Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Школа должна быть Школой радости

6 октября 2017 года

В преддверии Дня учителя мы пообщались с Татьяной Ивановной Беловой, которая 29 лет возглавляла среднюю школу № 1. Эта школа была объединена со школой № 5. Теперь в ее стенах растет и развивается Саровская православная гимназия. Возможно, в этом образовательном учреждении осталось и то лучшее, что было в школе № 1. А лучшее — это доброта.

Справка. Педагогический стаж Т. И. Беловой — 40 лет. Она прошла путь от учителя физики до директора школы, Почетный работник общего образования РФ.

Профессия выбрала меня..

На вопрос, как она выбрала профессию учителя, Татьяна Ивановна засмеялась: «Это профессия выбрала меня...»

Она — горьковчанка, выросла в дружной семье, где было трое детей. Мама - домохозяйка, отец — инструментальщик высшего разряда. После окончания школы поступила на радиофак Политехнического института. В группе — всего несколько девочек. После второго курса Татьяна Ивановна поняла, что это — не ее призвание, и перевелась в пединститут. В Политехе она встретила свою любовь и будущего супруга, Александра Марковича. Они поженились в 1972 году и идут вместе по жизни уже 45 лет.

Александр Маркович начал свою трудовую деятельность инженером на заводе «Авангард», а Татьяна Ивановна, в 1974 году, учителем физики в школе № 17. Через восемь лет ее назначили организатором внеклассной и внешкольной работы, а еще через три года — директором школы № 1.

Реформатор поневоле

В книжке «История школы в судьбах людей», изданной к 50-летию школы № 1, Татьяна Ивановна пишет:

— Начало моей руководящей работы совпало с историческими событиями в нашей стране. Объявленная М. С. Горбачевым в 1985 году перестройка уже в 1991 году закончилась развалом Советского Союза, а в дальнейшем — роспуском компартии. Эти грандиозные перемены не могли обойти школу. Приостанавливается деятельность партийной, комсомольской и пионерской организаций. Имя Ленина перестает быть символом жизни нашего государства. На протяжении нескольких лет длился переходный период от идейно-политического воспитания всех до обращения в учебно-воспитательной работе к личности каждого.

В это время отменили характеристики на учащихся, ушли в прошлое общественно- политические аттестации; практически все общественные организации, с помощью которых можно было управлять, в частности, нерадивыми учениками и родителями, распались. Безусловно, в этих условиях сохранить прежний уклад школьной жизни было невозможно. Таким образом, сначала с Горбачевым, а потом с Ельциным и я, в какой-то мере, на новом месте оказалась реформатором, тем более, что с 1992 года началось целенаправленное реформирование школ...

Войдя в полосу перемен, школа, тем не менее, как и прежде, должна была выполнять свою основную задачу — обучать детей и воспитывать у них самые ценные во все времена качества: честность, доброту, любовь к Родине, к природе...

Доброе лицо школы

Татьяна Ивановна пыталась найти «лицо» школы, где учатся самые обыкновенные ученики. Педагоги разрабатывали эстетическое направление, занимались экологией.

Татьяна Ивановна: «В конце концов я пришла к выводу, что не обучение в экспериментальном классе делает детей счастливыми, а доброта тех, кто их окружает, одинаково внимательное отношение к «сильным» и «слабым», к здоровым и не очень, к «благополучным» и оказавшимся в трудной жизненной ситуации».

А для этого нужно было полностью отказаться от административно-командного метода, соблюдать интересы каждого ребенка, обучая в соответствии со способностями и возможностями. Создать в школе комфортные условия для детей и взрослых; атмосферу уважения, доверия и любви. Создать Школу радости. И педколлектив стал разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие методики.

В 2005 году Татьяна Ивановна впервые в городе ввела в школе православно-ориентированный учебный курс «Истоки» для развития системы духовно-нравственных ценностей ребенка. Его преподавала молодой учитель Светлана Вячеславовна Цыганова (Кузнецова), которая в 2009 году, когда в Сарове образовалась православная гимназия, стала в ней первым учителем начальных классов. Тогда гимназия еще не имела своего здания, и было трудно представить, что через несколько лет она разместится в бывшей школе № 1.

На вопрос о том, как она пришла в вере, Татьяна Ивановна развела руками: «Вера была рядом. В нашей квартире стояла икона Божией Матери. Мой папа, коммунист, «ловил» радиопередачи о православных праздниках. На Пасху мы с ним всегда красили яйца. Нас, детей, крестили в младенчестве. Но о вере с нами не говорили, и мы ничего толком не понимали...»

