Православный Саров

Подписаться на RSS-поток

«Троицкие круги» – возвращение на круги своя

7 июня 2012 года

В Сарове на Троицу с утра зарядил дождь. После литургии он усилился, но мы поездку не отменили. Члены ПТО «МiР» отправились в с.Безводное под Кстовом на знаменитые гуляния в день престольного праздника – «Троицкие круги».

К счастью, дождь задержал праздник и в самом селе, поэтому саровчане успели поплясать на нем. Дождь распугал всех случайных туристов, которые приезжают поглазеть на диковинку, и многих, особенно пожилых, сельчан. Остались самые стойкие. Поэтому народу было немного, несмотря на десятилетний юбилей возрожденного праздника, слава о котором пошла «по всей Руси великой».

В этом году там, как всегда, были москвичи из фольклорной студии «Поварская слобода» под руководством Оксаны Жабиной. Они в Безводном по крупицам восстановили народные традиции (костюмы и обрядовый фольклор) и до сих пор являются зачинщиками праздника. (прим. – «Поварская слобода» проводила в Сарове незабываемые фольклорные праздники на Рождество в 2009 и 2010 годах). Приехали их друзья из северного старинного русского села Ненокса Северодвинского района Архангельской области, где москвичи также проводят этнографические экспедиции. У северян похожие народные гуляния проходят в день св. первоверховных апостолов Петра и Павла. Они пригласили саровчан. На праздник приехали студенты из Нижнего Новгорода, которые сами родом из разных городов и весей. Например, Леша-гармонист оказался из Владивостока. Вот где в полной мере можно ощутить народное единство!

Безводное – большое богатое село. Народ там живет крепко, в хороших каменных домах. И раньше так жили. Об этом говорит без слов прекрасная каменная Троицкая церковь, построенная в 1894 году. Она восстановлена трудами протоиерея Льва Юшкова, который до своего назначения в Саров прослужил в Безводном 17 лет. Мы повидались с его честным семейством: матушкой Ириной и детьми: Ульяной и Дионисием, который уже сам стал священником и служит в г.Горбатове. Батюшка Лев очень многое сделал для села. При его поддержке в день престольного праздника возродились и старинные гуляния, когда водят хороводы.

Здесь говорят не «хороводы», а «круги». На них молодежь присматривала себе пару, но веселились люди всякого возраста. Вот и теперь после службы в день Троицы народ собрался на лужайке между церковью и бывшим купеческим домом (там по инициативе о.Льва был открыт краеведческий музей). Когда-то перед домом стоял памятник Государю Николаю II, теперь угадываются только следы от постамента. Кто знает, может придет время, и памятник тоже восстановят?

По сохранившимся образцам был воссоздан праздничный женский костюм с. Безводное. Это – произведение искусства, в котором даже дурнушка выглядит королевой. Наверное, он прежде стоил целое состояние: белая рубаха в кружевах, косоклинный сарафан из дорогой ткани, кокошник с золотым шитьем и безрукавка-епанечка из золотой парчи. Безрукавка тяжелая, стеганая на вате, на ней вкруговую заложено 17 фалд. Под сарафан надевали кучу юбок, в том числе, на обручах. В таком костюме можно ходить лишь растопырив руки. Девушки стремились показать свою дородность. Худышка, которая не может ни работать, ни рожать, не котировалась на сельской ярмарке невест. И, конечно, необходимый атрибут – сапожки. Безводнинцы были форсисты, щеголяли в них круглый год...

По музею нас провела его смотритель, Надежда Федоровна Кочетова. Она же шьет старинные костюмы и преподает в воскресной школе. Человек уникальный – все досконально знает о родном селе и любит его всей душой. Да и как его не любить? Изумительно красивые места: крутой берег Волги и вид на необъятные просторы. И не хочешь, а душа запоет…

В музее собрано более 700 экспонатов. Из рассказа Н.Кочетовой мы узнали, что жители села специализировались на кустарной обработке металла. Тянули проволоку. До того, как приспособили лошадей для вращения ворота, этой работой занимались преимущественно слепцы. Поэтому Безводное называли «слепой столицей Поволжья». Безводнинцы делали цепи разной толщины: от огромных до декоративных цепочек. Мастерили решета и  рыболовные крючки (что было запрещено). Тут жило много купцов, торговавших металлоизделиями. Это промышленно-кустарное село было хорошо известно в стране. Его даже упомянул В.И.Ленин в работе «Развитие капитализма в России». Н.Кочетова: «В нашем селе не было кулаков, но кто хотел – работал и жил вполне зажиточно. А кто не хотел, тот не работал. То же самое мы видим и сейчас. Одни пьянствуют и жалуются, что работы нигде не нашли. А другие хватаются за любую работу, занимаются частным извозом». Надежда Федоровна показала, как работает ткацкий станок. Она это еще в детстве переняла от мамы, а потом восстановила забытые навыки. В музее есть макеты пароходов, плавающих по Волге, сделанные капитаном, уроженцем Безводного. А еще – карта села, на которой обозначены разные районы: Лягушиха, Козинка, Гора, Поповка, Загробиха и др...

После праздника общение с друзьями продолжилось за самоварчиком возле гостиничного комплекса, наверное, пятизвездочного, по сельским меркам.

Православное творческое объединение «Мiр»
 
 


Нравится 0

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото – М.Курякиной

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.