Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ»

2 марта 2016 года

Работу выполнил:

ученица 6 «А» класса

НОУРО «Арзамасская православная гимназия»

Букарева Полина Александровна

Руководитель:

Марчус Юлия Викторовна, учитель музыки и церковного пения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Русская православная икона – это одно из ценных наследий нашей страны России. С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств и создавали в иконе образ вечности, мира, чистоты. До недавнего времени к иконам относились как к предметам церковного культа, перестали ценить их красоту, художественность. Сейчас нам очень важно снова научиться любоваться радостным и ярким миром русской иконы.

Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, ангелов, святых и, конечно же, Богоматерь.

Большое распространение на Руси Богородичных икон говорит об особом почитании образа Богородицы в русской Церкви. Православная Русь всегда называлась Домом Пресвятой Богородицы. Сколько в древние времена было всяких нашествий, крестных походов, войн! Но Пречистая Дева избавляла от опасностей, спасала от врагов наше православное Отечество.

Первые исследования Богородичных икон относятся к 17 веку, это были всевозможные сказания в народном духе. Серьезно изучать вопрос иконографии Богородицы стал в конце 19 века замечательный русский иконограф и исследователь древнерусской культуры Никодим Павлович Кондаков. Это было только начало. Тогда многие иконы еще не были известны исследователям. Сегодня тема Богородичной иконографии остается актуальной и интересной для исследования.

Наше исследование началось еще в 2012 году, когда я училась во 2 классе гимназии. Тогда я задумалась над вопросами, какие бывают иконы Божией Матери, сколько их всего и почему их так много?

Так мы узнали, что общепризнанным считаются 364 иконы Божией Матери [1, C.3], из них только 197 внесены в Месяцеслов, то есть календарь праздников Русской Православной Церкви. Знакомясь с иконами, мы обнаружили, что многие из них очень похожи друг на друга и выяснили, что почти все иконы можно отнести к 4-м основным группам: Знамение, Одигитрия, Умиление, Акафистный.

Результатом нашей работы тогда стал православный календарь икон Божией Матери, который, начиная с 2012 года, я ежегодно выпускаю к Рождественским благотворительным ярмаркам. И этот год не исключение.

Сейчас, продолжая свое исследование Богородичных икон, мы особо заинтересовались вопросами, связанными с особенностями русской иконописной традиции, явлением вариативности Богородичных икон и их названиями. Как оказалось, Богородичные иконы являются благодарным объектом для исследования. Они наименее канонизированы, разнообразны по содержанию, композиции и колориту.

Таким образом, цели нашего исследования – определить, особенности русских икон Божией Матери.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с основами русской Богородичной иконописи.

  2. Рассмотреть разные варианты (изводы) Богородичных икон.

  3. Систематизировать иконы по их названиям и датам почитания.

Россия получила много чудотворных икон Божией Матери, которыми укрепляется наша вера. Нет ни одного отдаленного уголка в христианском мире, где не было бы свято чтимой иконы Царицы Небесной. В какой бы вы храм не вошли – везде и всюду встретят вас всевидящие, всех любящие и всех принимающие, чуть печальные и кроткие глаза Божией Матери. В каждой иконе явлена Её особая милость, Её особое участие в наших бедах и скорбях. И каждая икона есть выражение безграничной любви и безмерного упования русского народа в заступничество и покров Пресвятой Богородицы.

В связи с этим мы выдвинули гипотезу, что русская иконография имеет свои отличительные черты, обусловленные особой любовью русского народа к Матери Божией.

В ходе исследования нами применялись следующие методы:

- изучение и анализ литературы по теме исследования;

- сбор и систематизация материала;

- анализ, сравнение и классификация икон Божией Матери.

Теоретическая значимость работы заключается в проведенном анализе икон Божией Матери, типов названий и особенностей русской иконографии.

Практическая ценность и новизна исследования заключается в том, что в результате работы нами был создан Православный календарь чудотворных икон Божией Матери на 2012, 2013, 2104, 2015 и 2016 годы, содержащий не только названия икон, расположенных по датам их почитания, но и их цветное изображение.

1. Основы русской Богородичной иконописи.

Почитание икон на Руси началось с самых первых дней принятия христианства. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были первыми, кто принес христианскую веру на Русь. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебные книги, а Мефодий, к тому же, был и отличным иконописцем.

