Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Оксана Барышникова: «Наше дело сеять»

12 декабря 2012 года

Оксана Николаевна Барышникова, учитель начальных классов лицея № 3 и руководитель методобъединения преподавателей Основ православной культуры, размышляет о новом предмете.

Как давно мы ожидали и как долго шли к этому предмету. Изучая историю, литературное чтение, окружающий мир, мы прикасались к миру православия, А как же по-другому? Ведь это – неотъемлемая часть российской культуры. А теперь ребята на уроках в школе смогут познакомиться с Основами православной культуры. Я искренне радовалась тому, что этот предмет появился в школьной программе, и тревожилась, что выбор родителей может быть не в его пользу. Поэтому первым шагом на пути к уроку для меня стало родительское собрание.

Спасибо за доверие

Разговор с родителями получился серьезным и обстоятельным. «Ваш выбор должен быть осознанным. ВЫ выбираете за ребенка и для ребенка», – этой фразой я начала и завершила разговор. Говорила родителям о том, что православная культура пронизывает все сферы нашей жизни. Архитектура, живопись, литература, музыка, наш родной язык… Во всем – православная культура. И научиться ее понимать – разве это плохо? Дети откроют для себя новый мир. Они узнают, как видят мир верующие люди, как  думают, на чем основана их жизнь. Узнают, что многое из того, что мы называем культурным наследием, нам подарила православная культура.

А с другой стороны, мы, родители, должны дать детям все возможные точки опоры, ведь дальше им предстоит жить без нас. Православие дает человеку такую опору, которая позволяет видеть смысл в жизни, какой бы трудной она ни была. Много слов говорится о «загадочной русской душе». Но в чем ее загадка? Да и что такое душа, где живет и откуда взялась? На все эти вопросы помогут ответить уроки ОПК. А может быть, лишь приоткроют дверь, дадут повод остановиться, задуматься, осмыслить не только детям, но и взрослым. Ведь предмет предполагает его совместное изучение  с родителями...

Виктор Астафьев писал про голодное послевоенное время. Его семья бедствовала, ютилась в хибарке. Вдруг к ним в дом вошел пленный немец, и он так посмотрел на кусок хлеба и луковицу, лежащие на столе, что хозяин, который сам прошел войну, все ему отдал. Человек отнял кусок у собственного ребенка. Какая этика способна  объяснить эту необъятную широту души? По-моему, это можно объяснить только тем, что в душе человека живет Бог. Многие уже даже не способны оценить такой поступок, они покрутят пальцем у виска. А мы хотим дать детям возможность понять самые замечательные страницы нашей истории и сюжеты искусства, где проявился взлет человеческого духа…

А затем был месяц раздумий для родителей, их знакомство с новой информацией. А для меня это был месяц ожидания. К моей радости, многие родители вместе с детьми выбрали курс ОПК (но не все, но ведь это был их выбор). Спасибо им за доверие.

Урока не хватает

Уже почти полгода мы раз в неделю встречаемся с ребятами на уроке ОПК. Конечно, видимся мы и на других уроках. Но этот – особенный. На нем не выставляю оценок. Много времени уходит на подготовку к уроку. Но как приятно видеть интерес в глазах детей. Как радостно понимать – мы на одной волне. Детям нравится, они готовы рассуждать, слушать, задавать порой нелепые вопросы. А иногда и просто проверить учителя «на прочность». Мне всегда хочется находить в них именно душевный, эмоциональный отклик. Знания – это хорошо, но я четко понимаю, что нельзя за один час в неделю вложить большие знания. И тут мне помогает опыт преподавания в воскресной школе. Работая там, благодаря моим коллегам, я смогла усвоить важный урок: «Наше дело сеять, а взращивает Господь». Мне нужно коснуться души ребенка, пробудить все доброе, что есть в каждой детской душе. Дать ребенку опору, чтобы выстоять в нашем совсем не доброжелательном мире. Пусть пройдет время и, возможно, этот росток примется, а прорастет и отзовется уже во взрослом человеке.

В самом начале обучения мы с ребятами повели входное тестирование, и повторили его недавно. Детские отклики такие разные. На вопрос анкеты «Как ты думаешь, с какого класса надо изучать Основы православия?» несколько учеников ответили: «С первого класса и даже с детского сада». Я тоже так считаю. Порадовало, что в число призеров школьного тура олимпиады по ОПК попали не только дети из православных семей. Одна девочка очень заинтересовалась предметом, сама читала, ходила с книжкой.  Если мы хотя бы до одного ребенка достучались, уже хорошо. Думаю, дело не в том, чтобы они умели ответить, сколько книг в Ветхом и Новом Завете, чтобы у них информация от зубов отскакивала. Ничего страшного, если они путают термины, чего-то не знают (хотя что-нибудь все равно усвоится). Главное – оставить в душе добрый след. И очень хорошо, что не надо ставить оценок...

Большинство ребят с радостью идут на урок, но есть и те, кто не испытывает большого интереса. Значит, мне нужно посмотреть на себя и урок еще пристальнее. Очень важно понять этих детей, бережнее отнестись к ним. Здесь как никогда подходит заповедь врача «не навреди». Урок ОПК – светский предмет. И я стараюсь придерживаться этого условия, не нарушать его. Если честно, то это часто трудно для меня. Трудно научиться говорить: «Так думают православные люди», но я научилась. Мне очень жаль, что нет еще одного учебного часа. Его так не хватает! Чтобы рассказать о творчестве великих русских художников, архитекторов, поэтов и писателей, вдохновленных библейскими сюжетами. Жаль, что нет времени поговорить об библейских истоках таких знакомых нам выражений, как: «заблудшая овца», «зарывать талант в землю», «в поте лица», «Фома неверующий», «умывать руки» и многих других.

Почему боятся православия?

Но среди всей этой радости есть место и грусти. Очень жаль, что учителя и родители так боятся православной культуры. Жаль, что третьеклассники нашей школы не выбирают для себя ОПК для изучения в следующем году. Почему? В чем корень страха?

Конечно, учителя по-разному говорят с родителями. Одни умеют увлечь их Основами православной культуры, другие – светской этикой, третьи – вообще считают, что ОРКСЭ – бесполезный предмет, пустая трата времени. Пока не сумели разглядеть, чем он может быть полезен. Поэтому сначала необходимо заинтересовать самих учителей. Одно дело – читать нотации, а другое – попробовать коснуться души ребенка. Очень многое зависит от личности учителя, от того, как к нему расположены родители. На самом деле, лишь единицы из них – последовательные атеисты. А большинство все-таки подают записочки на родительские субботы, приходят поставить свечу в церкви. Ведь зачем-то они это делают. Так почему лишать ребенка возможности познакомиться с основами нравственного поведения, которое, согласно православному мировоззрению, опирается на непререкаемый авторитет Бога, Его заповедей? 

Я очень надеюсь, что курс ОРКСЭ останется в школе. Чтобы дети могли говорить на уроке и дома о нравственности, о добре и зле. Чтобы помочь родителям, помочь учителям. А главное – помочь детям не потерять себя в этом мире.

 

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.