Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

О независимости Церкви и государства

- Вам не кажется, что в настоящий момент в России сложилась нездоровая ситуация, когда Церковь и государство находятся слишком близко друг к другу? Возможна ли вообще в нашей стране полная их взаимонезависимость? - Алексей Юрьевич, 45 лет

- На мой взгляд, ничего такого нет. Постараюсь кратко обосновать.

Прежде всего, необходимо разделять хорошие отношения представителей духовной и государственной власти или скажем, признание государством в лице Церкви авторитета, представляющего огромного число граждан, от близости структурной или правовой. Вообще вопрос очень сложный. Чтобы увидеть, что было в истории более тесное и конструктивное сотрудничество государства и Церкви, предлагаю кратко коснутся темы прав Церкви Римской империи.

Это было государство с четко и рационально построенной юридической системой. С 313 года весь церковный клир вплоть до низших чинов был освобожден от муниципальных обязанностей и некоторых существенных налоговых обложений, как занимающийся общественным служением.

В ряду судебных привилегий Церковь приобретала неподсудность епископа, освобождение священников от судебного допроса, в том числе пыток. Кроме этого, епископу как доброму пастырю, вменялась обязанность быть третейским судьей, а также право печалования (ходатайства).

Храмам законодательно устанавливалась неприкосновенность и возможность политического убежища.

К IX веку также сформировалась традиция обязательного венчания для признания законности брака.

Можно по-разному относиться к предложенным примерам. Полезны ли были эти или другие привилегии для Церкви? Вопрос труден в том числе из-за сложного восприятия Церкви как общественно полезного института или «спасительного корабля».

Сейчас Православная Церковь для государственной власти юридически  остается как одно из прочих религиозных объединений, в числе своих обязанностей имеющая преподавание «основ православной культуры».

Возвращаясь к вопросу, возможна ли полная независимость государства и Церкви. Думаю, не больше, чем у людей, живущих по соседству. Византийское государство, осознав себя христианским, не перестало быть веротерпимым, и свобод и прав  для других религий было никак не меньше, чем в современном российском государстве. Однако самой важной привилегией Церкви в государстве Константиновской и постконстантиновской эпохи было как раз невмешательство государства в церковные дела.

У нас в России у Церкви и государства, на мой взгляд, сейчас общая  озабоченность - духовное здоровье общества. В этом направлении и должно происходить сотрудничество.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна