Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Пост облегчает тело и совесть

2 апреля 2016 года

В волонтерском центре «Радость моя!» 24 марта состоялась встреча с духовником - иереем Сергием Скузоваткиным, посвященная теме Великого поста.

Многие участники волонтерского движения — это молодые люди, которые интересуются православием, читают литературу, двигаются в сторону Церкви. И для них очень важно услышать наставления священника. В беседе приняли участие около тридцати волонтеров, которые нашли силы прийти после работы и сбора средств на благотворительную акцию. Они с интересом слушали рассуждения о. Сергия о сути и цели поста, задавали вопросы.

Собравшиеся узнали, каким должно быть вхождение в пост, и что ограничение в пище — это только один из аспектов поста, который создает фон для всего остального делания. Священник рассказал о пяти уровнях воздержания в пище и о том, что гастрономический пост для человека должен быть посильным. О. Сергий сравнил тело человека с осликом, на котором мы едем, и с которым мы должны «заключить договор». Если мы будем скромны в пище, то почувствуем ее вкус, например, в субботу и воскресенье, когда разрешается пища с маслом.

Что означают слова «постимся постом приятным», которые многие понимают буквально? Слово «приятный» происходит от древнерусского глагола «яти» — «брать», а приставка «при» обозначает присоединение чего-либо. Т. е. мы добровольно принимаем, берем на себя пост, осознавая, что он полезен нам. Пост облегчает наше тело и совесть. Создает условия для того, чтобы стать спокойнее, сосредоточеннее, мудрее, свободнее от ненужных привязанностей. Мы должны навести порядок не только в еде и в чувствах, но и в своей душе. В пост дается особая благодать, Бог делает землю нашей души плодородной.

О. Сергий объяснил особый богослужебный порядок во время поста, тесно связанный с земной жизнью Спасителя. В обычное время вечером совершается вечерня, утреня и первый час, и только в дни Великого поста утреня совершается утром. А в греческих монастырях богослужение начинается утром и кончается вечером. Священник рассказал о том, что Русская Церковь взяла в качестве образца самый строгий, монашеский устав, и все самое лучшее в Церкви мы имеем от монашества.

О. Сергий:

По словам афонского старца Иосифа Исихаста, «истинный монах — это произведение Святого Духа». И каждый человек может стать таким настолько, насколько он освободит в себе места для Святого Духа. Но надо быть очень внимательным, чтобы освободившееся место не заполнил иной дух.

Для нас каждый год должен делиться на периоды «до поста» и «после поста». Что-то в нас должно измениться. Пост, связанный с преодолением трудностей, является трамплином к настоящей полноте и радости жизни.

В житии св. Марии Египетской мы читаем о том, что в древности монахи на время Великого поста специально уходили в пустыню, чтобы побороться со злыми духами на их территории. Так же и христианин уходит в пост, чтобы побороться со своими страстями — враждебными сущностями, которые хотят его поработить и подчинить себе. Пост подскажет, в чем наша слабость. Прислушайтесь к замечаниям, которые вам делают люди, и поработайте над этим. Нужно обязательно объявить войну какому-то греху и победить, чтобы отпраздновать победу вместе со Христом, в день Светлого Христова Воскресения. Во время поста человек, который хочет служить Богу, очищается, как руда в плавильной печи…

Тут женщины задали вопрос: «Все хорошо. Но куда мужа деть, чтобы все это исполнить»?

О. Сергий: «Поймите, мужья — это ваши родные люди, а не препятствие на пути к духовному совершенству. К людям, которых вам дал Господь, надо относиться, как к самым главным в жизни. Мужчины и женщины — разные существа. Мужчинам труднее прийти к вере, поэтому женам следует проявить терпение и снисходительность. Нужно уметь договариваться по-хорошему, показать пример, повести за собой. А такой пост, в результате которого увеличивается разлад в семье, никому не нужен. Цель поста — так себя воспитать, чтобы увидеть мужа другими глазами, в свете любви. И даже если он сидит у телевизора с пивом, постарайтесь увидеть, что это не его истинная сущность, а преходящая слабость.

