Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Священник Владимир Кузнецов: «В гимназии положительно действует сама среда»

8 сентября 2016 года

Родители дошкольников присматриваются к Саровской православной гимназии, мучаются сомнениями, отдавать туда ребенка или нет? Мы попросили духовника гимназии протоиерея Владимира Кузнецова ответить на некоторые вопросы родителей.

— Батюшка, все ли дети могут учиться в православной гимназии, или кому-то лучше идти в обычную школу?

— Думаю, что не все. В гимназии очень большая физическая и умственная нагрузка. Кроме того, здесь есть православные предметы, которые ребенку будет трудно воспринимать, если у него нет поддержки со стороны родных, которые не молятся и не ходят в храм. Но бывает и так, что родители еще ничего толком не знают о православии, но стремятся узнать. Порой эти люди начинают духовно возрастать, глядя на своих детей. Конечно, в идеале взрослые должны быть в духовном отношении хотя бы на шаг-два впереди своего ребенка, а не так, чтобы ребенок тащил их за собой. Если же у родителей нет стремления к духовной жизни, то не надо отдавать ребенка в православную гимназию. Не мучайте ни себя, ни других.

— А есть ли смысл отдать в православную гимназию (где гуманитарный уклон) ребенка, у которого уже видны задатки технаря, т. е. ему будут нужны точные науки?

— Мы предполагаем, а Господь располагает. Мне кажется, что во внеурочное время, в рамках дополнительного образования можно развиваться в любом выбранном направлениии. Нам же очень важно дать маленькому человеку не столько сумму знаний, сколько зажечь в его душе огонек Божественной благодати. Ее Господь вселяет в нас в Таинствах Святого Крещения и Миропомазания. А дальше уже от родителей, наставников и учителей зависит, будет ли этот огонек все сильнее разгораться любовью к Богу и ближним или нет.

На мой взгляд, если у ребенка есть какие-то задатки, они разовьются и дадут всходы, гораздо важнее не упустить духовную составляющую. Потому что если он получит блестящее образование и будет при этом подлецом и предателем, то какой прок от знаний? Но руководителями ребенка на жизненном пути являются его родители, все определяет их рассуждение. И, конечно же, можно в любой школе оставаться православным человеком.

— Не могут ли дети в православной гимназии научиться притворяться благочестивыми?

— Такое возможно. Но это зависит прежде всего от родителей, поскольку яблоко от яблони недалеко падает. Быть и казаться — две разные вещи. Какой продукт мы хотим получить: фальшивый или натуральный? Помыслы и дела родителей во многом отражаются в детях. Поэтому родители должны быть путеводителями своих детей, показывать им пример.

— Отец Владимир, вы наблюдаете самых старших учеников гимназии уже семь лет, других — меньше. Все ли дети в духовном плане меняются в лучшую сторону?

— Практически все. По крайней мере исповедь показывает, что у них есть самооценка, самоанализ. Трудности на этом пути есть, поскольку «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Но важно постоянство молитвы и духовного общения. Некоторым не всегда хочется молиться, ходить в храм, у них возникают другие интересы. Иногда бывает, что ребенок останавливается, но он может обогнать товарищей на следующем этапе своего духовного развития. Для Бога нет ничего невозможного, и здесь торопиться с выводами не надо. А у тех детей, которые пришли из православных и, особенно, из многодетных семей, виден прогресс не только в духовном, но и в интеллектуальном плане.

— Как в православной гимназии преодолевают трудности подросткового возраста?

— Помогает постоянство общения со священником и с Богом в молитве. У нас регулярно проходит исповедь и причащение ребят. Это не дает им уснуть на духовном пути. Конечно,  даже когда пришел Сам Господь, проповедовал и творил чудеса, не все люди, слушавшие Его, пошли за Ним. Но по старшим классам гимназии скажу, что нигилизма и полного отпадения от Церкви нет ни у кого из ребят. На подростков ощутимо влияет их окружение и, по-моему, в гимназии положительно действует сама среда, пример глубоко верующих ребят. Это подтягивает и дисциплинирует хотя бы внешне. А дальше видно будет.

Ощущаете ли действенность совместной молитвы, которая практикуется в гимназии?

— Молитва всегда полезна, потому что это духовная пища, дыхание души. Без дыхания тело существовать не может, а душа — тем более. Кто-то этой пищей пользуется в полной мере, кто-то — нет, но, как говорит Господь, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Особенно меня радуют дети, которые искренне молятся, из глубины сердца. Такие дети есть и в старших классах и, особенно, в младших.

