Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Социально-нравственно развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях в процессе приобщения их к истокам народной культуры

7 октября 2010 года

Выступление  старшего  воспитателя МДОУ  «Детский  сад  № 18» Путевской  М.Н.  на  конференции «Православное  лето - 2010».

     В  настоящее  время  Россия  переживает  один  из  непростых  исторических  периодов.  Ныне  материальные  ценности  доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей  искажены  представления  о  доброте, милосердии,  справедливости,  патриотизме. Проблема  духовно- нравственного  воспитания  в  условиях  современного  общества  приобрела  особое  значение.

      Кажется  уже  нет  необходимости  говорить  о  важности  нравственного  воспитания  подрастающего  поколения.  Каждый,  кто  профессионально  занимается  воспитанием  и  образованием  детей,  безусловно,  понимает  эту  истину.  И  тем  не  менее,  в  наш  прагматический  век,  когда  малыши  сначала  знакомятся  с  рекламными  слоганами,  а  только  потом  узнают  что  такое  поэзия,  фольклор,  мы  должны  помнить  о  спасительной  роли  духовного  начала.

      Сегодня  идет  переоценка  ценностей,  активный  поиск  новых  методов  в  образовании  и  воспитании детей. На  первый  план  выдвигается  всестороннее  воспитание  личности  ребенка, обладающего  базовой  культурой.

     Каждое  дошкольное  учреждение,  реализуя  комплексную     образовательную  программу  уделяет  внимание  нравственному  воспитанию  детей.  Наш  детский  сад ,  имея    приоритет  осуществления  деятельности  по  социально- личностному    направлению  развития детей ,  уделяет  этому  вопросу  особое  внимание.

     Мы  работаем  по     комплексной  «Программе  воспитания  и  обучения  в  детском  саду»    под   редакцией  М.А.  Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.  Комаровой,  используем  парциальные  программы

  • « Основы  безопасности  детей  дошкольного  возраста» ( авт.Н.Н.  Авдеева,  О.Л.Князева, Р.Б. Стеркина),
  • «Камертон»   Э.П.Костиной;
  • «Мой  родной  дом»  Э.П. Костиной.

В  образовательной  программе   ДОУ  определили  основные  задачи  по  социально -  личностному  направлению  развития  детей:

  • Формирование  качеств  социальной  зрелости  личности  ребенка,  то  есть  усвоение  им  нравственных  общечеловеческих  ценностей,  национальных  традиций, гражданственности.
  • Формирование  навыков  культуры  общения  и  разрешения  проблемных  ситуаций.
  • Формирование  интереса  к  ознакомлению  с  родным  городом,  его  географией,  историей  и  культурой.
  • Ознакомление  с  культурными  ценностями  России  и  других  стран.
  • Развитие  речи  и  форм  речевого  общения, особое  внимания  уделяя  речевому  этикету.

   Работу  строим  по  трем  блокам:  взаимодействие  с  детьми,  методическая  работа  с  коллективом  ДОУ, взаимодействие    родителями,

      Второй  год  осуществляем  экспериментальную работу  по апробации    авторской программы  Э.П. Костиной  « Мой  родной  дом»,    основной  целью  которой  является    воспитание  любви  к  Родине  у  детей  дошкольного  возраста  через  приобщение  их  к  основам  национальной  культуры. К.Д. Ушинский  отмечал, что « …  воспитание,  если  оно  не  хочет  быть  бессильным, должно  быть  народным».  Приобщение  к  истокам  русской  народной  культуры  способствует   формированию  высокой  нравственности,  воспитывает  любовь  к  Отечеству, уважение  к  предкам,  защищавшим  Русь  от  врагов,  интерес  к  самобытной  русской  культуре, развитию  познавательных  способностей  детей.