Особый русский стиль иконописи, отличный от византийского, начинает складываться к XIII веку. Именно к этому времени относится формирование Тверской школы иконописи. В XIV веке образуется замечательная иконописная школа в Новгороде, выработавшая самобытную манеру писания икон, значительно повлиявшая на последующие поколения русских мастеров-изографов. Наивысший расцвет древней русской иконописи приходится на XV век, ознаменованный именами таких гениальных иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный, а позднее – Дионисий. Иконы, написанные ими, вошли в золотой фонд не только русской, но и всемирной культуры.

И во все времена лик Пресвятой Девы увлекал сердца иконописцев, которые пытались предать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие. За десять веков христианской культуры в России было создано великое множество икон Богоматери.

Богоматерь на русских иконах всегда изображается в печали. Эта печаль бывает разной (светлой, нежной или скорбной), но она всегда исполнена большой духовной силы, мудрости, любви и благоговения. Матерь Божия на русских иконах всегда поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

На Руси почитание Богоматери всегда носило высокий и поэтичный характер. Возможно, поэтому в древнерусской иконописи наиболее был распространен иконографический тип «Умиление».

Еще одна особенность изображения Божией Матери: преобладание поясных икон. В то время как в итальянской, греческой и восточно-христианской традициях наиболее был распространен иконографический тип Богоматери на троне - Царицы Небесной. На Руси такой тип икон встречается крайне редко, по большей части в монументальных композициях - во фресках и в иконостасе.

Образ Приснодевы Марии и Матери Господа нашего Иисуса Христа имеет черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. Лиричность, просветленность и отрешенность — вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Традиционно принято изображать Богородицу в следующих одеждах: красном (вишневом) мафории, синей (голубой) тунике и голубом чепце.

Туника - нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами, длинная, доходящая до пола. Ее голубой (синий) цвет - символ девственной чистоты.

Мафорий - верхняя одежда, широкая, в разложенном виде круглая, с достаточным по величине круглым же прорезом посередине. Мафорий надевался поверх туники, покрывал голову Богородицы и по длине опускался немного ниже колен. Мафорий – знак Материнства Пресвятой Богородицы и полному послушанию Богу.

Женщины того времени всегда должны были покрывать голову, и на иконах Матери Божией мы всегда видим на Ее голове легкий плат, подбирающий и закрывающий волосы.

Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звезды, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звезды - символ Её Приснодевства. Она - Дева до Рождества Христова (звезда на правом плече), Дева - в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звезда на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звезда на левом плече покрывала) и кайма как знак ее прославления.

Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Её иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в Деисусом чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Её чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Цвет в иконописи — это средство создания формы, пространства, света. Древнерусские изографы стремились к тому, чтобы свет в иконах проникал из глубины Образа. Поэтому падающих теней в иконе нет. Предназначение света - органично ввести молящегося в мир переживания, любви к Богородице, Ее Божественному Младенцу.

В русской иконографии Богородицы заметно стремление иконописцев творчески разнообразить, обогатить Ее иконные изображения, создавать новые Богородичные иконы, не входящие уже в состав канонизированных, особый интерес также вызывают названия Богородичных икон.

2. Названия икон Божией Матери

В ходе работы мы обратили внимание на названия икон Пресвятой Богородицы, проанализировав которые, мы пришли к следующим выводам:

1 вывод: Иконы Божией Матери чаще всего имеют 2 типа названий:

1) По месту их обретения или прославления:

Шестоковская (обретена чудесным образом на шестке печи в доме г. Скрипицына в Москве); Полыньковая (найдена на о. Кипре в пещере, заросшей полынью); Ахтырская (явлена в 1739 году в г. Ахтырке); Феодотьевская (явлена в1487 году близ села Феодотьева); Пожайская (находится в Пожайском Успенском мужском монастыре); Ржевская (явлена в Ржевском уезде Тверской епархии); Шуйская (спасла г. Шую от эпидемии моровой язвы); Кипрская (явилась в 392 году на острове Кипр и находится там в монастыре, устроенном на месте явления); Киево-Братская (явилась и находится в Киеве в Братском училищном монастыре); Балыкинская (находится в с. Балыкине Черниговской епархии); Седмиезерная (находится в Седмиезерной Богородицкой пустыни); Смоленская (Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, а в 1237 году икона спасла Смоленск от полчища Батыя); Казанская (обретена в Казани на месте пепелища), Ярославская, Владимирская, Смоленская, Грузинская, Муромская и др.

2) По чудесам, которые исходят от иконы:

«Прибавление ума» (молятся о даровании ума и помощи в учении), «Неупиваемая Чаша» (молятся об избавлении от алкогольной и наркотической зависимости), «Воспитание» (молящиеся перед нею получают помощь в воспитании детей.), «Скоропослушница» (названа по велению Самой Богородицы: «потому, что скорую буду являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к ней»); «Спасительница утопающих» (явлена на берегу р. Десны в месте опасного водоворота и прославилась чудесами в спасении судов от гибели); «Избавительница», «Неопалимая Купина» (написана в 1822 году и спасла от многочисленных пожаров г. Славянск Харьковской епархии); «Нечаянная Радость» (повествует о раскаявшемся грешнике и нечаянной радости от иконы Божией матери, спасшей его от вечной гибели); «Чистительная» (икона имеет благодатный дар исцелять и очищать глазную болезнь) и др.

Часто эти названия поэтичны и выражают благоговейное отношение людей к образу Царицы Небесной: «Отрада», «Милостивая», «Благодатное небо» и др.

Реже встречаются следующие названия икон:

1) По особенностям изображения Пресвятой Богородицы:

«Тучная Гора» (на правой кисти Богородицы находится гора, в горе видится вершина церкви с несколькими крестами и куполами); «Семистрельная» (грудь Богородицы пронзают семь стрел: три справа и четыре слева), «Неувядаемый Цвет» (в руке Богородица держит лилию); Максимовская (икона изображает стоящего перед Богородицей митрополита Максима и принимающего из Её пречистых рук омофор); «Млекопитательница» (икона изображает Богоматерь, кормящую Богомладенца грудью); «Страстная» (на иконе около лика Богородицы изображены два ангела с орудиями страстей Господних); «Беседная» (изображает беседу Владычицы и святителя Николая с малейшим из членов православной церкви); «Огневидная» (одежда на Пресвятой Богородице красного цвета); «Мироносицкая» (на ней вместе с Богородицей изображены жёны-мироносицы); «У источника» и др.

2) По имени человека, с которым связано её обретение: Пименовская (принесена в Москву из Константинополя митрополитом Московским Пименом); Касперовская (долгое время хранилась у г. Касперовой, где, будучи уже ветхой и потемневшей, обновилась и прославилась многими чудесами); Коневская (принесена с Афона в Россию преп. Арсением Коневским); Горбаневская (по имени казака Горбань, нашедшего икону в траве во время покоса); Дамаскинская (написана в 18 веке преп. Иоанном Дамаскиным) и др.

Есть и другие, более редкие объяснения названиям икон, например:

- «Акафистная» икона Божией Матери имеет такое название, так как перед нею во время пожара в храме, где она находилась, читался акафист.

- «Елецкая» икона, хотя и находится сейчас в Ельце, но названа так потому, что её обрел Антоний Печерский, стоя на ели;

- «Ястребская» – обретена через ястреба;

- «Ножевая» - обретена в пустыни с висящим при ней ножом, который и доныне при ней находится.

2 вывод: У одной иконы могут быть разные названия.

Некоторые иконы Божией Матери имеют не одно название. Так, например, икона Божией Матери «Отрада» имеет второе название - «Утешение». Всем известная икона Батюшки Серафима «Умиление» называется также «Невеста Неневестная» или «Радость Всех Радостей».

Двойные названия имеют также следующие иконы:

Леньковская, именуемая «Спасительница утопающих»;

Барловская, именуемая «Блаженное Чрево»;

Албазинская, именуемая «Слово Плоть Бысть»;

Царевококшайская, именуемая «Мироносицкая»,

«Достойно есть», или «Милующая»;

Пюхтицкая, именуемая «У источника»;

«Вратарница», или «Неугасимая Свеча»;

Молченская, именуемая («Целительница») и др.

Мы столкнулись также с таким интересным фактом: среди икон Божией Матери мы нашли две очень похожие иконы с разным названием и разными датами почитания. Это икона Божией Матери Касперовская и икона Божией Матери Корсунская. Эти иконы имеют разное происхождение, но в современной иконописи практически неразличимы.

икона Богоматери 

«КАСПЕРОВСКАЯ» 

икона Богоматери 

«КОРСУНСКАЯ» 

3 вывод: Под одним названием иногда существуют непохожие друг на друга иконы.

Чаще всего это разные варианты (изводы) одной иконы или разные списки с иконы.

Например, название Елецкая имеют три разные иконы:

Первая икона имеет второе название – Черниговская. Она была обретена Антонием Печерским, стоящем на ели.

Вторая икона является её поздним списком и конкретизируется вторым название – Владимирская.

Третья икона изображает Божию Матери в полный рост без Младенца Христа. На этой иконе Божией Матери изображено явление Царицы Небесной Тамерлану перед его походом на Москву, бывшее в 1395 году в городе Ельце.

 По-разному выглядят и иконы под названием «Цареградская»:

Одна икона по преданию была написана евангелистом Лукой (празднование 8 мая). Этот образ погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности. Чтимый список (копия) древнего образа находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.

О другой Цареградской иконе Божьей Матери (память 30 сентября) сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили в соборной церкви Божественную литургию. На память о своём пребывании они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске.

Похожи, но все же различаются между собой иконы, имеющие название «Виленская»:

Несколько разновидностей имеют также и другие иконы. Например:

Акафистная икона Божией Матери:

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»:

Икона Божьей Матери 

«Величит душа моя Господа»:

Икона  Богородицы «Кипрская»:

Больше всех разновидностей мы встретили у иконы «Благоуханный цвет»:

Ещё больше разновидностей у похожего иконографического типа, имеющего название «Неувядаемый Цвет». С образами НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ и БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ существует путаница, особенно это относится к современным иконам. Нередко образ БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ пишут с подписью НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ, иногда наоборот.


Все приведенные иконы объединяет присутствие в руках Богородицы цветущей ветви или цветка (чаще всего лилии).

3. Даты почитания икон Божией Матери

Интересные наблюдения касались дат почитания Богородичных икон, которые чаще всего устанавливались:

  1. В честь обретения той или иной иконы (иконы Божией Матери «Казанская, «Цареградская», «Сурдегская» и др.);

Так известно, что обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, которая пострадала от страшного пожара. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели в земле, на месте недавнего пожара, Её икону. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Божией Матери. В честь этого события установлена первая дата празднования Казанской иконы - 8 (21) июля.

  1. Проявления ее чудотворной и благодатной силы (Например, так почитаются иконы «Вратарница (Неугасимая свеча)», «ВАТОПЕДСКАЯ», «Казанская» (22 октября (4 ноября) - в память избавления Москвы и России от поляков в 1612).

  2. В честь явления Пресвятой Богородицы и оглашения Своей воли.

Так, например, была установлена дата почитания Боголюбской иконы Божьей Матери – 18 июня (новый стиль – 1 июля) в честь явления Божией Матери святому благоверному князю Андрею Юрьевичу, названному за благочестие Боголюбским, в 1157 году, который покинул Вышгород и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю.

Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Пресвятой Богородицы, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой без видимых причин внезапно остановилась, и лошади не могли сдвинуть её с места. Замена лошадей также ни к чему не привела. Князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Её чудотворной иконой, потом уединенно молился в шатре. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.

Чудотворная икона была торжественно возвращена во Владимир, а на месте явления Божией Матери князь Андрей заложил белокаменную церковь Рождества Богородицы и основал монастырь. В память о том, что Божия Матерь возлюбило это место, монастырь стали называть Боголюбским. Позднее так же был назван и возникший рядом город.

Вдохновлённый явлением Пресвятой Богородицы, святой князь Андрей, которого с тех пор стали называть Боголюбским, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась. На иконе Богородица изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Божия Матерь держит хартию с Её молитвой к Сыну Своему: «Да благословит Он место сие, Ею избранное». Новописанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Богородицы и названа Боголюбивой, или Боголюбской.

