Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Шесть веков русской истории сквозь призму Соловков

1 мая 2013 года

В течение трех недель в Городской художественной галерее работала выставка «СОЛОВКИ: Голгофа и воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России». Ее посетили 2 тысячи горожан. Мы побеседовали с историком В. А. Степашкиным, который участвовал в формировании местного раздела экспозиции и проводил экскурсии.

– Валентин Александрович, 2 тысячи посетителей выставки, это много или мало?

– Никогда в художественную галерею не приходило столько горожан, какой бы известный художник ни выставлял здесь свои работы. Экскурсии порой следовали одна за другой, по предварительной записи и без всякой записи. Группы достигали до 30 человек (вместо пятнадцати), хотя я проводил экскурсию и для одного человека. Интерес был неимоверный. Бывало, ведешь экскурсию, а к ней постоянно присоединяются новые слушатели. И в конце они просят провести для них еще одну экскурсию, т. к. они пропустили то, что было сначала. В Книге отзывов была сделана следующая запись от 19 апреля: «Искренне благодарна за такую замечательную выставку. Здесь среди списков погибших на Соловках я нашла своего родственника, которого моя бабушка считала погибшим без вести». К сожалению, подпись – неразборчивая. Мне бы хотелось через вашу газету обратиться к этой женщине, чтобы она нашла меня в художественной галерее и рассказала об этом подробнее. Даже одна эта запись говорит о том, что наша работа была не напрасна.  

– Каков был контингент посетителей?

– Самый разный, от школьников и до пенсионеров. Приходили на выставку городская дума, администрация, гости Сарова. Совет ветеранов города провел очень большую работу, организовал много групп. Причем, я обратил внимание, что некоторые люди приходили по 2-3 раза, настолько их заинтересовало и тронуло увиденное. Выставка была интересна еще и тем, что связывала Саров, Соловки и Санаксар. Мы с организаторами совместно подготовили три стенда, рассказывающих об исторических и духовных связях Сарова и Соловков: два из них – о  монастырском периоде и один – о том времени, когда на месте двух монастырей возникли лагеря системы Гулага.

Когда я заканчивал рассказ о Саровском лагере, всегда задавал людям вопрос: «Знаете ли вы, в каком здании мы сейчас находимся?» Это – бывший кинотеатр «Октябрь», последнее здание в городе, которое было построено руками заключенных Сарлага в октябре 1957 года. А потом их сменили вольнонаемные и военные строители.

Три саровских стенда останутся в городе. Они переданы в Свято-Успенский Саровский монастырь, где тоже создается историческая экспозиция.

– Необычным на выставке было присутствие святынь, которым можно было поклониться, звучал акафист прпп. Зосиме, Савватию и Герману.

– Да, на выставке были три святыни. Я начинал экскурсию от иконы свв. Зосимы, Савватия, Германа и Филиппа с частицами мощей, с рассказа о них. А на втором этаже был каменный крест прп. Савватия и икона Собора Соловецких новомучеников. Если я видел, что пришли воцерковленные люди, то рассказывал подробнее об этих святынях и соловецких подвижниках. Также обращался к ребятишкам, чтобы они обязательно рассказали об увиденных на выставке святынях своим бабушкам и дедушкам.  

Конечно, каждой аудитории было интересно что-то свое. Некоторые особенно заинтересовались фотографией молодых людей в пробковых поясах, которые на Соловках обеспечивали безопасность на водах. Школьникам я старался подать информацию занимательно, побольше рассказать о строительстве крепостных стен, о штурме Соловков английской эскадрой. Опасались, что будут проблемы со школьниками, но я не могу на них пожаловаться: кто хотел – слушал, но все ребята вели себя пристойно.

– Оказалось, что у Саровского и Соловецкого монастырей много общих точек.

– Оба этих монастыря жили по строгому общежительному уставу. В Сарове почитали cоловецких святых, им был посвящен красивый и уютный храм на монастырской площади – любимый храм прп. Серафима Саровского, для которого он своими руками выполнил кипарисовый престол. Есть параллели с игуменом Назарием Валаамским, что было установлено мною совсем недавно, и сотрудники Соловецкого музея-заповедника с радостью включили этот эпизод в экспозицию.

