Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Протоиерей Сергий Гомаюнов: «От учителя православной гимназии требуется подвиг»

22 апреля 2018 года

Сопредседатель правления Ассоциации православных гимназий ПФО, духовник и учитель истории Вятской православной гимназии о проблемах образования.

—Отец Сергий, чему вы хотели научить учеников Саровской православной гимназии?

— Современные школьники, изучая программу, могут в лучшем случае отвечать на вопросы «Что?» «Где?» «Когда?» Практически не умеют рассуждать на вопрос «Почему?» — понимать причинно-следственные связи и законы истории. И никогда не касаются третьего, самого высокого уровня, вопроса «Зачем?» — о смысле истории (его не рассматривают даже в вузах). Мне хотелось «затащить» ребят сразу на этот, третий этаж. С этой целью я поработал с ними, взяв фрагмент из моего годового курса «История России глазами Церкви», который я провожу в Вятской православной гимназии.

Этот фрагмент — предание о путешествии апостола Андрея Первозванного по Русской земле. Я попытался применить т. н. «искусство медленного чтения», когда, читая текст, мы идем не только к истории нашего Отечества, но и вверх — к Священному Писанию, и к жизненному опыту ребят. В итоге, мы выходим к очень серьезным проблемам, касающимся истории нашего народа, отдельной личности и библейского понимания многих вещей.

Мне хотелось, чтобы ученики хотя бы начали думать о том, что есть предназначение человека, есть Божий Промысл о народе, национальная идея, и как страшно быть несведущим в этом или, что еще хуже, обманутым.

Проблема в том, что дети могут правильно отвечать на уроках, зная, что мы хотим от них услышать. И часто у них правильные ответы есть, но не на глубине. Они по-настоящему осознают этот сложный материал только в том случае, если учитель истории Саровской православной гимназии Людмила Владимировна Куликова сможет привнести эти наработки в свои уроки. Но то, что они это усвоили на интеллектуальном уровне, уже хорошо. Было радостно, что ребята работали очень активно, смело, не боялись мыслить и ошибаться.

— А какие проблемы вы ставили во время своего выступления перед учителями?

— Мы унаследовали от дореволюционной школы болезнь, которую она не видела и не справилась с ней в условиях революционного кризиса. И в современной православной гимназии мы ее тоже не видим и не пытаемся лечить.

Главная задача школы — обучать и воспитывать через обучение. При этом обычно вся воспитательная работа мыслится за пределами уроков. Но православные мероприятия вне уроков не делают школу православной. Все главное совершается на уроке.

У нас, как и в дореволюционной школе, есть Закон Божий, который сам по себе. На этих занятиях пытаются воспитывать, но постепенно он вызывает у детей отторжение, потому что мы очень натужно и назидательно даем готовые ответы на не заданные ими вопросы. Поймите, бесполезно заранее давать ответы на мировоззренческие вопросы, до которых дети еще не доросли. Это их не волнует, это не их жизнь.

Не «Закон Божий» формирует мировоззрение учеников, а все остальные образовательные предметные области, которые базируются совсем на иных основаниях и воспитывают более эффективно, потому что делают это косвенно, а не «в лоб». В математике, физике, химии как-будто нет никакого мировоззрения, но эти уроки реально воспитывают уже тем, что там нет Господа.

Это не значит, что учитель математики должен вместо решения задач говорить о Боге. Но учителю нужно изучить то, что требуется знать человеку, работающему в православной школе, в первую очередь Священное Писание. Он должен понять, как его предметная область связана с православным мировоззрением. Т. е. если я историк, то должен задать себе вопрос, как связаны Библия и история, каковы направленность истории и роль личности в ней.

— Педагоги стараются научить детей своему предмету, а такие вопросы, боюсь, не затронуты ни в одной методичке. Вы предлагаете им самим искать на них ответы?

— Учитель, пришедший в православную гимназию, должен понимать, что он попадает в зону некомфортной работы. От него требуется серьезный подвиг. Его никто не может заставить делать то, о чем я говорю. Можно ограничиться тем, что делали в дореволюционных гимназиях, но они воспитали пламенных революционеров. Если что-то недодать ученикам, их очень легко увести к ложным целям, и они идут к ним с таким энтузиазмом, которого не дождешься от теплохладных граждан. Революцию делали именно такие люди…

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Беседовала М. Курякина

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.