Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Работы участников конкурса "ПРАВИЛА ЖИЗНИ"

Работа №5 (Наталья, 6 класс)

Мир несправедлив. Как в нем жить?

 

Ребёнок – существо разумное. И незачем

не доверять ему и неустанно контролировать.

Нужны такт, вера и взаимопонимание.

 

     Данные слова принадлежат великому польскому педагогу, мыслителю двадцатого века Янушу Корчаку. Это он на баррикадах в 1904 году спасал раненых, в 1917 году работал в Киеве, в 1942 году во время блокады варшавского гетто добровольно взял на себя заботу о 200 сиротах. Но, несмотря на все горести и невзгоды, делом всей его жизни стала любовь к ребёнку, в котором он видел личность, отстаивая право ребёнка на индивидуальность.

     Ребёнок живёт среди зла, вражды, лжи. Мир несправедлив. Как в нём жить? Это вечная тема, волнующая и взрослых, и детей. Но особенно последних, ведь именно они очень тонко и болезненно принимают правду жизни.

       «Мы для ребёнка – самые главные…Мы знаем правильные пути. Только мы советуем и наставляем», - так считают родители. Они повелевают, приказывают, требуют от ребёнка. С кем дружить, что носить, какую пищу принимать, какие песни слушать. Думают: «Молодо – зелено». Мнение взрослого верное, а непослушание   ведёт за собой наказание: моральное или физическое.

     Но разве взрослые всегда знают, что надо кушать ребёнку, быть вегетарианцем или принимать животную пищу (это до сих пор спорный вопрос). Какое молоко целебное: коровье или козье.

     Вправе ли мама настаивать, что моя подружка на меня дурно влияет. Я сама по истечении определённого времени пойму, подходят ли мне этот человек по нравственным принципам, по интересам, уровню интеллекта.

     Некоторые методы воспитания только пагубно влияют на развитие ребёнка. Чрезмерная опека, мнительность, слежка наносит вред ребёнку. Человек, которого подозревают, становится изворотливым, хитрым, старается ускользнуть, обмануть родителей.

      «Тоталитарное воспитание ведёт к отсутствию мышления», - считал Януш Корчак.

     Конечно, ребёнок пытается противостоять нравоучениям взрослых, но, поняв их бесполезность, смиряется. Ведь взрослому всё дозволено. Сильному легко перед беззащитным. А в ответ ребёнок замыкается в себе, вступает во внутренний конфликт с родителями. «Ребёнка легко потерять, вернуть трудно», и с этими словами великого педагога трудно не согласиться.        Ребёнок растёт. Расширяется и сфера его общения, вот он в мире сверстников. Но и здесь обиды, обманы, унижения, удары. Болью, которую ребёнок переживает, он хочет поделиться со взрослыми, но те относятся к случившемуся с пренебрежением и насмешкой. А в наше время родители заняты материальным благополучием семьи, им некогда выслушать ребёнка, даже некогда с ним поговорить. А ведь ребёнок зовёт на помощь, жалуется на несправедливое решение.

     Большую часть своего времени школьник проводит в классе, окруженный не только сверстниками, но учителями. Отношения с педагогами не всегда складываются хорошо, отсюда неприязнь, которая возникает между детьми и взрослыми, имеющими педагогическое образование и опыт, - это, по меньшей мере, странно.

     Две вещи являются основными причинами конфликтов: самоутверждение учителя в глазах ученика и протест школьника против несправедливых поступков наделенного властью взрослого. Самоутверждение учителя может быть вызвано неуверенностью в себе или обидой на ученика, который смеет ему не подчиняться. Тогда взрослый вступает в войну и старается всеми силами и средствами выйти из нее победителем. Проблема в том, что он забывает о том, с кем воюет, о том, что смешно и глупо бороться с ребенком. Порой учитель делает поспешные выводы и торопится наказать виновных, он, как правило, ошибается в оценках, и тогда ребенок чувствует себя жертвой произвола. Педагог чаще всего становится не советчиком, а судьей, который стремится вынести суровый приговор.

     В среде взрослых бытует мнение, что доброта портит ребёнка, он распоясывается и в ответ отплатит непослушанием и злом. Придерживаясь данного принципа, старшие демонстрируют скупость в проявлении истинных чувств.

     Но и красивыми примерами, уговорами педагог перевоспитать ребёнка не сможет, так как домашнее воспитание, улица, средства массовой информации уже сделали своё пагубное дело, и теперь найти ключик к сердцу ребёнка очень сложно.

      Я воспитываюсь в семье педагогов второго поколения, и, наблюдая за практикой моих родных, не раз убеждаюсь, что, несмотря на то, что мир так несправедлив, особенно по отношению к нам, к детям, – мы заслуживаем уважения, любви, доверия, чистых радостей.

     Взрослый должен найти «только положительные черты характера… то, что кажется наиболее ценным и важным», - считал знаток детской души.

       А в ответ ребёнок раскроется, как новая, интересная книга, которая наполнена жизнерадостными сюжетами. Ребёнок жаждет ощутить доброту и искренность чувств, щедрость поступков родителей и педагогов. Ведь именно ребёнок воспитывает взрослого.

 

Прокомментировать

| Оглавление