Похожая история произошла с икона Божией Матери БОРКОЛАБОВСКАЯ (дата почитания 11 июля по старому стилю), которая связана с событиями, происшедшими 11 июля 1659 года, когда русский князь по фамилии Пожарский, возвращаясь из похода в Польшу, проезжал мимо обители с иконой, взятой им в поход. Около монастыря лошади остановились и не смогли сдвинуть повозку с места. После тщетных усилий князь, решив, что Божия Матерь желает остаться в обители, подарил икону Божьей Матери монастырю. Икона Пресвятой Богородицы Борколабовская – одна из самых чтимых в Белоруссии. Её списки (копии) находятся во многих белорусских храмах, сама же святыня пребывает в Свято-Воскресенском храме города Быхова Могилёвской области.

В ходе исследования мы также выяснили следующее:

  1. иконы Божией Матери могут иметь одну или сразу несколько дату празднования (Например, икона Богородицы «ЗНАМЕНИЕ» Курско-Коренная почитается 21 марта (8 марта по старому стилю), 21 (8 сентября), 10 декабря (27 ноября) и в 9-ю пятницу по Пасхе).

2) следует различать постоянные праздники (например, 4 ноября – празднование Казанской иконы Божией Матери, 22 декабря – «Нечаянная Радость») и переходящие (например, Иверская празднуется во вторник Светлой седмицы; Тупичевская и Кипрская - в День Святого Духа).

Постоянных дат намного больше. Переходящие дни почитания можно представить следующим списком:

 Кипрская (Стромынская) – в 1-ю Неделю Великого поста
 Иверская – во вторник Светлой седмицы
 Шуйская – во вторник Светлой седмицы
 Касперовская – в среду Светлой седмицы
«Живоносный Источник» – в пятницу Светлой седмицы
«Умиление» Псково-Печерская – в 7-ю Неделю по Пасхе
«Знамение» Курско-Коренная – в 9-ю пятницу по Пасхе
 Тупичевская – в День Святого Духа
 Кипрская – в День Святого Духа
«Споручница грешных» – в четверг 1-й седмицы Пятидесятницы
 Челнская – в 7-ю Неделю по Пасхе
 Табынская – в 9-ю пятницу по Пасхе
 Дубенская (Красногорская) – в Преполовение Пятидесятницы
 Моздокская (Иверская) – в Преполовение Пятидесятницы
«Нерушимая Стена» – в Неделю Всех святых
«Умягчение злых сердец» – в Неделю Всех святых

4. Иконы рукописные и явленные

Существуют иконы рукописные и явленные, то есть чудесным образом обретенные.

Среди рукописных икон особым образом отличаются иконы, написанные апостолом и евангелистом Лукой.

В результате нашего исследования к числу таковых мы отнесли следующие 10 икон:

- Милостивая икона Божией Матери, (Милостивая-Киккская, Милостивая-Владимирская),

- Смоленская икона Божией Матери

- Филермская икона Божией Матери

(эти три иконы удостоены благословения самой Царицы Небесной);

- Владимирская икона Божией Матери (написана на доске того стола, на котором трапезовал Господь Иисус Христос с Пречистою Материю и Иосифом праведным);

- Тихвинская;

- Корсунская;

- Влахернская;

- Феодоровская;

- Ченстоховская;

- Виленская.

Кроме рукописных, существуют иконы явленные, или чудесным образом обретенные.

К числу явленных относятся такие иконы, как Казанская, Табынская, Чухломская, Святогорская, Исааковская-Пошехонская, Домницкая, Почаевская, Знамение-Вологодская, Горбаневская, Елецкая-Черниговская, Сицилийская, Иверская, Шестоковская, Смоленская «Умиление», Печерская, Старорусская и другие.

Интересна история Ацкурского образа Божией Матери. Это образ нерукотворный. Как то, благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (современную Грузию), Богородица попросила принести Ей кусок доски. Умыв Своё лицо, Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках.

С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды апостолы присели отдохнуть, и на том месте, где они положили икону, забил святой источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и по сей день.

По преданию, в городе Ацкур апостолы воскресили умершего сына царствующей вдовы, приложив к нему чудотворную икону Божией Матери. Когда апостолам настало время покинуть Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону Богородицы в стране. Апостолы попросили принести равную по размерам доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесённую доску.

Одной из последних была явлена Урюпинская икона Божией Матери – в 1827 году. Вот как описывает её появление очевидцы: «В 8-й день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божьей Матери без всякой надписи её наименования». В православный календарь дата её почитания 21 июня внесена в 2000 году по благословению святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.

