Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

1 февраля 2015 года

В оргкомитет Серафимовских детских чтений

НАПРАВЛЕНИЕ: «ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО»

ТЕМА: Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

Работу выполнил: гимназистка 5 класса

ЧОУРО «Православная гимназия имени святого благоверного князя Александра Невского

(Городецкая Епархия)»

Арцыбашева Александра

Научный руководитель: Хвостова Н.В., учитель музыки

 

Введение

Тема исследования – кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». В работе мы поставили цель: изучить особенности мировоззрения русского человека в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной Войны на примере кантаты С. Прокофьева «Александр Невский».

Задачи работы :

Изучить предпосылки создания кантаты;

Определить структуру музыкального произведения;

Проанализировать произведение;

Соотнести кантату «Александр Невский» со временем ее создания для понимания замысла автора .

Глава 1. Композитор – Сергей Прокофьев

Так как наше исследование касается музыкально произведения, а музыка не может существовать без композитора, то в самом начале мне хочется сказать несколько слов о том, кто был автором кантаты «Александр Невский». Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области Украины) в семье учёного-агронома. Сергея Алексеевича Прокофьева. Воспитание сына взяла на себя мать, Мария Григорьевна (урождённая Житкова), которая была хорошей пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с пяти лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки. В возрасте девяти—десяти лет мальчик-композитор написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах».

С 1904 года учился в Петербургской консерватории: у Н. А. Римского-Корсакова — по инструментовке, у А. К. Лядова — по композиции, у Я. Витола — по музыкально-теоретическим дисциплинам, у А. Н. Есиповой — по фортепиано, у Н. Н. Черепнина — по дирижированию . Окончил консерваторию: как композитор — в 1909 году, как пианист — в 1914 году. Ему присудили золотую медаль и премию им. А. Рубинштейна — рояль.

С 1918 по 1936 годы прожил в Соединенных штатах Америки. В своем дневнике композитор писал: «Ехать в Америку! Конечно! Здесь — закисание, там — жизнь ключом, здесь — резня и дичь, там — культурная жизнь, здесь — жалкие концерты в Кисловодске, там — Нью-Йорк, Чикаго. Колебаний нет. Весной я еду… » Но уже в 1936 году возвращается в СССР.

По инициативе Наталии Ильиничны Сац пишет для её Центрального детского театра всемирно известную симфоническую сказку «Петя и волк» , премьера которой состоялась 2 мая 1936 года.

Во время Великой Отечественной войны Прокофьев много работал, и важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по роману Льва Толстого «Война и мир».

Сергей Сергеевич скончался в Москве от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти н езамеченной . С. С. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Глава 2. Кантата «Александр Невский».

Моё исследование началось с изучения истории создания кантаты. Кантата  (в переводе с  лат.   саntare  —  петь ) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хор и оркестра. Используя инте рнет ресурсы я узнала, что в начале 1938 года, крупнейший кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Сергея Сергеевича Прокофьева, с которым был хорошо знаком ещё с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», - вспоминал композитор.

Работа над музыкой к кинофильму шла двумя путями: либо режиссер показывал композит о ру законченный кусок отснятой плёнки, предоставляя ему самому решать, какова д олжна быть музыка к нему, либо П рокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод , и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской .

Филь м «Александр Невский» вышел на экран 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул Сергея Прокофьева на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938-1939 года он посвятил этой работе. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки ( соединения между частями)» - жаловался композитор близким. Нужно было полностью перео р кестровать всю музыку, т.к. прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было ско м пон овать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, - «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», - вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла премьера кантаты «Александр Невский» в Большом зале Московской консерватории.

В музыке кантаты «Александр Невский» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева – универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков.

Первая часть кантаты «Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог (вступление), вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий.

Во второй части, былинной, «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дела на реке Неве»).

В третьей части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Резкие созвучия, суровый аскетический хорал, воинственные фанфары – характеристика врагов. Им противопоставлены скорбные напевы, воплощающие народное горе.

«Вставайте, люди русские» - четвертая часть кантаты. Основная мелодия хора дышит отвагой и боевой удалью. Она не рассказывает о минувших событиях, а призывает к бою за русскую землю.

Центральной частью произведения является грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нара стая и ускоряясь, приближаясь неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. Им противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские». Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).

Шестая часть – «Мертвое поле», - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.

Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

Заключение

Можно предположить, что Правительство Советского государства было заказчиком фильма «Александр Невский», т. к. было не простое политическое время для советских людей. Гитлеровская Германия вела агрессивную политику против СССР, необходимо было поднимать патриотический дух народа. И здесь, как всегда, в самое сложное для Родины время, приходит на помощь святой благоверный великий князь Александр. Его образ, его мудрость, его величие, как никогда становятся необходимыми для людей . Для более массового распространения музыки из кинофильма композитор работает над созданием кантаты. Во время Великой Отечественной войны на фронтах часто показывали фильм «Александр Невский», который поднимал патриотический дух советских солдат. В своей музыке композитор прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием!

Итак, изучив кантату С. Прокофьева, мы поняли, что для советского патриота важно было сплотить народ против агрессии со стороны немцев. Исторически было заложено, что, начиная со времён А. Невского, немцы хотели захватить земли русские, но всегда получали твердый отпор со стороны русских войск, несмотря на значительное превосходство в силе.

 

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.