Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Посмотрите на мир глазами ребенка

27 мая 2016 года

Как научить ребенка правильно, благоговейно и пристойно вести себя в храме? Отвечает психолог Виктория Ивановна Горбушкина.

– Верующие родители часто задают подобные вопросы, не задумываясь, что чувствует маленький человечек в конкретных обстоятельствах, но желая изменить окружающую действительность в соответствии со своими «правильными и единственно верными» представлениями.

Прежде всего, важно понять, что дети и взрослые – это два разных мира. Например, взрослый человек осознает разницу между «быть» и «казаться», обладает навыками саморегуляции поведения, т. е. может вести себя «правильно» в различных жизненных обстоятельствах – на работе, дома, в храме, в общении с людьми. Для взрослого естественно «чувствовать ситуацию» и выстраивать свое поведение в соответствии с ней. В психологии это называется «социальная роль», которая характеризует поведение личности в зависимости от статуса или позиции в социуме.

Однако такое ролевое поведение формируется с возрастом, и детям, особенно маленьким, оно, как правило, не свойственно. Для дошкольника, который ведет себя пока естественно, физиологически не обладает навыками самоконтроля и не может осознавать свою социальную роль, требования родителей (например, стоять и не шуметь в храме) становятся задачей непонятной, сложной и часто невыполнимой. Максимальное время, в течение которого пятилетний ребенок может контролировать свое поведение, составляет... не более 25 минут, после чего требуется обязательная перемена занятия. И это – предельное значение, большинство деток нуждаются в более частой смене деятельности. Это важно помнить, когда мы приучаем детей к церковной жизни. Жестоко заставлять ребенка делать то, что он еще не может в силу своего возраста, кроме того, существует опасность вызвать в нем негативные чувства по отношению к храму и богослужению.

Означает ли это, что не надо делать никаких замечаний и полностью пустить ситуацию на самотек? Конечно же, нет! Но чтобы замечание достигло цели, важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Попробуйте сделать простое упражнение, которое поможет увидеть мир глазами маленького ребенка. В толпе людей присядьте на корточки (до уровня своего малыша) и посмотрите по сторонам. Вы удивитесь, насколько изменится все вокруг вас. Оказывается, взору ребенка открыты лишь полы пальто и нижние части брюк людей, стоящих плотным кольцом вокруг него. Надо ли говорить о тех чувствах, которые испытывает малыш в храме?

Если же речь идет о подростке, то понуждения «стоять по струнке» также часто не только не способствуют духовному возрастанию, но могут иметь обратный эффект. В этом случае необходимо сделать так, чтобы он нашел в церковной жизни что-то свое, личное, ведь в таком возрасте важен именно самостоятельный выбор, поиск собственного пути. Когда для подростка что-то становится личностно значимым, а не навязанным извне, то он готов за это бороться и даже пострадать. Очевидно, что добиться такого отношения к церковной жизни понуждением или угрозами невозможно. Для выстраивания правильных отношений с подростком необходима, прежде всего, чуткость родителей. Здесь нет единого рецепта, ведь каждый человек уникален, но, в любом случае не стоит ждать быстрого эффекта, его проявление может затянуться иногда на годы, поэтому запаситесь терпением и никогда не теряйте надежды.

В вопросах, связанных с православным воспитанием, не стоит ожидать быстрого и простого решения. Важно разговаривать, слушать и слышать своих детей, не жалеть времени на диалог и общение, твердо зная, что в будущем это окупится сторицей. Очень рекомендую прислушаться к советам опытного духовника, отца и дедушки – протоиерея Владимира Воробьева, изложенным в книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство».

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.