По некоторым источникам явленных икон немного, около 36. Мы в ходе исследования столкнулись с гораздо большим их количеством (нам даже показалось, что явленных икон намного больше, чем рукописных). Определение количества явленных и рукописных икон не входило в задачи нашего исследования, но заинтересовало нас и, думаем, станет темой нашего дальнейшего исследования.

Заключение

Трудно, да и невозможно изобразить все чудотворные иконы Божией Матери, которые сохраняются в разных уголках православного мира. Количество Богородичных икон огромно, их одновременное сходство и различия поразительны. Их величие и красота ни с чем несравнимы. Еще более несравнима духовная сила, исходящая от икон.

Богородичная икона дает нам истинный образ христианской любви. Один западный богослов так выразил смысл почитания Богоматери: "Самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Ее любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу". Этой любви и учат нас Богородичные иконы.

Иконография очень интересное занятие, она хранит ещё много тайн, которые хочется разгадать. Наше исследование не ограничивается достигнутыми результатами. В дальнейшем мы хотели бы найти ответы на такие вопросы:

- Каких икон больше явленных или рукописных?

- Кто, кроме евангелиста и апостола Луки, еще писал иконы Божией Матери?

- Какие обстоятельства чаще всего приводили к написанию или появлению Богородичных икон?

- Какие иконы Божией Матери являются местночтимыми?

Кроме того, мы планируем дополнить наш календарь чудотворных икон Божией Матери краткими сведениями о каждой иконе и выпустить этот календарь отдельной книгой.

Литература

  1. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Её икон / Сост. С.Снессорова. – Ярославль: Норд, 2008. – 460 с.

  2. Календарь «Православный» на 2012год / Сост. Н. Малахова. – Москва: ИнформБюро, 2011.

  3. Рудзиевская С. Русская икона. Книга для семейного чтения. – Москва: Русь-Олимп, 2008. – 144с.

  4. Тюлькин В.И. Худождественно-композиционный анализ Богородичных икон // Автореферат диссертации по искусствоведению. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/hudozhestvenno-kompozitsionnyy-analiz-bogorodichnyh-ikon-1#ixzz3vRuwHVui

  5.  Языкова И. К. Богословие иконы: Учебное пособие. М.изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. -212 с.: ил. 

  6. Интернет-ресурсы: www.ikonu.ru; www.pravoslavie.ru; www.deva-maria.ru

Приложение

Указатель чудотворных и чтимых икон Божией Матери

(по датам празднования)