Послушание мужу — тоже часть поста, причем, немалая. Послушание — христоподражательно. Сам Господь молился в Гефсиманском саду: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:36). Мы не всегда чувствуем пользу от послушания из-за своего внутреннего несогласия и ропота. Но когда ты доверяешь человеку, от послушания бывает польза душе, в такую душу вселяется Христос. И в жизни мы видим, что дети подчиняются матери, если она подчиняется отцу.

Истинная семья бережет свой внутренний мир, внутрисемейные отношения, там жены или мужья никогда не отзываются плохо о своей второй половине. Язык — наш враг, и он работает на опережение мысли. Особенно этим согрешают женщины. Так вот, в пост нам надо научиться обуздывать свой язык. Узнали что-то, не спешите сообщить другим. Пусть никто не знает, что у вас внутри идет борьба, а потом этот зуд языка перегорит. Если же мы спешим что-то сказать, от этого часто рождается осуждение, хотя бы и невольно. Словесное недержание опустошает человека...

Также для современных людей в пост очень важно информационное воздержание. Тогда начинаешь понимать смысл тишины, ценность слова, глубину мысли.

В советское время в окрестных деревнях постом кое-где даже отменяли уроки пения, потому что детей не могли заставить петь, они это считали греховным. Сейчас мы живем в другое время. Но все равно в пост лучше поменьше интересоваться новостями. От того, что ты узнал, мир не изменится, а мир души разоришь…

Как бороться с рассеянностью во время молитвы?

Это вы правильно сказали, здесь нужна борьба. Надо отказаться от чувственных представлений, чтобы ничего перед своим мысленным взором не представлять. Если клонит в сон, почаще менять положение тела, как-то подбадривать себя, попить воды. Если же мы приобретем смирение, то будем относиться к молитве не как к повинности, а как к чему-то необходимому.

Например, во время Великого поста читается замечательная молитва прп. Ефрема Сирина. В ней мы просим Бога избавить нас от духа праздности, который приводит к унынию; от духа любоначалия, когда мы хотим, чтобы все было по нашему, а не по воле Божией; и празднословия, умножающего зло в нашем сердце. Просим Бога даровать нам то, чего у нас нет: деятельную любовь, к которой ведут целомудрие, смиренномудрие и терпение. Первые два качества приобретаются кровью. Все отдашь, но нужно еще потерпеть, и только потом придет любовь.

Нецеломудренный человек не может любить, во всем он видит соблазн из-за своей испорченности. Причем это касается не каких-то особенных грешников, а всех людей. Когда мы с этим не боремся, оно нас и не беспокоит. А когда начнем борьбу, то бес старается представить в нашем воображении различные плотские иллюзии. Но кто по-настоящему постится, у того это притупляется.

И, наконец, чтобы очиститься от всего греховного, мы просим Бога даровать нам видение своих грехов и неосуждение ближних. Потому что когда мы видим в других грехи, это обязательно то, чего мы не видим в себе. Преступление и грех осуждать можно, но надо понимать при этом, что отец и виновник греха — бес, а не человек, который является лишь проводником.

А как увидеть свои прегрешения? Когда мы по воле Божией находимся в ситуации зависимой, когда нас оскорбляют, обличают, говорят неприятное, а мы в ответ гневаемся, раздражаемся, осуждаем, тогда мы можем увидеть свои прегрешения. Но мало увидеть, нужно еще уразуметь, о чем мы и просим в молитве...

Может ли человек сам прийти к вере, или ее Бог дает? Когда мы причащаемся «в суд и во осуждение»? Эти и другие вопросы обсуждались во время беседы, которая длилась более трех часов. Такие встречи необходимы молодым прихожанам для укрепления в вере.

Волонтерское движение / 2016 / 20160324-встреча с о. Сергием
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст подготовила М. Курякина, фото А. Виноградовой

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.