Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Работы участников конкурса "ПРАВИЛА ЖИЗНИ"

Работа №1 (Надежда 11 класс)

Что важнее  справедливость или милосердие?

       Я  считаю, что на этот вопрос сложно ответить однозначно. Для  начала необходимо вспомнить понятия, что такое милосердие и справедливость. Милосердие — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Любовь к ближнему — неразрывно связана с заповедью любви к Богу. Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём, это потребность получать или назначать воздаяние не по пристрастию или неприязни, не по планам, а по очевидным делам и их результатам.

      В толковом словаре есть такое определение слова «милосердие»: хорошее, сочувственное отношение к кому-нибудь, проявление жалости, помилование. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. В древнеиндийском афоризме говорится: «Сочувствие правит миром», то есть важно, чтобы сердца наши не зачерствели, и мы ощущали боль ближних, особенно если они от нас зависят. Милосердие,  я считаю, самое благородное чувство человека. Это чувство сыграло важную роль в нравственном развитии человечества. Оно является самым ярким и талантливым мазком на картинах великих художников, просто светом, озаряющим лица обыкновенных людей, самым выстраданным словом в произведениях писателей. Развитие милосердия начинается в семье с самого раннего детства. Маленький ребенок копирует модель поведения со своих родителей, если родители занимаются благотворительностью, помогают нуждающимся людям, то эти качества начинают проявляться и у малыша, только в более простой форме, а при дальнейшем развитии личности формируется желание помогать в беде, т.е. милосердие. Но если ребенок воспитан в злобе и невежестве, то к чужому горю, несчастью, он будет относиться равнодушно. Однако не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает   милосердия. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Милосердие-это действительно очень важная составляющая человечности, чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни его необходимо тренировать. Сейчас, в начале двадцать первого века, века машин, новейших информационных технологий проблема милосердия остается актуальной. Мы нередко сталкиваемся с равнодушием, эгоизмом, озлобленностью, нежеланием помочь другим людям. Мы не умеем ставить себя на место людей, оказавшихся в трудной ситуации. И если так будет продолжаться дальше, то прожить без милосердия и сочувствия окажется трудно. Каждому из нас нужно не стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим. В нашей стране есть много людей, которым необходимо сострадание. В милосердии нуждаются не только пожилые, бедные и больные люди, а нередко и те, которые из-за ряда обстоятельств оказались в трудном положении: бомжи, бродяги, пьяницы, наркоманы. Без милосердия и сострадания невозможно прожить. Оно нужно всем: и тем, кому помогают, и тем, кто помогает. Милосердие должно сочетаться с мудростью. В проявлении милосердия необходимо опираться не только на чувства, но и на разум. То есть, прежде чем делать сознательные шаги милосердия, нужно серьезно продумать стратегию.

                                                                                Быть добрым совсем не трудно;

                                                                                Трудно быть справедливым.

                                                                                                               В.М.Гюго                     

   Справедливость относится к высшему разряду человеческого понимания – Мудрости Души. Предпосылкой формирования чувства справедливости и соответствующих индивидов является здоровое, разумно устроенное общество. Справедливость достигается через стремление к правде. Стремление к справедливости появляется у всех людей одновременно, но проявляется только у тех, кто к ней стремится. Чтобы восстановить  маленькую несправедливость, мы согласны понести ущерб во много раз больший возможных выгод этого деяния. Адам Смит говорил «Чтобы научить людей справедливости, надо показать им результаты несправедливости». Справедливость нужна нам сама по себе в независимости от ее невыгодности или выгодности. С другой стороны, наличие такого сильного чувства у человека как справедливость,  довольно странно. Больше всего человека, на мой взгляд, волнуют две вещи на свете: это несправедливость и любовь. Очень часто под понятием справедливость или словами «справедливость восторжествовала»  присутствуют совсем иные мысли, действия. Например, вас ударил человек с определенной силой, и вы получили от его удара сильную боль. Для восстановления «справедливости»  вы бьете в ответ. Своя боль всегда воспринимается реальнее и живее чем чужая, поэтому для получения субъективной справедливости  нужно ударить значительно сильнее. Этими действиями человек восстанавливает совсем не справедливость, это просто месть. Кто хочет поступать справедливо, тот корыстных целей не имеет. Так же чувство не справедливости частая причина злорадства. Cправедливость означает неравенство: беречь ребёнка, помогать слабому, снисходить к уставшему, ухаживать за больным, проявлять больше строгости к безвольному, больше доверия честному, герою оказывать почести. Справедливость, искусство неравенства, и она присуща лишь благородным людям. У неё обострённое чувство реальности, начиная от доброго сердца и живой наблюдательности, она отвергает механический подход к людям. Она хочет индивидуально подойти к каждому случаю, располагая человека к состраданию. Это чувство старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним. Справедливость с одной стороны связана с равенством. Она не может существовать в отношениях раб – хозяин, отец – дети. Но с другой стороны именно это равенство требует учёта достоинств, вступающих в отношения лиц, и поэтому обязательно оборачивается неравенством. Справедливость отражает интересы общества в целом, укрепляет его.

     Как говорил Люк де Клапье Вовенарг  « Милосердие предпочтительнее справедливости» и я полностью согласна с его высказыванием. Нельзя ответить точно, что важнее милосердие или справедливость, но, я считаю, что предпочтительнее милосердие. Это чувство  не преследует корыстных целей, а способность и желание помогать другим людям всегда высоко ценилось в любом обществе.

 

Прокомментировать

 


| Оглавление |