Ощущая нехватку знаний в области православия, Татьяна Ивановна окончила курсы при Московской Православной Духовной Академии по программам «Духовно-нравственная культура в образовательных учреждениях» и «Истоковедение». Сама преподавала курс «Истоки», ездила на Международные Рождественские чтения. Педагоги и ученики школы № 1 всегда поддерживали приходские начинания в сфере благотворительности, просвещения и культуры.

Татьяна Ивановна бережно хранит многочисленные открытки и пожелания учеников и их родителей. Добрые слова даже спустя годы поддерживают и греют душу. Например, ей пишет бабушка ученика, Клавдия Ивановна: «Трудно выходить потерявшего веру в себя и взрослых подростка, а вы это делаете. Не только учите, но и лечите добром. Из других школ к вам идут морально униженные дети, и от вашей заботы, доброты, деликатности и педагогической мудрости они возрождаются… Вы помогли моему внуку выйти из нравственного тупика...»

Школа № 1 находилась в малонаселенном микрорайоне, и в ее классах всегда были места для детей, желающих перейти из переполненных классов или уйти от конфликтных ситуаций. Выпускники с теплом вспоминают годы учебы в ней. Моя собеседница по натуре психолог. Ей близки слова, сказанные о прп. Феодосии Киево-Печерском: «Никого не бранил он, но любовью и сердечной молитвой приводил к покаянию».

Татьяна Ивановна: «Легко выкинуть ребенка из школы. А мы принимали всех учеников. Выучивали и лечили их в оздоровительных классах. Брали часто болеющих детей. У нас были специализированные кабинеты, классы охраны зрения с уникальным оборудованием, медицинское сопровождение, массаж, психолог, логопед, все педагоги прошли обучающие курсы. Жалко, что систему коррекционных классов IV вида (по зрению) не удалось сохранить.

Когда я только пришла в 1985 году работать в школу № 1, говорили, что ее скоро закроют, потому что мало детей, но мы продержались еще 29 лет. Мы дорожили каждым учеником. И когда некоторые из них переезжали в новый район, они не переходили в другие школы.

Благодарю судьбу, что при моей профессии она дала мне возможность общения с сотнями людей, наделив при этом большой любовью и уважением к ним, способностью понимать, сочувствовать и помогать им. Я всегда видела в своих подчиненных чьих-то мам, бабушек и жен. Поэтому у нас в школе сложился очень хороший коллектив...»

Уют домашнего очага

Татьяна Ивановна видела себя не только руководителем и педагогом, но и хранительницей домашнего очага. В семье Беловых трое дочерей. Их помогли вырастить родители мужа, с которыми они прожили 11 лет. Старшая дочь Елена пошла по стопам мамы, стала учителем физики, средняя Ольга — ведущий специалист департамента коммуникаций и международных связей РФЯЦ-ВНИИЭФ, а младшая Ирина — художник по дизайну интерьеров, живет в Нижнем Новгороде. В семье любят лыжи, настольный теннис, путешествия. Они объехали многие страны, но Татьяна Ивановна с дочерью и внуком любит бывать в Троице-Сергиевой Лавре. Вот ее стихотворение.

Преподобный отче Сергий!

Семьсот лет ты почитаем.

Ты — заступник земли Русской,

О тебе мы много знаем.

Как страдал и как молился,

Как учил смиренью, вере,

Как мудрее становился,

В Божий Промысл как ты верил.

Ты — помощник и учитель,

Духовник ты наш от Бога.

И светла твоя обитель,

Хорошеет год от года.

Для меня большое счастье

В святой Лавре оказаться,

И мощам твоим нетленным

С упоеньем преклоняться...

Подрастают внуки, но Татьяне Ивановне не сидится на пенсии, еще хочется быть полезной обществу. С этого года она трудится куратором по взаимодействию Саровского благочиния с образовательными учреждениями. Ей хочется наладить полноценный диалог школ и Церкви, чтобы в городских школах не боялись священников.

Сейчас родители обсуждают акцию — вместо цветов учителям жертвовать деньги на благотворительность. А как же воспитать в детях благодарность? И почему вопрос ставится или-или? Татьяна Ивановна Белова считает, что нельзя отказываться от этой традиции, и в День учителя каждый педагог должен получить один букет цветов, почувствовать праздник, радость, что он Учитель. А если букетов будет два, тоже ничего страшного.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М. Курякина, фото из архива

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.