      Перед  нами  встали  вопросы  по  обогащению  развивающей  среды  ДОУ.  Сам  интерьер    детского  сада  после  капитального  ремонта  способствует  развитию  интереса  к  родному  краю, городу. На  стенах  вестибюля,  благодаря  мастерству  саровской  художницы  Татьяны  Есенниковой « оживает»  монастырский  комплекс, панорама  старой  и  новой  части  города.  А  центральный  коридор  украшает  серия  картин 

« Времена года  на  Руси»  саровской  художницы  Евгении  Урм .  Картины  выполнены   в  стилистике  лубка,  очень  понятны  и  доступны  детскому  восприятию.  Проводя  консультации  по  экспериментальной  работе,  в том  числе  в  нашем  детском  саду,  доктор  педнаук  Э.П. Костина  положительно  оценила  развивающую  среду  ДОУ, отметив  этнокультурный  компонент.

     Обогащению  среды  групп  ДОУ  способствовал  смотр - конкурс    условий  по  приобщению  детей  к  истокам  русской  народной  культуры. Наши  воспитатели  очень  постарались,  с  помощью  родителей  значительно  обогатили  среду  предметами народного  быта.  Посуда,   игрушки,  расшитые  полотенца,   кружевные салфетки,  лоскутные  коврики  придали интерьеру  групп    теплоту  и  уют. Уголки  музыкально- театрализованной  деятельности пополнились  народными  инструментами, различными  видами  театров  по  русским  народным  сказкам, народными костюмами.

     Предметом  гордости  каждой  нашей  девочки  является  кокошник,  изготовленный    заботливыми  руками  мамы  или  бабушки. Наши  маленькие модницы  с  удовольствием  рядятся  в  народные  костюмы  и  в  повседневной  деятельности,  и  на  праздники.  Золотые  руки  нашей  кастелянши  Романовой  Н.А.   сшили  для  сада   русские  наряды  и  для  детей,  и  для  взрослых.

    В  познавательном  центре  ДОУ силами  всего  коллектива  с  помощью  уважаемых  родителей  оформили  интерьер  русского  быта,  уголок  народной  игрушки.

    А  спонсорская  помощь,   которую  регулярно оказывает    саду  депутат  А.Триканов ,  позволила  обогатить  методический  кабинет  чудесными   изданиями  сборников  русских  сказок, былин  с  иллюстрациями  Ю. Васнецова,  И.Билибина.  Очень  помогает  в  работе    энциклопедия  русского  фольклора ( более  700  произведений  малых  фольклорных  форм).

   Как  же  мы  проводим  работу  с  детьми?  Используем  форму  занятий,  бесед,  каждый  день  знакомим  детей  с  художественной  литературой.  Регулярно  проводим  фольклорные  досуги  и  праздники.  Традиционными  являются   «Осенние  посиделки»,   зимние «Святки-колядки» и«Масленица»,

 весенние «Сороки. День  птиц»,   а  летом   зовет на  улицу «Троица»-праздник  русской  березки.   Наш  опытнейший  музыкальный  руководитель  Т.Н. Хрусталева  ( 52  года  стажа  работы  с  детьми)  со  всей  душой  воспитывает  любовь    к  родной  культуре   у  детей   волшебными  средствами  музыки  и  театра.

      По  рекомендации  Э.П. Костиной  проводим  Дни  именинника,  День  рождения  детского  сада.   Развивая  преемственность  между  разными  возрастными  группами,  под  рубрикой  «Дети - детям»  организуем  совместную  деятельность  детей  ( концерты,  постановки  сказок,  изготовление  игрушек,  совместные  прогулки  и  экскурсии  и  т.д.).

   Увлеченные  творческие   воспитатели  проводят  кружковую  работу  по  социально -личностному  развитию  детей.

Второй  год  работают  кружки

  • « Добрая  сказка»  (по  серии    пособий   социокультурные  истоки)- воспитатель  Мастерова О.А.;
  • « Волшебное  слово» (по  формированию  речевого  этикета) - воспитатель  Парфенова И.Ю.;
  • «Умелые  ручки»  (по  ознакомлению  с  народными  промыслами,  изготовлению  поделок  в  народном  стиле) -  воспитатель  Славина  Т.С..

