и пели «Богородицу», «Достойно

есть…», тропарь преподобному Серафиму: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому Единому работати пламенне вожделев…». А когда отслужили обеденку на Дальней пустынке, отправились Крестным ходом с иконой обратно – лесом, потом дорогой до улицы Силкина. С нами шли все участники богослужения на Пустынке и пели. Это был первый Крестный ход в закрытом городе.


Оглавление |