Перед молебнами я говорю с детьми о праздниках, о святых этого дня или о каких-то ситуациях из школьной жизни, о проблемах поведения. Это тоже стимулирует за кого-то помолиться. И уже потом совершается молитва.

— Батюшка, вы с большим рвением исполняете обязанности духовника гимназии. При таком плотном общении дети, конечно, многое могут от вас почерпнуть, а что это дает вам?

— При общении с людьми я всегда стараюсь перенять что-то хорошее. И среди детишек есть такие, за которых я очень радуюсь. Благодать на всем, что они делают: и в учебе они среди первых, и во всех делах, и в поведении, и в отношении к окружающим стараются все исполнить правильно. Я очень надеюсь, что они не совершат в своей жизни тех ошибок, которые совершили многие взрослые, не будучи в детстве научены благочестию. Я думаю, как хорошо, что наши дети имеют такую возможность!

Меня всегда радует детская непосредственность и свежее восприятие мира, и, кроме того, наше общение во время игр в спортивном зале или на катке Ледового дворца. Это сближает и дает больше воспитательных возможностей — ребенок с большим вниманием относится к твоим словам, лучше тебя понимает.

— Чего не хватает ученикам православной гимназии в плане воспитания?

— Самых простых вещей: аккуратности, опрятности, внимания, послушания. Это все закладывается в семье. Мы своих детей порой так любим, что разрешаем им все, что они хотят. Молодое деревце привязывают к колышку, чтобы оно росло прямо. А безумная любовь мешает увидеть родителям, что посаженное ими растение искривляется. Они на это не обращают внимания: «Пусть растет!» А его уже давно привязывать пора.

В гимназии, конечно, не идеально, есть над чем работать, но там климат благоприятный.  Когда я общался с педагогами и родителями из других школ, то был шокирован рассказами о том, что там творится. Беспредел, дикость и пошлость уже в младших классах. По сравнению с этим наша гимназия просто оазис. Конечно, и в ней происходят живые духовные процессы формирования личностей, характеров и взаимоотношения детей. При этом все гладко не бывает. Но мы знаем, как врачевать. Главное, чтобы больной сам хотел вылечиться, а не рассуждал в духе «мне все должны».

— Сейчас довольно многие так рассуждают, отсюда обиды и ссоры. А как в гимназии разрешают конфликтные ситуации?

— Мы исходим из общепринятых школьных правил и норм. Но нравственную и духовную сторону дела тоже не обходим. Детям регулярно говорится о законах Божиих, смирении и послушании. И если ты чего-то не исполняешь, то ты не просто сделал плохой поступок, а согрешил.

По моему пастырскому опыту, детей формирует уклад жизни и отношений в семье. Даже в самой простой семье могут быть любовь и согласие, когда все друг другу помогают, ходят в храм. Там и вырастают хорошие дети. А если нет добра, но лишь ссоры, тяжбы и нежелание общаться с родными, это травмирует детей. У них ослаблен духовный иммунитет, они не умеют нормально общаться.

— Если в гимназии царят доброта и любовь, то как дети смогут выжить в реальном мире, где много зла и несправедливости?

— В мире много зла, но Господь пришел для того, чтобы его победить. Причем зло не побеждается злом, но только добром и любовью. Это кажется невыполнимым, но с Божией помощью возможно. Изучая Священное Писание, мы видим, что кучка простых неграмотных рыбаков сумела стать той закваской, которая изменила мир. Если будем жить по Евангелию, по заповедям Божиим, то и мы все сможем преодолеть — как говорит апостол Павел: «Все могу во укрепляющем меня Иисусе Христе».

И в этом (как и в любом другом деле) нужна тренировка. Приведу пример. Если человек закаляется, у него сильный иммуннитет. Жизненные силы организма защищают его от вирусных инфекций тогда, когда более слабые люди заболевают. Точно так же мы развиваем и свой духовный иммунитет, способный защитить нас от зла. Как сказал один из святых отцов: «Неважно, что с тобой происходит в этой жизни. Важно то, как ты на это реагируешь». Мы постоянно говорим детям, что православный христианин как воин должен мужественно переносить все трудности, лишения и раны. Почему же один человек достигает результата, а другой — нет? Потому что первый из них тренировался, преодолевая искушения и соблазны мира сего. Закон Божий учит нас, как правильно поступать. Но мы сами должны применять полученные знания на практике.

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото автора

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.