   В  процессе  экспериментальной  работы  используем  авторскую  технологию  Э.П.  Костиной  по  взаимодействию  с  героями  одной  сказки  в  группе  в  течение  длительного  времени  (одна  сказка  в  квартал,  распределяем   сказки  с  учетом  времен  года). Так  в  средней  экспериментальной  группе  мы  подобрали русские  народные   сказки

« Петушок  и  бобовое  зернышко  (осень),  «Заюшкина  избушка» ( зима),  «Гуси- лебеди» (весна). Вначале  идет  комплексное  знакомство  со  сказкой  в  группе  ( чтение,  инсценирование  с  помощью  разных  видов  театра , драматизация   по  ролям),  затем  каждый  герой  сказки  «живет»  в  группе  1-2 недели. Сказочный  герой -  не  пассивный  наблюдатель. Он  активно  включается  в  повседневную  жизнь  детей:  приходит  на  занятия,  участвует  в  режимных  процессах, гуляет  на  прогулках, играет  в  разнообразные  игры,  помогает  разрешить  самые  разные  проблемные  ситуации, способствует  упражнению  детей  в  добрых  поступках  ( например,   споем  Заиньке  песенку, подарим  ласковое  слово  Медведю,  нарисуем  друзей  Волку, полечим  Петушку  горлышко,  научим  Лису  правилам  поведения  в  лесу,  приготовим  подарки  для  сказочных героев и т.д.). Отдельные  моменты  взаимодействия  с  героем  члены  творческой  группы ( Путевская М.Н.,  Мастерова О.А. , Хрусталева Т.Н.) заранее  планируют  ( поквартально),  выстраивают  цепочки  интересных  событий,  которые  преследуют  главную  цель - нравственное  воспитание  малышей.

       Дети  эмоционально  реагируют  на  появление  сказочного  персонажа.   Известно,  что  через  игровой  образ   педагогам  легче  объяснить  ребенку  « что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо».

     Год  углубленной  работы  принес  свои  плоды, дети  стали  внимательнее  друг  к  другу, с  удовольствием  оказывают  помощь  и  сверстникам,  и  взрослым, повысился  интерес  к  фольклору.

   Помимо  работы  с детьми,  педагогический  коллектив  сада  активно  работает  и  над  собой, ведь  воспитатель  - это  тот  человек,  с  которого  группа  детей  ежеминутно  берет  пример.  На  консультациях,  педагогических  советах  обсуждаем  насущные,  актуальные  вопросы:

  • Создание  условий  для  приобщения  детей  к истокам  русской  народной  культуры;
  • Приобщение  детей  к  произведениям  фольклора -  кладезю  народной  мудрости;
  • Эффективное  взаимодействие  с  детьми   с  проблемами  в  поведении  ( с медлительными,  застенчивыми,  гиперактивными,  агрессивными  детьми);
  • Взаимодействие  с  родителями  воспитанников;
  • Профилактика  детского  сквернословия.

    Значительное  количество педагогического  коллектива ( 5  человек  во  главе  с  заведующей  Г.В. Анохиной)  с  удовольствием  посещали  курсы  при  СарФТИ НИЯУ МИФИ   « Педагогический  потенциал  духовно-  нравственных  ценностей  отечественной  культуры». Получили  много  полезной  информации,    знаковых  тем  для  размышления,  способствующих   саморазвитию  личности. В  этом  году  есть  желающие  продолжить  обучение.