Стар. стиль/Нов. стиль - Названия икон
11/24 января - Елецкая (1060)
12/25 января - "Акафистная"; "Млекопитательница"
21 января/3 февраля - Ктиторская (IV); "Отрада" или "Утешение" (807); Ватопедские иконы Божией Матери
25 января/7 февраля - "Утоли моя печали"
28 января/10 февраля - Суморинская-Тóтемская
5/18 февраля - Елецкая-Черниговская (1060); Сицилийская или Дивногорская (1092);"Взыскание погибших"
10/23 февраля - "Огневидная"
12/25 февраля - Иверская икона Божией Матери
15/28 февраля - Виленская (перенесение в Вильно в 1495 году); Далматская (1646)
21 февраля/6 марта - Козельщанская (1881)
28 февраля/13 марта - Девпетерувская (1392) (в високосный год - празднуется 29 февраля)
2/15 марта - "Державная" (1917)
3/16 марта - Волоколамская (1572)
5/18 марта - "Воспитание"
6 марта/19 марта - Ченстоховская; Шестоковская; "Благодатное Небо"
7/20 марта - "Споручница грешных"
8/21 марта - "Знамение" Курско-Коренная (1898)
9/22 марта - Албазинская, именуемая "Слово Плоть Бысть" (1666)
12/25 марта - Лиддская нерукотворная (на столпе) (I)
14/27 марта - Феóдоровская (1613)
19 марта/1 апреля - "Умиление" Смоленская (1103)
24 марта/6 апреля - "Тучная Гора"
25 марта/7 апреля - иконы Благовещения Божией Матери
3/16 апреля - "Неувядаемый Цвет"
12/25 апреля - Муромская (XII); Белыничская (XIII)
14/27 апреля - Виленская
16/29 апреля - Ильинско-Черниговская(1658); Тамбовская (1692)
18 апреля/1 мая - Максимовская (1299)
20 апреля/3 мая - Кипрская (392)
24 апреля/7 мая - Молченская (1405)
25 апреля/8 мая - Цареградская (1071)
1/14 мая - Царевококшайская, или Мироносицкая (1647); Андрониковская; "Нечаянная Радость",
2/15 мая - Путивльская (1635)
3/16 мая - "Успение" Киево-Печерская, принесенная из Царьграда (1073); Печерская (с предстоящими Антонием и Феодосием) (1085); Свенская (1288)
4/17 мая - Старорусская (1570)
5/18 мая - "Неупиваемая Чаша" (1878)
7/20 мая - Любечская (XI); Жировицкая (1470)
10/23 мая - Киево-Братская (1654)
14 (27 мая - Ярославская (Печерская) (1823)
21 мая/3 июня - Владимирская икона Божией Матери (1521); чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: [Псково-Печерская "Умиление" (1524); Заоникиевская (1588); Красногорская, или Черногорская (1603); Оранская (1634)]
28 мая/10 июня - Никейская (304); Чухломская (Галичская) (1350)
29 мая/11 июня - "Споручница грешных"
2/15 июня - Киево-Братская (1654)
5/18 июня - Игоревская (1147)
6/19 июня - Пименовская (1387)
8/21 июня - Ярославская (XIII); Урюпинская (1821)
11/24 июня - "Достойно есть" ("Милующая") (X)
18 июня/1 июля - Боголюбская икона Божией Матери (1157) и чтимые списки с Боголюбской иконы Божией Матери: [Зимаровская (XIII), Московская (1157)]
20 июня/3 июля - Моденская (Косинская)
23 июня/6 июля - Владимирская икона Божией Матери (1480); Псково-Печерская "Умиление" (1524); Заоникиевская (1588); "Вратарница", или "Неугасимая Свеча" (1894)
26 июня/9 июля - Тихвинская икона Божией Матери (1383); Нямецкая (1399); Седмиезерная (XVII); Лиддская (Римская) (I)
28 июня/11 июля - "Троеручица"
29 июня/12 июля - Касперовская (1853-1855)
30 июня/13 июля - Балыкинская (1711); Горбаневская (1786)
2/15 июля - Пожайская (XVII); Феодотьевская (1487); Ахтырская (1739)
4/17 июля - Галатская
5/18 июля - "Экономисса"
6/19 июля - Богородско-Уфимская (1621)
7/20 июля - Влахернская (принесена в Россию в 1654 г.)
8/21 июля - Казанская (явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казань в 1579). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721), Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Чимеевская (1770), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812).
9/22) июля - Кипрская (Стромынская); Колочская (1413)
10/23 июля - Коневская
11/24 июля - Ржевская, или Оковецкая (1539); Борколабовская
12/25 июля - "Троеручица" (VIII)
16/29 июля - Чирская (Псковская) (1420)
17/30 июля - Святогорская (1569)
20 июля/2 августа - Чухломская, или Галичская (1375); Абалацкая ("Знамение") (1637)
23 июля/5 августа - Почаевская икона Божией Матери (1675); "Всех скорбящих Радость" (с грошиками) (1888)
28 июля/0 августа - Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия"  (Путеводительница) (1046); Гребневская (1380); Костромская (1672); "Умиление" Серафимо-Дивеевская (1885); чтимые списки со Смоленской иконы Божией Матери: Устюженская (1290), Выдропусская (XV), Христофоровская (XVI), Супрасльская (XVI), Югская (1615), Игрицкая (1624), Шуйская (1654-1655), Сергиевская (в Троице-Сергиевой Лавре) (1730)
