Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Cтесняемся исповедать Христа?

30 января 2014 года

В школах города сейчас проходят собрания родителей третьеклассников, на которых они выбирают для своих детей модуль курса «Основы религиозных культур и светской этики». Иерей Александр Брюховец знакомит родителей с модулем «Основы православной культуры» (ОПК).

– Отец Александр, какие вопросы возникли у родителей на собраниях? 

– На первом же собрании я столкнулся с тем, что вопрос был решен заранее. Учительница сообщила, что, поскольку она выбрала для преподавания «Основы светской этики», то и родители напишут заявления на изучение этого модуля. Но после моего выступления одна мама спросила, где можно купить учебник по ОПК. Ей захотелось познакомиться с ним, хотя она – как и другие – выбрала изучение светской этики, т. к. это было общее решение. Я думаю, что немало родителей просто не захотели пойти вразрез с большинством.

Меня огорчает, когда люди, называющие себя православными, боятся показать свою веру, и выбирают для своих детей светскую этику, которая является атеистическим курсом. Увлекаясь разными соблазнами, они отвергают то, что предложено Церковью. Когда надо засвидетельствовать свою веру, чтобы внести свет православия в нашу образовательную систему, они стесняются. Господь же говорит в Евангелии: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со святыми ангелами»…

– Батюшка, согласитесь, что действительно психологически очень неприятная ситуация, когда все в классе дружно записались на изучение светской этики, а твой ребенок и, может быть, кто-то еще пойдут заниматься неизвестно куда. Может быть, даже в другую школу, как раньше говорили на собраниях. Родители даже подумали, что им самим придется водить ребенка…

– Не надо пугаться. За два года преподавания курса я не слышал, чтобы кто-то реально сталкивался с такими проблемами. Везде находился преподаватель в той же школе. У меня самого дочь в прошлом году изучала ОПК. В этой группе было всего несколько детей, но не возникло никаких проблем ни с расписанием, ни с преподавателем.

Проблема в том, что учителя боятся брать ОПК, потому что в этом слабо разбираются. Но везде есть педагоги, которые прошли обучение, организованное НИРО, дающее им право вести любой из шести модулей этого курса. Всем учителям была предложена помощь  методобъединения, возможность обращаться за консультациями к священнику.

– Говорят: «Если у вас православная семья, кто вам мешает передавать эти знания ребенку дома или водить его в воскресную школу? Зачем вы создаете окружающим проблемы?»

– Семейное воспитание или воскресная школа тут ни при чем. Этот курс появился в школах по личной инициативе Святейшего Патриарха Кирилла для того, чтобы дети имели возможность познакомиться с основами православной культуры. Это уже потом возникло еще пять других модулей. Если же все будут отказываться от изучения ОПК, получится, что это людям не надо? Думаю, важно, чтобы мы не стеснялись говорить в школе о православной культуре, чтобы этот курс нас объединял. Нельзя снова загонять православие только в рамки семьи, каких-то частных нужд. В этом курсе говорится о ценностях, которые лежат в основании русской культуры и истории, всей нашей жизни. Если мы будем стесняться говорить об этом в школе, то кого мы там воспитываем? Граждан какой страны?

Вспоминаю, как на прошлогодних Серафимовских детских чтениях одна из школ подготовила постановку про Александра Невского. Костюмы, мечи, доспехи, – все было замечательно. Я спросил у ребят, что изображено на их знаменах, под которыми сражались и умирали наши предки? Они этого не знали. Им не говорили. А ведь в этом – самая суть. По-моему, при таком поверхностном подходе не духовно-нравственное воспитание, а какая-то профанация.

Пока в школах не будут изучать ОПК, мы будем безграмотны в самых простых вещах… Идем по улице, видим храм и не знаем, что это такое и для чего. Полная духовная безграмотность. Поэтому в школе надо об этом говорить, чтобы образовывались дети, родители и сами педагоги. А если мы не поддержим этот курс, то будем соучастниками тех, кто после революции изгонял  православие из системы образования и общественной жизни России.

– Некоторые православные родители опасаются, что если учитель слабо разбирается в предмете и не очень заинтересован в нем, то он может искажать многие понятия.

– Точно так же можно опасаться, что учитель математики или русского языка будет  преподавать что-то не так. Это сфера ответственности тех, кто готовит учителей и контролирует их работу – департамента образования и администрации школ. Думаю, что для грамотного и добросовестного учителя есть достаточно материалов для подготовки к урокам даже помимо основного учебника. Масса методических разработок в Интернете. Если человек захочет, то он не навредит. Тем более, что здесь не идет разговор о вере – как соединить душу ребенка с Богом, а лишь о православии как культурном и историческом явлении.

– Много говорилось о плохом учебнике «Основы светской этики» издательства «Просвещение». Но в некоторых школах работают по учебнику издательства «Русское слово» под ред. Студеникина, где делается упор на отечественные культурные ценности, разве что не упоминается слово Бог и религиозная терминология. Разве этого недостаточно? 

– Думаю, что нет. Мы должны понимать, откуда произошли те или иные понятия и правила поведения, где они имеют свое обоснование. Не убей. Не укради. Одно дело, когда это сказала учительница, и совсем другое дело, когда – Господь в Священном Писании. Если этические правила не будут иметь под собой основы, насколько они авторитетны для ребенка? Захочет ли он не просто выучить, но и придерживаться их в своей жизни?

– Батюшка, два года – маленький срок. Но видите ли вы уже какие-то результаты преподавания в школе ОПК?

– Cколько лет разрушали, и сколько – созидаем? Разве это можно сопоставить? Однако приведу слова, которые сказала после моего выступления замдиректора школы. По ее наблюдению, те дети, которые изучают основы православной культуры, намного лучше других излагают свои мысли, в том числе в письменном виде. Несомненным достоинством этого курса является то, что опять вводится сочинение в школах, благодаря этому дети лучше развиты.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.