         Успешная  работа  с  детьми  по  нравственному  воспитанию  невозможна  без  тесного  взаимодействия  с  родителями, без  установления  с  ними  деловых  доверительных  отношений. Большинство  членов  нашего  педколектива   умеют  найти  подход  к  родителям.  Ведь  не  секрет,  что  достучаться  до  ребенка  гораздо  легче,  чем  до  взрослого…

На  встречах  с  родителями  (собраниях,   конференциях, круглых  столах)  поднимаем    волнующие  нас  темы:

  • Как  общаться  с  трудным  ребенком ? ( приглашали    опытного детского  психолога    Умилину  Е.В.);
  • Дети  и  компьютер;
  • Влияние  зарубежной  массовой  культуры  на  формирование  личности  ребенка ( по  материалам  известного  журналиста 

И.  Медведевой).

  • Профилактика  детского  сквернословия.

Стараемся    побудить   родителей  на  честный  открытый  разговор. Зачастую  это  удается. Так  на  групповых  собраниях  по  теме   обсуждения

 « Профилактика  детского  сквернословия»  были  заслушены  полярные  мнения. Некоторые  родителя,  в том  числе  и  одна  мама  не  считали  «плохие  слова»  чем-то  страшным, признались,  что  употребляют  их  в семейном  кругу в   аффектных  состояниях.  Большинство  родителей  осудили  такую  точку   зрения,  высказали  нелицеприятное  мнение  в  адрес  вышеупомянутых  родителей,  рекомендовали растить  детей  в  чистой  речевой  среде.

    Большинство  родителей  принимают  активное   участие  в  социально-  экологических  акциях  «Поможем  бездомным  животным», «Птичку  жалко», «Елочка, живи!», « Украсим  Землю  цветами».

     С большим     удовольствием  родители  принимают  участие  в  народных досугах  и  праздниках.  Показывают  спектакли по  русским  народным  сказкам.  Помогают  в  оформлении  среды  группы,  пополняют  фольклорными  произведениями  книжные  уголки. 

     В  целом  коллектив  родителей   положительно  оценивает    усилия  ДОУ  по  приобщению  детей  к  истокам  русской  народной  культуры, развитию  нравственного  начала  в  детях.

     В  заключении,  хотелось  бы  сказать  о  связи  детского  сада  с   учреждениями  социума.

       Наши  дети  с  пяти  лет  с  удовольствием  посещают  детскую  библиотеку  ( филиал № 4-  структурное  подразделение  МУК « Центральная  система  детских библиотек»  им. А.С. Пушкина) ,  в  которой  их ждут  не  только  книги, но  и  герои  сказок в  театрализованных  представлениях.  Педагогическая  техника  работников  библиотек    при  проведении  занятий  не  уступает  работе  опытных  воспитателей.

     Полюбились  и  взрослым  и  детям  спектакли   театра  кукол 

« Кузнечик».  Совсем  недавно,  в  середине  сентября  театр  приезжал  в  садик  с  очень  нравственным  спектаклем  « Медведь  и  лиса».  Даже  самые  маленькие  зрители  ( 4 года жизни )  поняли  содержание  сказки, сделали  правильный  вывод -  вредничать  и  обманывать  нехорошо.

          Наши  дошкольники  посетили  городской  музей -  экспозицию  русского  быта,  предметов  старины.  Дети  заинтересованно  рассматривали  интерьер  избы, некоторые  в  первый  раз увидели  те  вещи, о  которых  рассказывается  в  сказках.

         Давние  связи  имеет  наш  сад  с   ДШИ.  Так   в 2009 г. ребята  посетили  выставку  керамики  «Есть  у  России  душа». Особенно  запомнились   детям  яркие  веселые  глиняные  игрушки.

         В  дальнейшем  культурные  связи    будут  продолжены.

        Подводя  итог  сказанному,  делаем вывод,  что  работа  по  развитию  нравственного  начала  в  детях  сложна,  многогранна и  никогда  не  кончается. Мы  надеемся,  что  добрые  семена  взрастут  в  детских  душах  и  наши  дети  вырастут добрыми  и  умными,  хорошими  гражданами    родной  страны.

Скачать презентацию

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.