8/21 августа - Толгская (1314)
13/26 августа - Минская (1500); "Семистрельная" (1830); "Страстнáя" (1641)
14/27 августа - "Беседная" (1383); Нарвская (1558)
15/28 августа - Иконы Софии, Премудрости Божией (Новгородской). Чтимые иконы Успения Божией Матери: Киево-Печерская (1073), Овиновская (1425), Псково-Печерская (1472), "Семигородная" (XV) и Пюхтицкая (XVI). Моздокская (XIII), Ацкурская (I), Цилканская (IV), Влахернская (Груз.), Владимирская-Ростовская (XII), Гаенатская (XIII), Бахчисарайская, Чухломская (XIV), Сурдегская (1530), Тупичевская (XVII)
16/29 августа - Феóдоровская (1239)
17/30 августа - Свенская (Печерская) (1288)
18/31 августа - "Всецарица"
19 августа/1 сентября - Донская (1591)
22 августа/4 сентября - Грузинская (1650)
24 августа/6 сентября - Петровская (ок. 1306)
26 августа/8 сентября - Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (1395); Псково-Печерская "Умиление" (1524)
1/14 сентября - Черниговская-Гефсиманская (1869); Александрийская; "Всеблаженная" (в Казани)
2/15 сентября - Калужская (1771)
3/16 сентября - Писидийская (VI)
4/17 сентября - "Неопалимая Купина" (1680)
6/19 сентября - Киево-Братская (1654); Арапетская
8/21 сентября - Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская, (1659), Холмская, Курско-Коренная "Знамение" (1295), Почаевская (1599), Леснинская и Домницкая (1696)
11/24 сентября - Каплуновская (1689)
14/27 сентября - Леснинская (1683)
15/28 сентября - Новоникитская (372)
16/29 сентября - "Призри на смирение" (1420)
17/30 сентября - Цареградская (1071); Макарьевская (1442)
18 сентября/1 октября - Молченская (1405); "Целительница"; Старорусская (1888)
23 сентября/6 октября - Словенская (1635)
24 сентября/7 октября - Мирожская (1198)
1/14 октября - Люблинская; Псково-Покровская; Касперовская; Браиловская; Гербовецкая; Барская
7/20 октября - Псково-Печерская "Умиление" (1524)
9/22 октября - Корсунская
12/25 октября - Иерусалимская (48); Ярославская (1642); Рудненская (1687); Калужская (1812)
13/26 октября - Иверская икона Божией Матери (1648); Седмиезерная (XVII)
14/27 октября - Яхромская (XV)
15/28 октября - "Спорительница хлебов" (XIX)
17/30 октября - "Прежде Рождества и по Рождестве Дева" (1827); "Избавительница"
22 октября/4 ноября - Казанская икона Божией Матери (1612); Андрониковская
24 октября/6 ноября - Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (1688)
30 октября/12 ноября - Озерянская (XVI)
2/15 ноября - Шуйская-Смоленская (1654-1655)
7/20 ноября - "Взыграние" Угрешская (1795)
9/22 ноября - "Скоропослушница" (X)
12/25 ноября - "Милостивая"
15/28 ноября - Купятицкая (1182)
19 ноября/2 декабря - "В скорбех и печалех Утешение" (1863)
27 ноября/10 декабря - Икона Божией Матери "Знамение" (1170). Иконы Божией Матери "Знамение": Курско-Коренная (1295), Абалацкая (1637), Царскосельская, Серафимо-Понетаевская (1879), Верхнетагильская (1753), "Корчемная" (XVIII)
7/20 декабря - Селигерская (Владимирская)
9/22 декабря - "Нечаянная Радость"
20 декабря/2 января - Новодворская и Леньковская (Новгород-Северская), именуемая "Спасительница утопающих"
26 декабря/8 января - Виленская-Остробрамская; именуемые "Трех Радостей"; "Милостивая"; Барловская "Блаженное Чрево" (1392)

Переходящие праздники

 Кипрская (Стромынская) - в 1-ю Неделю Великого поста
 Иверская - во вторник Светлой седмицы
 Шуйская - во вторник Светлой седмицы
 Касперовская - в среду Светлой седмицы
"Живоносный Источник" - в пятницу Светлой седмицы
"Умиление" Псково-Печерская - в 7-ю Неделю по Пасхе
"Знамение" Курско-Коренная - в 9-ю пятницу по Пасхе
 Тупичевская - в День Святого Духа
 Кипрская - в День Святого Духа
"Споручница грешных" - в четверг 1-й седмицы Пятидесятницы
 Челнская - в 7-ю Неделю по Пасхе
 Табынская - в 9-ю пятницу по Пасхе
 Дубенская (Красногорская) - в Преполовение Пятидесятницы
 Моздокская (Иверская) - в Преполовение Пятидесятницы
"Нерушимая Стена" - в Неделю Всех святых
"Умягчение злых сердец" - в Неделю Всех святых

Православный церковный календарь на 2014 г.
М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви.)

Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.