Иеромонах Саровской пустыни Назарий совершил путешествие на Соловки, прожив зиму в Анзерском скиту. А там незадолго перед этим погиб от рук разбойников настоятель, осталось мало монашествующих, скит находился в запустении. Когда прп. Назарий вернулся в Саров, он писал в Синод письма, в которых просился с еще десятью монахами и послушниками на Соловки, чтобы там восстановить скит и хозяйство. Но Синод посчитал, что он будет нужнее на Валааме, куда и отправили прп. Назария. Там он  и прославился.

Когда я писал книгу о прп. Назарии, изучал литературу, но, пообщавшись с историками с Соловков, познакомившись с книгами, которые они привезли, я все равно узнал много нового. Полученными знаниями старался поделиться во время проведения экскурсий.

Многие с удивлением узнавали тот факт, что прп. Феодор Санаксарский отбывал наказание на Соловках, которые использовались как тюрьма еще до революции. После этого рассказа я переходил к новому времени, начиная с 1920 года, говорил о жизни и быте заключенных Соловецкого лагеря особого назначения.

– Наверное, эту страницу истории люди знают хуже всего?

– Сейчас об этом издано много книг, но люди с большим интересом смотрели эту часть выставки, документальный фильм о Соловецком лагере, портретную галерею репрессированных. Это – цвет нации: ученые, духовенство, деятели искусства. Я рассказывал о Дмитрии Лихачеве и Павле Флоренском. Среди расстрелянных есть географ Столяров – дядя автора экспозиции, историка Вячеслава Столярова.

Обо всем этом трудно говорить и трудно слушать. Даже войти в этот, затемненный, раздел выставки как в камеру и увидеть перед собой настоящую тюремную дверь с решеткой – было довольно страшно. Некоторые люди плакали – те, у кого были репрессированы и погибли на Соловках родные. 

– После возвращения в 1992 году на Соловки мощей основателей монастыря, там начала восстанавливаться монашеская жизнь. Зарубежные фонды хотели помешать этому, устроить там Диснейленд на костях. А Саров – благодаря закрытости города – такие вызовы миновали.

– Да, люди с большим участием слушали рассказ о первом соловецком игумене Иосифе, который в 1990-е годы отстоял монастырь и своими трудами положил начало его восстановлению, при этом подорвал свое здоровье. Первоначально эта выставка и создавалась в трудное для монастыря время, чтобы рассказать о нем власть предержащим. А теперь она выполняет просветительские задачи. У нее очень большой потенциал. Я высказал куратору выставки П. Илларионову свои замечания по расположению иллюстраций, обнаруженных неточностях и опечатках. Это – нормально. Ведь экспозиция постоянно шлифуется…  

Уникальность этой выставки – в том, что там, на небольшом пятачке, сконцентрировано шесть веков русской истории. Сквозь призму Соловков удобно изучать историю России, размышлять о причастности к ней.

Что на выставке поразило больше всего?

Алексей: «Историю я учил давно, в школе. Тогда везде была идеология. Этот исторический деятель – хороший, а тот – плохой. Здесь же – совсем другой подход. На стенде про Петра I говорится, что он дважды посетил монастырь, пел на клиросе, знал службу. Но, в то же время, подрубил экономическое процветание Соловков, лишил монахов доходных промыслов и вотчин. Тут представлено все как есть – и хорошее, и плохое. Мне понравился такой непредвзятый и честный взгляд на историю».

Марина: «Поразили масштабы репрессий советского времени. Я узнала, что через Соловецкий лагерь прошло более 80 тысяч заключенных, а через Саровский лагерь – порядка 15 тысяч.

Анна Николаевна: «Все поразило. Мне очень захотелось побывать на Соловках».

Лариса: «Удивительна судьба родного деда Святейшего Патриарха Кирилла, который вышел живым с Соловков, всего отсидел 18 лет, прошел 46 тюрем и 7 ссылок, а в 1957 году стал священником. Я потрясена такой силой духа. Вообще – жизнь превосходит любой вымысел».

Максим: «Монашеская республика на Соловках – это модель идеального общества. Мощная экономика и нестяжательность каждого, отсутствие полиции, бережное отношение к природе. Зачем нужно было придумывать коммунизм? Только потому, что Бог мешал?»

Анастасия Ивановна: «Обычно на выставке ничего нельзя трогать, а тут – святыни, к ним можно прикладываться. Это – просто замечательно».

Иван: «Я недавно прочел книгу Б. Ширяева «Неугасимая лампада» о лагере на Соловках. А теперь побывал на выставке. Тема репрессий звучит хоть и жутковато, но все-таки – жизнеутверждающе. Потому что люди остались людьми в нечеловеческих условиях»…

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.