Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

Об анафеме на Нижний Новгород

Алексей В. спрашивает:

– Как мог святой Алексий послать анафему на Нижний Новгород? Впервые я об этом узнал из "Истории государства Российского" Н.И.Костомарова, там этот факт так дипломатично описан, что сложно понять, о чём речь. Лишь во время второго прочтения я этим конкретно заинтересовался. Суть этого случая, если коротко, заключается в том, что митрополит Алексий послал Сергия Радонежского в Нижний Новгород, чтобы тот уговорил Нижегородского князя подчинится Московскому князю, так как Московский князь не мог ни силой оружия, ни силой слова подчинить себе Нижний Новгород. И Сергий Радонежский не смог силой своих слов уговорить, тогда и случилось, то о чём я спрашиваю. Как сказано в книге, он "двери затворявши" в Нижнем Новгороде – запретил молиться Богу.  Вам не кажется, что эти двое святых не имеют права быть святыми после сделанного? Ни за что наказать Нижегородцев самым мощным церковным оружием – анафемой! Запретом на общение с Богом, закрытием церквей. И ведь за что? За дела светские! Князья там о чём-то не договорились, так народ-то тут при чём? Как после этого их сделали "СВЯТЫМИ"? Об этом написано и в житии митрополита Алексия и преп. Сергия. Как ОН мог так поступить?

Отвечает о.Сергий Скузоваткин:

– Здравствуйте, Алексей! Так все и было. Тогда только-только начали объединятся и крепнуть русские княжества. И уже явно наметился центр объединения Руси. Еще при митрополите Петре, который укрепил и возвысил прежде захудалый город Москву. А митр. Алексий лично в Орде защищал Русь, от московского князя не раз отвращал набеги и от русских людей - разорение. И вообще, с самого начала митр. Алексия нельзя воспринимать иначе, как заботящегося о людях по-отечески. Так и в случае с Нижним Новгородом. Анафема означает не проклятие, а запрещение или отлучение. Так вот, когда только начал налаживаться мир (именно мир в стране, пораженной враждой и элитарной конкуренцией) наряду с покоренной Тверью выплывает Нижний Новгород с амбиционным князем и амбициями необоснованного первенства. Снова угроза войны и разорения, снова русские будут воевать, разорять друг у друга святыни, перевозить их в свои удельные столицы на радость и забаву врагов. Реальность еще была такова: в тот период Церковь в лице митрополита не помогала власти Московского князя, а представляла ее. Именно митрополит Московский был и авторитетом, и властью для людей, которые не знали, кого им слушаться, кому подчиняться. Преподобный Сергий потому и поспешил по просьбе митрополита Алексия в Нижний Новгород и, обнаружив «упертость» местного князя, силой одного только своего духовного авторитета запретил богослужения во всем городе. Поступил он как пророк. Потому он и был святым и провидцем, что не заботился о том, как про него подумают в духе нового тренда осуждения сращивания государства и Церкви. Государство и русские люди, как православные, как нация, были в опасности. И мера запрещения богослужения была для нижегородцев как отрезвляющий холодный душ. Так что этот случай очень замечательный и правильный. Я о нем на лекциях по истории Русской Церкви никогда не замалчиваю.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна