Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Разговор Церкви с обществом или Как жить в XXI веке и оставаться православным христианином

21 июля 2011 года

Почти два года тому назад был создан новый постоянно действующий высший орган Русской Православной Церкви – Межсоборное присутствие. В его составе 136 членов: 50 архиереев, монашествующие, священство и всего 26 мирян. Среди них есть житель нашего города. Это – Дмитрий Сладков, советник дирекции РФЯЦ-ВНИИЭФ. Он участвует в работе двух из одиннадцати комиссий Межсоборного присутствия: «по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества» под руководством митрополита  Крутицкого и Коломенского Ювеналия и «по вопросам информационной деятельности Церкви и отношений со СМИ», возглавляемой Владимиром Легойдой.

Справка. В Положении о Межсоборном присутствии говорится: «Предание Церкви свидетельствует о важном значении соборности и советования епископата с полнотой церковной, ибо «кто слушает совета, тот мудр»... Одной из форм такого советования в Русской Православной Церкви является Межсоборное присутствие. Это – совещательный орган, содействующий высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Члены Межсоборного присутствия избираются Священным Синодом из числа архиереев, клириков и мирян раз в четыре года».

Откровенно и по существу

– Дмитрий Владимирович, насколько уникально Межсоборное присутствие в истории Русской Православной Церкви?

– Его прямой аналог – Предсоборное присутствие начала XX века. Тогда перед этим совещательным органом ставилась исключительная задача – подготовка Поместного собора, который не проводился весь синодальный период истории РПЦ. У нынешнего Межсоборного присутствия другие задачи. Патриарх Кирилл считает необходимым включить Церковь в повседневную жизнь общества. И поскольку Церковь должна и вправе высказываться по всем вопросам современной жизни (этого ждут он нее люди), нужно эти актуальные вопросы внимательно изучить именно с церковной точки зрения. Архиерейские соборы, имеющие право высказывания общецерковного голоса, собираются нечасто. Их решения тоже надо готовить. Поэтому Межсоборное присутствие и стало местом, где идет исследование сложных вопросов, прорабатываются варианты последующих соборных решений.

– Расскажите о том, как проходит работа комиссий Межсоборного присутствия.

– Практически каждую неделю в Москве проходят заседания какой-либо комиссии Межсоборного присутствия. Всего их 13. Больше всего документов, готовых к принятию, подготовила за минувший год комиссия под руководством владыки Ювеналия. В нее входят епископы и священники из России и других стран, из них половина мирян: политологи, предприниматели, писатели, общественные деятели, профессора и др. Эти люди, представляющие широкий спектр общественных и профессиональных позиций, собраны здесь воедино и административно никому не подчинены. Их работа не оплачивается, при этом активность и явка довольно велики, несмотря на их занятость.

В ходе продолжительных заседаний комиссии идет серьезное обсуждение, лишенное всякого лицеприятия. Все высказывается откровенно, по существу. Участники заранее готовятся, материалы и замечания к ним оперативно рассылаются по интернету. По каждому документу определяется ответственный, который составляет исходную редакцию и собирает замечания от членов комиссии. Проект документа проходит много итераций. При необходимости на заседания приглашаются внешние эксперты. Если замечаний слишком много, становится ясно, что нужно менять саму концепцию документа, вернуться к началу. Поэтому некоторые документы готовятся подолгу, но сроки здесь не главное.

Обсуждение идет до тех пор, пока члены комиссии не договорятся. На них не оказывается давления. Нет голосования, нет партий и группировок. Соборность проявляется как в разнообразии состава участников, так и в механизме принятия решений. Церковь – место селения Духа Святаго, и память об этом присутствует даже в самых горячих спорах. На моей памяти эти споры никогда не принимали личный характер, не обретали непримиримости. Безусловно, все здесь – люди воцерковленные, хотя между нами есть заметные различия по культурным традициям, политическим установкам, просто жизненному опыту.

Проекты первых документов после их утверждения Президиумом Межсоборного присутствия были выложены в официальном блоге Межсоборного присутствия и на портале Богослов.Ru. Началось активное всецерковное обсуждение этих документов. Для участия в нем было достаточно иметь интерес и желание вчитываться в тексты…

Новый опыт церковного законотворчества

Такая работа шла около года. В январе 2011 года состоялся двухдневный пленум Межсоборного присутствия, впервые собравший членов нового церковного органа. После приветствия Патриарха зачитали первый документ – «Об общественной деятельности православных христиан». Затем Патриарх Кирилл, глядя на присутствующих, спросил: «Кто желает высказаться?». Повисла продолжительная пауза. Участникам было сложно понять, как себя вести в новой для них ситуации. Сдерживал и чинный вид архиереев, сидящих в первых рядах.

Один из мирян, непосредственных разработчиков документа, прервав паузу, первым вышел к микрофону и без риторических околичностей перешел к конкретным замечаниям. Патриарх, в свою очередь, стал задавать ему встречные вопросы и затем, не отпуская от микрофона, вовлекать зал в это обсуждение. Рабочая тональность обсуждения была задана. Увидев, что мирянин-заднескамеечник спокойно вносит свои предложения и Патриарх принимает некоторые из них, потянулись к микрофонам молодые священники. А через какое-то время, желая высказаться, встали в очередь и архиереи. Содержательность, неподдельная заинтересованность в общем деле пересилили привычную иерархичность. Возникло живое обсуждение, эмоциональное и вместе с тем глубокое.

Патриарх, идя по тексту проектов, всякий раз доводил обсуждение до внесения конкретной правки. Через несколько дней эти документы вынесли на Архиерейский Собор. На сайте «Архиерейский Собор – 2011» приводятся параллельные тексты документов до и после внесения окончательных правок. Прозрачность полная. Видно, что в последнем варианте формулировки более отточены, а предложения – конкретны.

Семь из одиннадцати документов Собора были созданы Межсоборным присутствием. Это: «Общественная деятельность православных христиан», «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Критерии хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», «Предложения Церкви, государству и обществу относительно увековечивания памяти новомучеников и пострадавших в годы гонений», «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов». По словам Патриарха Кирилла, эти документы растолковывают, поясняют, как жить в XXI веке и оставаться христианином.

В настоящее время в комиссиях Межсоборного присутствия обсуждаются проекты многих документов, в том числе об отношении к ювенальной юстиции; о cоотношении науки и веры; о принципах информационной деятельности Церкви; об укреплении церковного единства и предупреждении расколов; о практике совершения приходских треб; о присоединении к Православной Церкви инославных христиан; о канонических аспектах «смешанных» браков между представителями разных христианских конфессий; о концепции Церкви по реабилитации наркозависимых, утверждению трезвости и профилактике алкоголизма; о процедурах и критериях избрания кандидатов во епископы; о митрополичьих округах как форме церковного устройства и др. Обсуждаются проекты положения о братствах и сестричествах диаконической направленности; концепции социальной и благотворительной деятельности Церкви; концепции религиозного образования. Список, понятно, далеко не полный.

Найти нужную интонацию

– Дмитрий Владимирович, оправдало ли себя создание Межсоборного присутствия?

– С моей точки зрения, появился очень важный канал внутрицерковной коммуникации. Несмотря на освобождение Церкви от гнета богоборческого государства, произошедшее на рубеже 80-90-х годов, у нас еще нет привычки к открытому и глубокому обсуждению наших проблем, нелицеприятному и вместе с тем не согрешающему хамовым грехом. Это непростая вещь. Трудно найти эту интонацию, любящую, разделяющую боль и, в то же время, решительную. Такая задача за год-два не решается, но движение началось.

– Как Вы относитесь к своему участию в работе Присутствия?

– Cмотрю на это с благодарностью и смирением. Безусловно, это – большая честь.

Одна из самых насущных задач нынешней России состоит в укреплении гражданского общества. Ядром этого движения может и должна стать Церковь. Сейчас много говорится о модернизации, об инновациях. Но прежде модернизации в экономике, технике, политической системе нужно провести гуманитарную модернизацию. Инновации здесь всего две, зато какие. Это ответственный гражданин. И это солидарное общество. Без них все разглагольствования о развитии, о достойном месте России в мире обречены на провал.

Считаю, что принимаемые сейчас общецерковные документы направлены на восстановление солидарного общества, где люди помнят о том, что они – братья и сестры, что в каждом из них есть образ Божий. Конечно, испортить можно любую вещь. Принятые и находящиеся в работе документы – это определенная декларация. Как она будет реализована – вопрос открытый. Жизнь покажет. Я надеюсь на лучшее.

Цитата. Дмитрий Сладков: «Для меня лично важен документ об увековечивании памяти Новомучеников. Он создан Церковью, но адресован всему обществу и актуален не только в духовном смысле, но, если хотите, и в общественно-политическом. Сейчас многие хотели бы восстановления сильной власти, и я, конечно же, в их числе. Новомученики есть живое напоминание о цене, которую платит народ при исторических переменах, о том, что не все средства хороши при решении масштабных государственных задач. В нашей истории много страшного и кровавого, но это наша история, ее надо принять и нести ответственность за нее. Память о Новомучениках вносит в эту работу души здравомыслие, помогая разделять жертв и палачей, даже если последние потом тоже стали жертвами».

Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Долгие годы Церковь молчала. Она молчала, в первую очередь, потому, что такими были внешние условия. У нас не сформировался навык внутренней, разумной, проникнутой церковным духом дискуссии о положении Церкви и о существующих проблемах. Но прошедший год свидетельствует о том, что Межсоборное присутствие действительно стало тем местом, где мы можем, не выходя за рамки канонического порядка, свободно обсуждать проблемы, стоящие на повестке дня Церкви. Дай Бог, чтобы этот процесс набирал силу и помогал нашим верующим осознать свою причастность к судьбам Православной Церкви, а значит, в значительной мере и к тому, что будет происходить в духовной жизни всего нашего народа».


 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Подготовила М.Курякина, фото с сайта Патриархия.RU

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.